0
5638
Газета В мире Интернет-версия

05.09.2013 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Решениям Совета Безопасности ООН нет альтернативы

Алексей Моисеев

Об авторе: Алексей Александрович Моисеев – декан факультета международного права Дипломатической академии МИД России, доктор юридических наук.

Тэги: сирия, военная операция, оон


сирия, военная операция, оон Фото Reuters

События в Сирии в очередной раз стали поводом для дискуссии об эффективности Организации Объединенных Наций (ООН). Согласно Уставу ООН от 26.06.45, который является обязательным правовым документом, цель ООН – «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира…» (ст. 1.1). В главе VII Устава ООН установлено, что вопрос о «существовании любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии» решает ее главный орган Совет Безопасности (СБ ООН) (ст. 39). СБ ООН, и только он, «уполномочивает предпринимать такие действия воздушными, морскими и сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности» (ст. 42).
Другими словами, международное право устанавливает норму, согласно которой применение вооруженной силы возможно только в случаях самообороны при вооруженном нападении, а также, если международное сообщество, а не отдельное государство или группа государств, установят факты угрозы миру, грубых и массовых нарушений прав человека или акт агрессии. Именно ООН представляет международное сообщество, в рамках которого именно СБ ООН уполномочен устанавливать факты преступлений и выносить решения о возможном применении силы.
Для принятия решения СБ ООН необходимо минимум 9 из 15 голосов его членов, включая согласие всех его пяти постоянных членов: России, Китая, США, Великобритании и Франции, каждый из которых может применить право вето и блокировать принятие решения.
Национальным интересам России отвечает защита принципов международного права и базовых ценностей Устава ООН. Однако система межгосударственных отношений перестала устраивать некоторые государства, которые на протяжении нескольких десятилетий ведут обсуждение возможного реформирования ООН и СБ ООН. Все предлагаемые варианты изменения структуры ООН, включая СБ ООН, уступают существующему, что только подчеркивает гуманитарную ценность системы ООН как важнейшего достижения человечества.
В сложившейся ситуации вопрос о возможности силового вмешательства во внутригосударственные конфликты извне остается одним из приоритетных в международной повестке дня. Ряд западных государств в нарушение Устава ООН применяли вооруженную силу в обход решений СБ ООН, например в Югославии в 1999 году, в Ираке в 2003 году, в Ливии в 2011 году, и даже предпринимают попытки правового обоснования ее применения.
«Основанием» для таких преступных действий сначала была названа концепция «гуманитарной интервенции», согласно которой применение силы без санкции СБ ООН якобы возможно в случае, если одно государство или группа государств решат, что в другом государстве происходят грубые и/или массовые нарушения прав человека, которые ставят под угрозу международный мир и безопасность.
Концепция уже доказала мировому сообществу свою юридическую несостоятельность. Международное сообщество до настоящего времени переживает последствия безответственных «гуманитарных интервенций», которые лишь ухудшили внутригосударственные конфликты, позволив процветать терроризму и экстремизму, вызвав новые волны насилия и делая еще более уязвимым гражданское население.
На смену «гуманитарной интервенции» пришла концепция ответственности по защите (responsibility to protect – R2P), ее основы сформулированы в Итоговом документе Всемирного саммита 2005 года, принятом резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН (ГА ООН), где, в частности, устанавливается, что в случае отсутствия возможности или желания государства защитить свой народ от геноцида, военных преступлений, преступлений против человечности и этнических чисток, ответственность по защите людей возлагается на международное сообщество; применение принудительных мер при необходимости не исключается, но такое решение может быть принято только СБ ООН. Говорить в настоящее время о возникновении одноименной с концепцией R2P конвенционной или обычной международно-правовой нормы, а тем более принципа нет оснований.
Концепцию R2P пытаются использовать как способ возвращения под другим названием к концепции «гуманитарной интервенции». Военная операция в Ливии только подтвердила такое намерение западных государств, которые искажают ее смысл. Россия, Бразилия и Китай и другие страны выступают за адекватное толкование концепции R2P, которая вытекает из общепризнанных принципов международного права: уважения государственного суверенитета, территориальной целостности государств, невмешательства в их внутренние дела, мирное урегулирование споров, которыми нельзя пренебрегать.
На основании главы VII Устава ООН СБ ООН обязан осуществлять свои функции, руководствуясь уставными принципами и нормами права, а не положениями концепции R2P. Применение силы возможно только с санкции СБ ООН, соблюдая пропорциональность, ограниченность по времени, нормы международного гуманитарного права и прав человека и т.д. При этом право вето остается неотъемлемой частью современного мироустройства. Попытки действовать в обход СБ ООН подрывают не только его роль, но и ООН в целом как безальтернативный форум в системе международных отношений.
В заключение необходимо обратить внимание на то, что к применению вооруженной силы в нарушение Устава ООН прибегают те же государства, голос которых лицемерно звучит в рамках ООН при утверждении принципа верховенства права, составляющего саму суть ООН. Вопросами верховенства права занимаются десятки подразделений ООН во всех регионах мира, включая государства, находящиеся в состоянии конфликта или постконфликтного урегулирования. Согласно принципу, все государства обязаны соблюдать законы и нормы, которые были публично приняты. Для этого необходимы меры, обеспечивающие соблюдение принципов примата права, равенства и ответственности перед законом, его беспристрастного применения, процессуальной и правовой определенности и транспарентности, недопущения произвола и т.д.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1011
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2851
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1605
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1974

Другие новости