0
1388
Газета В мире Интернет-версия

27.11.2001 00:00:00

Новая гражданская война в Афганистане только начинается

Урал Шарипов

Об авторе: Урал Зиятудинович Шарипов - доктор политических наук, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН.

Тэги: афганистан, кабул, власть


афганистан, кабул, власть

Активное вмешательство Вашингтона в политическую жизнь Афганистана и военно-техническое содействие Москвы так называемому Северному альянсу привели к кардинальным переменам в этой стране. Опираясь на масштабные и методические бомбардировки американской авиацией центров государственного управления и армейских позиций талибов, вооруженные силы Северного альянса в течение первой половины ноября 2001 г. заняли основные города и провинции Афганистана: Кабул, Мазари-Шариф, Герат, Таликан, Джелалабад и другие. Талибы практически без сопротивления ушли в горы и в глубину сельских районов, сосредотачиваясь преимущественно к югу от Кабула, а также в пуштунской Кандагарской провинции. Казалось бы, что "игра" сделана, одержана военная победа и, следовательно, политическая власть на этом основании переходит к законному президенту Афганистана Бурхануддину Раббани, несколько лет назад свергнутому талибами.

Однако с окончательными выводами торопиться не следует. Скорее всего, сегодняшние события целесообразно рассматривать как поверхностные, быстро преходящие по результативности, хотя и впечатляющие.

Почему возникают такие сомнения? Рассматривая стратегические вопросы афганской государственности, следует ставить во главу угла специфику Афганистана: этнонациональную, историческую, конфессиональную, племенную и этнотерриториальную. Причем прежде всего следует иметь в виду, что решающим фактором политической стабильности афганской государственности выступает пуштунский суверенитет над всей территорией современного Афганистана - как на юге от Гиндукуша, так и к северу от него.

За два последних столетия афганскую государственность троекратно пытались силовыми методами извне сломать англичане, а совсем недавно и Советский Союз. Бесполезно. И вот новая "глобализаторская" попытка: после известных трагических событий в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября США бросились уничтожать "осиное гнездо исламского экстремизма и терроризма".

Преуспевшие противники "Талибана" уже "приговорили" Афганистан к смене власти и рассуждают о будущих правителях этой страны. Так, президент США Джордж Буш на пресс-конференции 13 ноября 2001 г. в Вашингтоне, а вслед за ним, по сути, повторяя формулировку американского президента, российский представитель в ООН Сергей Лавров заявили о том, что в Афганистане должно быть сформировано правительство с участием всех ведущих национальных групп страны, включая и пуштунов. Президент же России Владимир Путин и глава Северного альянса Бурхануддин Раббани высказались еще острее - "правительство должно быть без талибов".

Такие заявления говорят о незнании психологии пуштунов, согласно которой Афганистан является прежде всего "государством пуштунов"; при характеристике этнического состава будущего правительства формулировка "пуштуны - в том числе" просто неприемлема. Тем самым провоцируется начало новой ожесточенной и долговременной межнациональной бойни на территории Афганистана, а может быть, и в регионе Центральной Азии в целом. Скорее следовало бы говорить о восстановлении демократических институтов афганского государства при приоритете пуштунов как ведущей местной нации, в том числе Лойи Джирги (Совета племенных старейшин), парламента, центрального правительства, с предоставлением определенной автономии крупным национальным меньшинствам - таджикам, узбекам, хазарейцам, белуджам и т.д. При этом должен соблюдаться принцип полного суверенитета центральной власти над всей территорией страны.

Следует усвоить, что в Кабуле никогда не сможет утвердиться какая-либо власть, если в ней чувствуется приоритет непуштунской составляющей, даже если она опирается на мощную поддержку со стороны великих держав. Такой вариант, между прочим, применялся шесть лет назад, когда президентом и министром обороны Афганистана были таджики Раббани и Ахмад Шах Масуд, а шефом Союза народов северного Афганистана - узбекский генерал Дустум. Тогда их смыла с "олимпа" власти быстрая победа, казалось бы, примитивных и ограниченных в общественных знаниях талибов (учащихся религиозных медресе). Залог этой победы заключался в том, что талибы при всех своих дремучих недостатках и преступном догматизме олицетворяли собой пуштунский национализм. Поэтому представляется целесообразным считать, что новая гражданская (третья по счету за последние 20 лет) война в Афганистане только начинается. Причем не следует пренебрегать такой истиной: пока в афганском обществе ощущается вмешательство извне, в стране будет продолжаться гражданская и межэтническая война.

Теперь о рациональности российско-афганского сотрудничества и авторитете России в афганском обществе. Нелишне сказать, что наше экономическое содействие Афганистану и нейтралитет в афганских внутриполитических делах с 50-х и до второй половины 70-х годов были гарантией от вовлечения нашего южного соседа в орбиту внешнеполитического курса Соединенных Штатов. Отход Советского Союза от соблюдения этих принципов с конца 70-х годов привел к трагическим последствиям как для афганского народа, так и для самого СССР. Казалось бы, этот горький урок должен был бы образумить наших правителей. Однако ж нет! Ныне Россия вновь мелькает на "афганском фронте". Мы снова влезаем в дела Афганистана, пусть даже менее прямолинейно и масштабно, чем США. Не исключено, что наше очередное соучастие в афганских делах может закончиться в перспективе не только поражением представляющего национальные меньшинства Северного альянса, но и сменой нынешних правителей в некоторых государствах Центральной Азии. Возможно также и то, что разочарование в центральноазиатских странах нашей политикой в соседнем Афганистане приведет к еще большей отстраненности государств этого региона от России, чем это имеет место сейчас.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2085
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4784
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2621
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3016

Другие новости