0
693
Газета В мире Интернет-версия

05.11.2002 00:00:00

Исламисты впереди

Тэги: турция, выборы, эрдоган


Парламентские выборы в Турции, проходившие досрочно, подтвердили прогнозы экспертов, предрекавших наибольший успех Партии справедливости и развития (ПСР) во главе с бывшим мэром Стамбула 48-летним Реджепом Таипом Эрдоганом. ПСР - одна из новейших партий, которую создали в прошлом году члены запрещенных исламистских организаций. Она набрала по итогам воскресных парламентских выборов более 34% голосов. На втором месте оказался политический тяжеловес - Народно-республиканская партия (НРП), образованная еще в 1923 г. Кемалем Ататюрком. За нее проголосовали около 20% избирателей.

Победе ПСР невольно способствовали сами турецкие власти. Менее чем за две недели до выборов генеральный прокурор Турции Cабих Канадоглу обратился в Конституционный суд с просьбой объявить ПСР вне закона, так как ее лидер ранее был замечен в пропаганде межрелигиозной розни и в 1999 г. даже отсидел четыре месяца в тюрьме, что временно лишило его права заниматься политической деятельностью. Спасти эту партию, по мнению Канадоглу, могло бы только смещение Эрдогана с поста руководителя.

С отстранением ПСР баланс сил в будущем составе парламента вероятнее всего сложился бы в пользу центристских партий, к которым обычно относят НРП, придерживающуюся социал-демократической ориентации, а также правоцентристов из Партии верного пути (ПВП) во главе с экс-премьером Тансу Чиллер. Еще до демарша генерального прокурора премьер-министр Бюлент Эджевит выражал опасение, что выборы приведут к усилению исламистов.

Однако Конституционный суд не стал торопиться с вынесением вердикта партии Эрдогана. За два дня до выборов рассмотрение "дела ПСР" было отложено - формально для того, чтобы дать ее руководству возможность подготовиться к защите.

Скандальный конфликт с прокуратурой добавил сторонникам Эрдогана лишние очки. Значительная часть населения Турции попросту устала от острой борьбы между традиционными партиями, вызывавшей все большее раздражение по мере обострения экономического кризиса. Рост числа безработных до миллиона, падение курса турецкой лиры на 50% по отношению к доллару США, увеличение внешнего долга до 15 млрд. долл. - таковы итоги двух с половиной лет правления кабинета Эджевита.

Эрдоган дистанцировался от крайне правой Партии националистического движения (ПНД) Девлета Бахчели, также апеллировавшей к наиболее пострадавшим от кризиса слоям населения. В отличие от Бахчели лидер ПСР не согласен на "ограниченное" членство Турции в Евросоюзе. С точки зрения Эрдогана, участие Анкары в общеевропейской интеграции не только экономически выгодно, но и дает возможность отстаивать турецкую национальную и религиозную идентичность на самом серьезном уровне.

Однако членство в ЕС - это вопрос отдаленного будущего. Среди последних внешнеполитических заявлений Эрдогана особое внимание обращают на себя высказывания по Ираку. Он категорически против американского вторжения.

О своем участии в выборах изначально заявляли 24 партии, но, по предварительным данным, лишь ПСР и НРП сумели преодолеть необходимый 10-процентный барьер. Причем за бортом оказались не только новички вроде партии "Новая Турция" экс-главы МИДа Исмаила Джема или Молодежной партии миллионера Джема Узана. В парламент не попала и ключевая сила правящей коалиции Эджевита - Демократическая левая партия.

В выборах впервые участвовала Коммунистическая партия, легализованная два года назад. Большое удивление в Анкаре вызвало то, что идейно близкая ей Рабочая партия включила в избирательный список ряд отставных военных и даже одного активного участника военного переворота 1960 г.

Теперь Партии справедливости и развития, судя по всему, достанется около 350 из 550 депутатских мандатов. Угрозу новых прокурорских атак против Эрдогана никто, однако, не отменял. ПСР остро нуждается в союзниках, так как старая политическая элита вряд ли простит ей собственное сокрушительное поражение. В сложившейся ситуации не исключено формирование коалиционного правительства ПСР и НРП. На первый план выходит необходимость выработки единой экономической программы, которую так и не смог выдвинуть павший кабинет Эджевита.

Анкара-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2185
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4932
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2710
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3117

Другие новости