0
879
Газета В мире Интернет-версия

27.11.2001 00:00:00

Почему нам не надо вступать в НАТО

Алексей Пушков

Об авторе: Алексей Константинович Пушков - автор и ведущий программы "Постскриптум" (ТВ Центр), член президиума Совета по внешней и оборонной политике.

Тэги: нато, россия


В условиях, когда Запад предлагает России "новые отношения" с НАТО, мы должны конкретизировать свою позицию по поводу перспектив развития отношений с альянсом. При этом при выборе политики на этом направлении нам следует, не предаваясь иллюзиям и самообману, учитывать степень готовности Запада к новым отношениям с Россией, а также реалистически оценивать свою способность повлиять на позицию Запада в выгодном для себя направлении. По сути дела, выбор для нас сейчас сводится к простой дилемме: ставить ли вопрос о вступлении России в Североатлантический альянс или взять курс на выстраивание особых отношении Россия-НАТО на основе создания новых институтов сотрудничества или заключения особого договора.

На сегодняшний день Запад предлагает создать вместо не оправдавшего себя постоянного консультативного совета новый совет Россия-НАТО (письмо британского премьера Тони Блэра генсеку НАТО Джорджу Робертсону) с целью формирования при альянсе нового органа, в рамках которого у России будет "весомое право голоса" при решении оговоренных при его создании вопросов. Другая версия той же идеи - заключить договор Россия-НАТО, который зафиксирует новые параметры отношений между двумя сторонами и установит формат сотрудничества. Речь идет о формуле "альянс с альянсом", к которой склоняются в руководстве США.

Предложения со стороны стран альянса не предполагают вступления России в НАТО. И это закономерно. Ни США, ни ведущие европейские державы не заинтересованы во вступлении России в НАТО. Такое вступление понизило бы определяющую роль США в альянсе, ослабив их стратегическую связку с Европой, что недопустимо для Америки. Участие России в альянсе объективно снизило бы и роль ведущих европейских стран НАТО, возродив внутри последней связку двух военных сверхдержав США и России. И самое главное: вступление России могло бы парализовать нынешнюю систему принятия решений в альянсе, превратив НАТО в неэффективную и слабую организацию - в силу ряда объективно различающихся интересов США и России в Евразии. В силу этих соображений в НАТО будут искать такую формулу сотрудничества с Россией, которая позволит приблизить ее к альянсу политически и использовать ее потенциал, однако ограничит участие России в принятии решений лишь теми сферами, где альянс не может без нее обойтись или по крайней мере заинтересован в ее участии.

Кроме того, у стран Запада пока нет ощущения, что через членство России в НАТО они способны получить от России нечто, чего невозможно от нее получить и без этого членства. Запад заинтересован в ответственном поведении России в мировых делах, в ее поддержке действий Запада в рамках широких международных коалиций типа нынешней антитеррористической коалиции, в отказе от ревизии итогов развала СССР, в понимании стратегических интересов Запада (и прежде всего США) в критических ситуациях. Все эти качества были в последнее время в полной мере продемонстрированы российской внешней политикой. С одной стороны, это стало главной предпосылкой нынешнего сближения России и Запада, с другой - сделало формальное вступление России в НАТО для стран Запада совершенно ненужным. Для того чтобы Запад счел целесообразным вступление России в НАТО, необходима гораздо более высокая степень угрозы Западу, чем та, которая существует для него в настоящее время, - такая степень, которая заставила бы альянс остро нуждаться в полном членстве России.

Следует ли в таких условиях нам ставить вопрос о вступлении в НАТО? И что нам даст ясно выраженное желание войти в альянс, который не видит необходимости в российском членстве? Выигрыш для России может быть в основном на уровне внешнеполитического "пиара" и общего нашего имиджа в западном мире, что немаловажно. Другой возможный плюс - вступление в качестве участника на поле "выяснения отношений" между США и Европой в качестве третьей стороны процесса. Еще одна вероятная выгода - возможный выход на европейские рынки вооружений.

Однако в целом заявка на вступление в НАТО создаст лишь иллюзию внешнеполитической стратегии. Более того, она может оказаться контрпродуктивной, поскольку связана с рядом опасностей.

Опасность первая. Заявка на вступление в НАТО превратит Россию в "quantite negligeable", то есть величину, которой можно пренебречь при решении вопросов о дальнейшем расширении альянса и его возможных военных операциях. Заявка на вступление в НАТО автоматически вынуждает Россию поддерживать основные внешнеполитические шаги Америки и ее союзников, даже если они противоречат интересам России.

Опасность вторая. Россия сковывает себе руки во внешней политике и за пределами Европы. Вступающий в НАТО должен доказывать свою лояльность альянсу и его целям даже тогда, когда цели самой России могут быть другими или у нее есть особые интересы (например, в отношениях с Китаем).

Опасность третья. Вопрос о приеме России в НАТО станет предметом, несомненно, очень долгих переговоров. В их ходе на самом деле будут отрабатываться те же самые формулы сотрудничества без вступления России в НАТО по причине реальной или мнимой неготовности России к такому шагу. Это будет дезориентировать нашу внешнюю политику, искажать ее реальные интересы и создавать дополнительный рычаг воздействия на нее со стороны наших западных партнеров.

Опасность четвертая. В условиях усиления угрозы с юга на Западе возникнет стремление использовать Россию - как потенциального члена НАТО - в качестве пресловутого щита против такой угрозы. Если в настоящее время Россия как сравнительно не вовлеченная в западный альянс страна вольна принимать собственные решения о степени и формах участия в западных коалициях, то как у страны, стремящейся в НАТО, у нее будет гораздо меньшая свобода рук.

Опасность пятая и, возможно, главная: Россия окажется в положении просителя и отдаст инициативу в руки США и их ближайших союзников, которые будут решать этот вопрос между собой без ее участия. Наша внешняя политика не столько получит импульс, сколько упрется в стенку бесконечного ожидания, что резко снизит авторитет России в глазах других регионов. Прорваться же в НАТО, чтобы изменить его изнутри, в обозримой перспективе не удастся, и расчет на это наивен. Лидеры НАТО отдают себе отчет в такой опасности и не допустят "подрывной" роли России внутри альянса. Изменение НАТО в перспективе возможно, но не как волевая акция России, а как результат эволюции этой организации под влиянием крупных факторов объективного характера.

В настоящее время Россия находится в положении, когда она может устанавливать нужные ей отношения и с США, и с НАТО, и с Европой (Европейским союзом), и с Китаем. Нынешнее сближение с США показывает, что в определенных ситуациях Россия как военная и геополитическая сверхдержава Евразии способна играть с Америкой через головы европейцев, создавая с нею тандем. Одновременно Россия способна углублять и отношения с ЕС, в том числе в военно-политической области, откликаясь на европейское пока еще слабо выраженное, но перспективное стремление к большей самостоятельности. Фактор Китая и наличие у нас уникального договора с Пекином также увеличивает свободу маневра России.

На нынешнем этапе, когда только определяются контуры будущего миропорядка, а доминирование Америки еще не оформилось в устойчивую систему, России гораздо выгоднее такая свобода рук, когда она в каждой конкретной ситуации делает конкретный выбор в пользу сотрудничества, союза или партнерства с США и Европой, а не заранее связана обязательствами перед объединяющей их структурой в виде НАТО. Именно относительная свобода маневра делает Россию притягательной для США. Напротив, формальное зачисление нас в разряд американских союзников, хоть и увеличивает симпатии к нам в Америке, лишает Россию самостоятельности и превращает в евразийскую периферию НАТО. Если учесть потенциал будущих конфликтов в Евразии и наше геополитическое положение, то такое формальное союзничество рискует быть гораздо более выгодным для Америки, чем для России.

Россия не может отвергнуть руку, протянутую ей НАТО, но должна идти на сотрудничество с открытыми глазами.

Заявка на вступление в НАТО повысила бы степень зависимости внешней политики от Запада и снизила бы, а не увеличила шансы на изменение характера НАТО в сторону организации безопасности с участием России, поскольку лишило бы нас аргументов в пользу такой эволюции. На сегодняшний день та формула, которую предлагает Тони Блэр, отражает как степень готовности НАТО идти на сближение с Россией, так и нашу заинтересованность в таком сближении. А потому не надо пытаться бежать впереди паровоза - эта стратегия еще никогда себя не оправдывала.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российская Фемида иногда будет признавать свои ошибки

Российская Фемида иногда будет признавать свои ошибки

Екатерина Трифонова

Поправки в закон о статусе судей дифференцируют дисциплинарную ответственность

0
1140
На пленуме ЦК КПРФ разоблачили философа Ильина

На пленуме ЦК КПРФ разоблачили философа Ильина

Дарья Гармоненко

Зюганов ставит перед партией задачу сплотить левые антифашистские силы

0
1328
Опасность применения ядерного оружия опять становится фоном СВО

Опасность применения ядерного оружия опять становится фоном СВО

Владимир Мухин

Действия Украины выглядят как попытка перейти очередную красную линию РФ

0
1594
У Путина на следующей неделе планируется заседание Совета по нацпроектам

У Путина на следующей неделе планируется заседание Совета по нацпроектам

0
567

Другие новости