0
878
Газета В мире Интернет-версия

14.09.2005 00:00:00

Норвежский маятник качнулся влево

Константин Воронов

Об авторе: Константин Валентинович Воронов - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН.

Тэги: новегия, выборы, парламент


Среди прошедших (в Японии) и предстоящих (в ФРГ) парламентских выборов значимы для России результаты состоявшегося в минувший понедельник голосования в норвежский стортинг (парламент). Россию и небольшую Норвегию сближают не только география и сотрудничество в Арктике, но и схожие структурные проблемы. Мы – второй, а наш северный сосед – третий производитель и экспортер нефти в мире. Ни Россия, ни Норвегия не являются членами Евросоюза. Перекличка общих черт (рентный характер экономики, зависимость хозяйства от нефтегазового экспорта, значительный общественный сектор и традиции госпатернализма) проявляется как в текущих проблемах, так и в общих процессах модернизации.

Главный итог прошедших выборов в Стране фьордов – к власти возвращается красно-зеленая коалиция. В ее составе Норвежская рабочая партия (НРП), Социалистическая левая партия (СЛП) и аграрная Партия Центра (ПЦ). По предварительным итогам, они получили абсолютное большинство – 88 мандатов из 169. Лидер НРП Енс Столтенберг сможет вместе с левыми социалистами создать крупнейший альянс в стортинге и сформировать новое правительство, даже не прибегая к поддержке ПЦ, которая располагает 11 мандатами. Правящая правоцентристская коалиция (Христианская народная партия, Хейре и Венстре), которую с 1997 года возглавляет лидер ХНП и нынешний премьер-министр Хьель Магне Бунневик, получила только 44 мандата. Победитель в лагере правых – популистская Партия прогресса (ПП), которая теперь располагает 37 парламентскими местами. Проблемой трехпартийной буржуазной коалиции является фактор непредсказуемости ПП: будет ли она поддерживать лидера право-центристов и какова будет цена этой поддержки.

Старшее поколение было высшим приоритетом в предвыборной повестке нынешних выборов. Борьба по вопросам политики в отношении престарелых связана не только с контролем за бюджетными миллиардами крон, остротой демографических проблем, но и важна по идеологически принципиальным основаниям. Если правые (Хейре и ПП) отстаивали «свободу выбора» соцпотребителя, то левые (НРП и СЛП) боролись за приоритет госстандартов. Столтенберг пообещал увеличить на 10 тыс. человек персонал национальной системы соцобеспечения, а Бунневик пугал, что приход к власти социал-демократов разрушит отлаженную систему поддержки, которая охватывает 40 тыс. семей. В ходе дискуссии Бунневик заявил, что возможно понижение цен на алкоголь (в госсети магазинов «Винмунупуле» бутылка дешевой водки стоит более 200 крон – почти 30 долл.) в случае, если Швеция примет соответствующее решение. Но этот беспроигрышный в России аргумент ему не помог.

Острая на сей раз политическая борьба в Стране фьордов велась на более чем благополучном социально-экономическом фоне. Благодаря нефти и своей эгалитарной социальной модели Норвегия идет впереди всего мира по показателям «человеческого развития». Уже пятый год подряд Программа развития ООН признала ее лучшей в мире страной для проживания (Россия занимает 62-ю строчку рейтинга). С учетом стабильно высоких цен на нефть объемы прибылей, получаемых государством, выросли до астрономических высот. По прогнозам рост ВВП за 2005 год составит 3,7 %. ВВП на душу населения – свыше 42 тыс. долл., уровень инфляции – 1,1%, безработицы – 3,7%, а процентные ставки – 2%.

При внутриэлитном единстве по перспективам развития страны и основным направлениям внешней политики (отношения с РФ при новом кабинете, очевидно, не подвергнутся каким-либо существенным трансформациям) общественно-политическая дискуссия свелась, по сути, к вопросам коррекции политики доходов и совершенствования системы социального обеспечения. Хотя до широкой коммерциализации пока здесь дело не дошло, но схемы самоокупаемости и «повышения рентабельности» пытаются ныне применить и в социальной сфере. Большинство норвежцев не привлекли лозунги правых о замораживании уровня налогов и сокращении роли государства. Им оказались ближе обещания социал-демократов поддержать государственный сектор даже при увеличении налогового бремени, расширить социальные программы (особенно сеть детских садов и повысить уровень обслуживания престарелых).


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2362
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5207
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2892
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3345

Другие новости