0
1298
Газета В мире Интернет-версия

11.12.2001 00:00:00

Силиконовый Рим

Тэги: перестройка, кооперативы


ПРИМЕТАМИ перестройки были не только кооперативные туалеты, премьеры кинофильмов об агенте 007 и проказнике Калигуле, коротичевские "Огоньки", украшенные каскадами одноразовых шприцев.

У станций метро появились люди явно заграничного обличия с беззащитными и ослепительно белозубыми улыбками, совершенно бесплатно раздававшие, что называется от души, компактного формата книжечки в приятных на ощупь пластиковых переплетах.

Это были Библии, те самые Библии, что наряду со стеклярусом и "огненной водой" несли туземцам предки современного населения США, приплывшие на "Мейфлауере".

Русские - впрочем, тогда еще советские - брали, стараясь прихватить несколько экземпляров. Бьют - беги, дают -бери. В православных лавках Святая книга стоила дорого, не каждому пенсионеру по карману, а эти "добрые самаритяне" дают, ничего не требуя взамен. Встретиться только и поговорить о Христе. Вторжением заокеанских миссионеров были охвачены более пяти миллионов бывших советских граждан.

Представители (нет, не сект, как стали называть их позже, а скорее разновидностей американского протестантизма) нашли полный душевный отклик среди русских, вернее российских, жителей. Американская модель религиозного сознания влезла в пазы "загадочной русской души", как деталь конструктора "Лего". Враждебность к заморским проповедникам появилась позже, когда пастыри из РПЦ увидели в них конкурентов.

Недавние "гомо советикусы" рассматривали картинки в Евангельской книге, напечатанной в солнечной Калифорнии. Вот паровоз - вера, тендер - Святое Писание, а вагоны - душа, нагруженная грехами. Пункт назначения - рай. Нечто подобное еще совсем недавно печаталось в журнале "Крокодил". Слесарь N***, отвергнув искушения зеленого змея, отказавшись от пива, покупает на сэкономленный рубль билет лотереи ДОСАФ и выигрывает мотоцикл "Ява", на котором едет на реку Каму, ловить рыбу-лещ. Народ - богоносец.

Сейчас многие говорят о Последнем Риме - России. А четвертому не бывать. А как же Рим на берегах Потомака с Капитолием, имперскими мемориалами, железной поступью легионов и неумолимым желанием установить повсеместно Pax Americana?

Третий Рим сегодня не имеет жесткой географической привязки, то возникнет он среди уютных пейзажей Новой Англии, то среди заснеженных просторов России. И граждане этого аморфного, неуловимого, как Протей, города похожи друг на друга, как Ромул на Рема и Рем на Ромула. Мы и они такие разные, но и такие одинаковые.

Более всего роднит нас отношение к вопросам веры, наивный почти детский практицизм. Уверенность в наличии доброго Бога, который накажет зло, простит заблудшего, сделает так, что у каждого будет теплое пальто и верная жена. Пусть у этого Бога будут жесткие усы и изогнутая курительная трубка, воняющая "Герцоговиной Флор". Потребность в честной, высокооплачиваемой работе, стабильном бизнесе, домашнем уюте и вера в Бога, списывающего наши грехи и воздающего за наши добродетели.

Общий Бог - общие проблемы. Идея борьбы за трезвость окрыляла религиозные общины и Америки, и России. Несовместимая со стабильным ежедневным трудом и уютом, алкогольная одержимость бесами пьянства вызывала глубокое отвращение как пуритан, так и православных. Она была несовместима не только с Американской мечтой - American dream, но и с жизненным укладом "страны Ионии" - есенинской земли обетованной "рассейского" мужика.

Ханжеский ужас перед нарушением божьих заповедей одинаково неведом и закаленному сибирскому старателю, и североамериканскому трапперу. Суровая непреклонная природа обеих стран делала Бога ближе, понятней. Если человек разговаривает с Богом, это считается молитвой, а если Бог разговаривает с человеком, такого человека почему-то считают умалишенным. Когда угар построения Царства Божия на отдельно взятой части суши рассеялся, выяснилось, что копеечка счет любит, а кто рано встает, тому Бог подает. В штатах знали это давно, еще Алексис де Токвиль в своей книге "Демократия в Америке" писал: "Можно предположить, что многие американцы веруют в Бога больше по привычке, чем по убеждению. Ведь в Соединенных Штатах глава государства верующий, и, следовательно, вера, даже если она лицемерна, обязательна для всех". Написанные в середине XIX века эти слова как нельзя более соответствуют религиозной ситуации в РФ. Тем более поздно приобретенная привычка к религиозности вполне адекватна позированию первого президента России с церковной свечкой, на фоне икон царя-искупителя. Последнее пристанище которого он, будучи "коммунистическим сатрапом", велел стереть с лица земли бульдозером.

Атмосфера показного благочестия, ханжества, мертвенного застоя "одноэтажной Америки", о которой мы читаем в книгах Уильяма Фолкнера и Марка Твена, абсолютна идентична атмосфере российской глубинки "Мелкого беса" Федора Сологуба. Или месткомовскому удушливому туману 50-60 годов, столь талантливо переданному Александром Галичем в его балладах - гротесках. Не начитались ли случайно передовиц из "Советской культуры", члены общества Джона Берча, громившие в пятидесятые рок-н-рольные группы за безнравственность и американизм? А стриженные под бокс комсомольцы-оперативники, волочившие в милицейский "газик" упирающуюся блондинку от обалдевшего от такого интернационализма прогрессивного негра, вполне вписывались в пейзаж штата Алабама. И разве не чувствуется за декретом правительства Эйзенхауэра об увольнение со службы чиновников, ездящих не на американских автомобилях, что-то родное? Конечно, лейтенант Келли никогда не дослужится до полковника Буданова, но что-то неуловимо роднит наши, казалось бы, разные народы.

Недаром, пожалуй, самый русский из русских поэтов Сергей Есенин сравнил Америку с "Железным Миргородом". С тех пор прошло немало времени, и наш Миргород, бывший в 20-х годах прошлого века еще посконным, сермяжным и кондовым, стал таким же железным, точнее, таким же силиконовым, как его заокеанский побратим.

Приспособление веры, религиозной обрядности к нуждам и запросам "человека торгующего" стало основной задачей различных американских конфессий. Этот зарубежный опыт удачно применятся на нашем религиозном поле. Быть атеистом в культурном обществе становится неприличным. Эта же тенденция давно прослеживается в США. Идея собственной исключительности, восходящая к первому Риму, когда мир делился на империю, которая всегда права, и варваров, незнакомых с употреблением пасты "Блендамед". Если дикарь язычник вызывает желание оказать ему гуманитарную помощь и наставить его на путь истинный, то атеист неприемлем. Наша ксенофобия, нетерпимость к иноземцам в сочетании с дикарской любовью к заграничным штучкам - не что-то самобытное, но выросшее из тех же корней.

"Бизнес" на Христе, "сделанном" в USA, как нельзя лучше приживается в питательном бульоне искусственного российского капитализма, моделируемого сверху. Несмотря на утверждения политолога Андрея Паршева о климатической несовместимости России и Америки, грозящей перерасти в планетарный конфликт, русский и американец - братья на век, братья во Христе.

Интересно наблюдение, сделанное Алексисом де Токвилем на улицах американских городов: "Все свободные народы глубокомысленно серьезны, поскольку их головы заняты обдумыванием каких-либо рискованных или труднодоступных замыслов". Вспомним жалобы иностранных наблюдателей на угрюмые лица московских прохожих.

Наивная вера в чудо заставляет людей собираться как на православный праздник Водосвятия, так и за заряженной космической энергией водой из пирамиды на Волоколамском шоссе. Смутное НИИшное "А все же там что-то есть" стало в РФ той самой русской национальной идеологией, над созданием которой бились лучшие умы России. И если сейчас нишу теле проповедников Джимми Сваггарта и Джека Ван Импа занимают пока Виктор Шендерович и Светлана Конеген, то это только вопрос времени.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
985
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2791
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1581
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1944

Другие новости