0
1743
Газета В мире Интернет-версия

31.08.2001 00:00:00

Уготовано ли Финляндии место в НАТО

Андрей Федоров

Об авторе: Андрей Владимирович Федоров - директор политических программ Совета по внешней и оборонной политике.

Тэги: финляндия, нато


ОДНОЙ из наиболее щепетильных тем для финских политиков и историков остается вопрос о том, как Финляндия, страна с давними демократическими традициями, стала в 1941 г. активным союзником гитлеровской Германии в агрессии против Советского Союза. Многие годы пропагандировался тезис об ее вступлении в эту войну против своей воли, что она якобы была втянута в военные действия, как сплавное бревно в быстротекущих финских реках. Исследования ряда финских и других западных ученых в 60-70-е годы опровергли это утверждение и показали, что в предвоенные годы велась планомерная и разнообразная работа, направленная на то, чтобы Финляндия, когда придет время, приняла участие в осуществлении экспансионистских планов Германии, а также и своих собственных.

Четверть века назад президент Финляндии Урхо Кекконен, сам активный участник событий 30-х годов, резюмировал итог этих исследований: "Даже абсолютный болван не может больше отрицать того, что небольшая финская руководящая группа заключила с нацистской Германией секретное соглашение об участии Финляндии в агрессивной войне Гитлера летом 1941 года".

В ведущейся сейчас у нашего северного соседа непрекращающейся полемике о возможности членства страны в НАТО порой также проводят аналогию с теорией "плавающего бревна", поскольку все чаще достоянием общественности становятся многие факты, свидетельствующие о процессе "ползучего вовлечения" Финляндии в НАТО.

История наглядно показала пагубность для Финляндии любой односторонней внешнеполитической ориентации. Президент страны Мауно Койвисто в 1989 году отметил: "Суровые войны научили народ Финляндии, что именно малой нации следует учитывать интересы безопасности большого соседа и остерегаться строить свое будущее, полагаясь на заморскую помощь и симпатии".

После разрушения Советского Союза, с которым Финляндию связывал Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, она избрала путь военного неприсоединения и самостоятельной оборонительной политики.

Тем не менее уже в 1993 году прозвучали высказывания министра обороны Элизабет Рен: "Финляндия и НАТО имеют параллельные интересы и цели", и министра иностранных дел Пааво Вяюрюнена о том, что членство Финляндии в НАТО "не является невозможным".

Эти заявления, отражавшие тогда мнение достаточно узкого круга внешнеполитических и военных деятелей, не встретили сколь-либо заметной поддержки в финском обществе. Оборонительный дух финнов хорошо известен, однако они не горят желанием отправляться в военные походы за пределы собственной страны. Воинская присяга обязывает финна защищать лишь свое государство и его неприкосновенность. Действующее национальное законодательство разрешает добровольцам принимать участие в миротворческих операциях под эгидой ООН или ОБСЕ, но отнюдь не в операциях по так называемому "принуждению к миру".

Все же в 1992 году финляндское правительство приняло решение о закупке 64 сверхсовременных американских истребителей дальнего действия F/A-18 "Хорнет", которая получила название "сделка века". Постепенно стали открыто говорить, что истребители закупаются для борьбы против России. Министр обороны Элизабет Рен охарактеризовала эту закупку как "политическое решение" и подчеркнула, что "благодаря "Хорнетам" мы можем действовать в сотрудничестве со структурами НАТО".

С приходом на пост президента в 1994 г. Мартти Ахтисаари наметились существенные изменения в военно-политической линии Финляндии. По словам его помощника по вопросам внешней политики Алпо Руси, Ахтисаари фактически закрепил возможность вступления Финляндии в НАТО, не принимая во внимание мнение России. Участие в программе "Партнерство ради мира", к которой Финляндия присоединилась в том же году, стало составной частью деятельности оборонительных сил Финляндии.

В следующем году Финляндия присоединилась к программе политического и военного сотрудничества с НАТО "PARP" (Planning and Review Process) и стала активно участвовать в ней. Стандартизация вооружения и реализация других мер по "совместимости" финляндской армии и НАТО подходят к концу. Сейчас в рамках этой программы отрабатывается третий этап - совместимость наземных, воздушных и военно-морских сил, а также реализуется секретное соглашение о взаимодействии на море.

"Мы говорим с НАТО на одном языке, - заметил в 1999 г. командующий оборонительными силами генерал Густав Хегглунд, - и Финляндия во всем существенном готова для членства в НАТО". С ним солидаризировалась тогдашний министр обороны Аннели Тайна: "Мы помолвлены, но день свадьбы еще не определен".

Нынешний министр обороны Ян Эрик Энестам подтвердил, что членство страны в НАТО считается возможным. Со стороны правительства не раз делались заявления, что дверь в НАТО следует "держать открытой".

В финских СМИ высказываются предположения, что в узком высшем кругу, возможно, уже согласован вопрос о членстве страны в НАТО. В руководстве оборонительных сил страны этот вопрос считают решенным. Один высокопоставленный чиновник НАТО не столь давно высказал мнение, что Финляндия и Швеция станут членами НАТО через пару лет после вступления в нее стран Балтии.

Как и в отношении других стран Европы, за планомерным и целенаправленным укреплением позиций НАТО в Финляндии стоят прежде всего США. Б.Клинтон и С.Тэлбот в 1997 г. заявили, что для Финляндии двери в НАТО открыты. В том же году правительство Финляндии изменило определение своей политики безопасности "неприсоединение к блокам и самостоятельная оборона" на "неприсоединение к блокам и убедительная обороноспособность".

Финские исследователи и печать отмечают, что все важные военные решения принимаются в тесном сотрудничестве с представителями США. Год назад Финляндия представила НАТО подробный доклад о своей оборонительной политике и обороне.

Для успокоения общественного мнения новый командующий оборонительными силами Юхани Каскела ввел в оборот термин "дальняя оборона" - то есть интересы безопасности Финляндии могут потребовать защищать их далеко от ее границ (невольно вспоминается, что в 1941 году одной из целей войны ставилось достижение "оборонительных границ" далеко на Востоке").

Доводы сторонников членства Финляндии в НАТО (которых не так-то много, а публично выступают единицы - прежде всего известный своими проамериканскими и пронатовскими взглядами Макс Якобсон) довольно скудные:

Финляндия, как и каждое государство, вправе сама выбирать пути и способы обеспечения своей безопасности. Россия не обладает правом вето, и с ней не следует особенно считаться;

существует потенциальная угроза со стороны России (в которую мало кто верит), и членство закрепило бы положение, что Финляндия не останется в одиночестве перед усилившейся со временем Россией;

через членство мы "получили бы гарантии безопасности, которых не имеют другие";

членство подтвердило бы "западность" Финляндии, сняло бы вопрос: "Почему финны не хотят быть в общих рядах европейцев?"

Официальная позиция

Президент Финляндии Т.Халонен занимает четкую позицию. Выступая на инаугурации, она заметила: "Финляндия, насколько это зависит от меня, останется неприсоединившейся страной". В ее выступлениях часто присутствует прежняя формулировка безопасности: "Военное неприсоединение и самостоятельная оборона". Однажды она заявила: "Общеодобренный курс Финляндии в области политики безопасности не содержит необходимости готовиться к подаче заявления о вступлении в НАТО", а в марте с.г. конкретизировала: "Возможное членство стран Балтии в НАТО не предполагает изменения линии Финляндии в отношении НАТО".

Можно видеть явное расхождение ее позиции с позицией премьер-министра Пааво Липпонена, внешнеполитические прерогативы которого в последние годы значительно расширены за счет сокращения соответствующих полномочий президента. По мнению премьера, нельзя говорить о собственной, региональной безопасности на Балтийском море: "Мы хотим быть частью европейской, фактически евроатлантической системы безопасности".

В июне с.г. правительство представило в парламент свой доклад по политике безопасности и обороне Финляндии (до 2004 г.), который будет обсуждаться в парламенте осенью. В докладе отмечается укрепление безопасности в районе Балтийского моря: благодаря расширению ЕС и НАТО, развитию отношений стран Балтии с Россией, региональному сотрудничеству и переменам в Европе.

Главными факторами линии Финляндии определены:

поддержание и развитие убедительной обороноспособности;

сохранение в существующих условиях военного неприсоединения;

участие в международном сотрудничестве по укреплению безопасности и стабильности;

продолжение и развитие отношений с PARP.

Пункта об отношении к членству стран Балтии в НАТО нет.

Главнокомандующий Густав Хегглунд в интервью Рейтер в 1999 году отметил, что членство Финляндии в НАТО вызвало бы озабоченность у России и повлияло бы отрицательно на финляндско-российские отношения: "У нас хорошие отношения с Россией, зачем уничтожать их ради такого членства, в котором мы не нуждается", кроме того, оно породило бы ненужное напряжение между Россией и Западом.

Заместитель госсекретаря Яакко Бломберг, выступая на собрании финского Атлантического общества в мае 2001 г., отметил, что пребывание Финляндии и Швеции вне НАТО является важным фактором в существующей расстановке системы безопасности в районе Балтийского моря. По его словам, в поле зрения Финляндии нет факторов, которые требовали бы изменения нынешнего курса.

Основным препятствием для реализации планов членства в НАТО является общественное мнение (в декабре 1999 г. - 73% против, в декабре 2000 г. - 66%) и в значительной степени позиция парламента. Отрицательно относится к членству и большинство военных экспертов. Явно не случайно в 2000 г. был упразднен Совет обороны, работавший под руководством президента и вырабатывавший общий подход правительства и парламента.

Бесспорно, что в ближайшее время общественное мнение и большинство парламента, учитывая географию, опыт истории и современное положение страны в Европе, будут выступать за продолжение политики военного неприсоединения. В этой связи сторонниками членства ставка делается на то, чтобы войти в НАТО не через парадную дверь, как вошли в 1999 году Польша, Чехия и Венгрия, а "юзом", через "черный ход" - через укрепление военного сотрудничества в рамках ЕС.

Финской дипломатии, особенно в последние десятилетия, свойственна тактика именно "мелких шагов".

Обеспечение интересов НАТО в отношении членства Финляндии происходит по нескольким направлениям:

укрепление и развитие политических и военных связей альянса с нею;

отработка военного взаимодействия оборонительных сил Финляндии с НАТО и ее отдельными членами в рамках целевых программ;

создание единой системы контроля и защиты морского и воздушного пространства;

координация военного сотрудничества Финляндии и Эстонии (фактически строительство эстонской армии шло и продолжается под руководством Финляндии);

углубление сотрудничества с государствами НАТО в рамках "Партнерства ради мира";

использование по возможности Финляндии для воздействия на других нейтралов: Австрию, Швецию, Ирландию;

недопущение какой-либо жесткой критики со стороны России в отношении членства стран Балтии в НАТО;

формирование в ближайшие годы в общественном мнении Финляндии позитивного отношения к членству страны в НАТО. Необходимо убедить сограждан, что Россия не предпримет каких-либо ответных мер и в худшем случае ограничится политическим протестом.

В последние три-четыре месяца внимание финских СМИ было сосредоточено на пропаганде необходимости членства Балтийских государств в НАТО и был изобретен термин "мирная поддержка". При этом подчеркивается, что:

членство этих стран в НАТО устранит спекуляции о неопределенности их положения, "серой зоне" и т. п.;

такое членство укрепит стабильность в районе Балтийского моря;

положит конец рассуждениям о том, "к чему могут привести разногласия с национальными меньшинствами в этих странах";

возможный кризис в отношениях с Россией останется в любом случае временным.

Делаются ссылки на высказывание премьера Эстонии М.Лаара от 26.08.1999 г.: "К нам поступают сигналы от весьма влиятельных исследовательских центров, что наше будущее членство в НАТО уже не воспринимается в России столь трагично, как год назад".

Новый посол Финляндии в Эстонии Яакко Бломберг поспешил заявить, что ее членство в НАТО не противоречит интересам Финляндии.

Известный финский политик Макс Якобсон писал в "Хельсингин саномат" (11 и 12.05.2001), что членство Балтийских государств в НАТО нужно потому, что "район Балтийского моря нельзя считать в плане политики безопасности стабильным до тех пор, пока статус этих государств в Европе не будет безоговорочно закреплен", а кроме того, "соединение с США через членство стран Балтии в НАТО способствовало бы поддержанию стабильности в районе Балтийского моря в интересах всех стран этого региона".

С нашей стороны можно обратить внимание на то, что существующие в Балтийском регионе проблемы в вопросах межгосударственных отношений носят невоенный характер и не требуют военного присутствия других государств в этом районе. Развитие связей Финляндии и государств Балтии с другими западными странами может и далее происходить без членства в НАТО, равно как и их участие в международных операциях по поддержанию мира.

Военно-политические проблемы безопасности для Финляндии практически решены ее вступлением в ЕС, ибо оно не только привело к интеграции страны в европейскую экономическую систему, но и представляет Финляндии коллективные гарантии со стороны ЕС (в будущем аналогичное вступление обеспечит и безопасность стран Балтии).

В то же время членство не только Финляндии, но и стран Балтии в НАТО создаст новую геополитическую обстановку в Северной Европе. Россия и любое иное государство вправе реагировать на это, исходя из интересов собственной национальной безопасности, тем более что речь идет о соседних странах. Россия будет вынуждена принять определенные ответные меры по укреплению своей обороноспособности на северо-западном направлении. Такое развитие событий может оказать отрицательное воздействие на российско-финляндские отношения вплоть до возникновения "похолодания" в той или иной области.

Вступление Прибалтийских стран в НАТО не может не иметь последствий для двусторонних и многосторонних отношений этих стран и их соседей с Россией.

Прошлым летом в интервью "Вельт ам зонтаг" президент России В.Путин подтвердил, что "выход НАТО за границы бывшего СССР создал бы качественно новую ситуацию для России и для Европы. Это имело бы самые серьезные последствия для всей системы безопасности на континенте".

Еще в 1997 году при подписании Основополагающего акта Россия предупредила руководство альянса, что в случае принятия в НАТО республик бывшего Советского Союза Кремль оставляет за собой право коренного изменения своего внешнеполитического курса.

Генри Киссинджер подчеркивает в своей последней книге, что "Западу следует соблюдать предельную осторожность, когда он пытается приблизить свои военные системы слишком близко к советским границам".

Нельзя недооценивать реакцию российского общественного мнения на членство Финляндии - она предстанет не только недружественной, но и в чем-то, может быть, даже вероломной страной, учитывая тот образ, какой сложился о ней в послевоенные десятилетия в России.

По-прежнему можно выдвигать предложение о предоставлении Финляндии международных гарантий уважения ее политики неприсоединения, прежде всего совместных гарантий России и НАТО.

Известный финский журналист Пекка Эрвасти и депутат парламента Яакко Лааксо, подробно изучившие историю втягивания Финляндии в НАТО, опубликовали недавно его результаты в книге "Из объятий соседа-медведя в подмышку к НАТО". Они пишут, что "совмещение оборонительных сил Финляндии со структурами НАТО и гармонизация внешней политики и политики безопасности страны с политико-военными целями ЕС и НАТО происходит исподтишка, частично тайно. Большинство граждан вряд ли знает, насколько глубоко Финляндия уже находится в западном военном лагере и какие ответственность и обязательства вытекают из этого". Подчеркивается, что "все происходило без открытой и честной гражданской дискуссии. Шел процесс, который характеризовался утаиванием, введением в заблуждение и высказыванием полуправды. Решения принимались в узком внутреннем кругу руководства внешней политикой и политикой безопасности".

Авторы пишут, что стратегия Финляндии является двойственной: "С одной стороны, убеждают в военном неприсоединении, а с другой - углубляют политическое и военное сотрудничество с НАТО, которое пока что проглатывается Россией с небольшими протестами".

Нельзя отрицать, что в Финляндии фиксируют фактическое отсутствие в России внимания к процессу сближения Финляндии с НАТО. Отрицательное отношение российских властей на встречах с финнами кратко выразили лишь работавший в свое время в Совете безопасности Ю.Дерябин и начальник Управления международных связей Министерства обороны генерал-полковник Л.Ивашов. Первый президент России Б.Ельцин в интервью "Хельсингин саномат" в 1997 г. высказался в общем плане против расширения НАТО, не вдаваясь в детали.

В тезисах Совета по внешней и оборонной политике уже в начале его деятельности в связи с началом ориентации Финляндии на НАТО отмечалось: "России следовало бы уже сейчас, на первом этапе этого процесса, достаточно четко изложить свою позицию и показать, какие экономические и политические последствия, а также военные меры могут встать в повестку дня. Финляндия, по нашему мнению, однозначно не может стать северным концом оси НАТО - "север-юг".

Кроме того, в докладе СВОП "Интересы России на Севере Европы: в чем они?" (март 2001 г.) отмечалось: "Дискуссия в отношении того, может ли Финляндия стать членом НАТО и какие для этого есть предпосылки и условия, вот уже несколько лет идет на страницах средств массовой информации. Идет достаточно активный обмен аргументами "за" и "против".

Официальная позиция руководства Финляндии на настоящий момент достаточно ясна. В правительственных докладах по проблемам безопасности (1995 и 1997 гг.) однозначно констатировалось, что обеспечение безопасности Финляндии не предполагает членства Финляндии в НАТО и Финляндия не испытывает "дефицита безопасности", однако нужно признать, что в последние годы со стороны сил, ориентированных на США и НАТО, усиливается давление в сторону отказа от нынешней политики "неприсоединения и самостоятельной обороны", которую устойчиво, судя по различным опросам общественного мнения, поддерживают более 80% населения. Но нужно объективно понимать, что с усилением давления в отношении вступления государств Прибалтики в НАТО вопрос о взаимоотношениях Финляндии с блоком будет также активно дискутироваться на национальном и региональном уровнях. Россия не должна оставаться в стороне от этого, четко фиксируя свою принципиальную позицию по данному вопросу. "Сохранение Финляндией политики "неприсоединения к военным блокам" является одной из важных задач российской дипломатии┘

Официальная позиция Швеции, как и Финляндии, пока не дает существенных оснований для ее трактовки или появления сомнений┘"

В Финляндии немало бывших и действующих политиков, которые хорошо понимают приоритетность отношений с Россией и в условиях членства республики в ЕС. Как бы ни развивались отношения Москвы с Брюсселем, совершенно очевидно, что двусторонние отношения представляют собой большую ценность для обеих стран и накопленный позитивный опыт нашего взаимодействия всегда свидетельствовал о том, что мы находили взаимоприемлемые решения. Есть надежда, что в ходе предстоящего в начале сентября официального визита президента Российской Федерации В.Путина эта традиция не будет нарушена.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1913
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
917
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4558
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3539

Другие новости