0
5163
Газета В мире Интернет-версия

21.06.2016 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Сопряжение несопрягаемого в отсутствие региональной безопасности

Александр Князев

Об авторе: Александр Алексеевич Князев – доктор наук, эксперт по Центральной Азии.

Тэги: шос, саммит, ташкент. конфликты, индия, пакистан, афганистан, иран, китай, экономика


шос, саммит, ташкент. конфликты, индия, пакистан, афганистан, иран, китай, экономика Фото сайта kremlin.ru

Беспрецедентные меры, предпринимаемые в Ташкенте для обеспечения безопасности начинающегося юбилейного саммита ШОС, заставляют задуматься о значимости не столько саммита, сколько самой организации, а заодно и подвести некоторые итоги ее пятнадцатилетней деятельности.

Эффективно решив, в основном еще в формате «шанхайской пятерки», действительно актуальную в тот период задачу – урегулирование пограничных споров между КНР и постсоветскими государствами и совершив переформатирование в полноценную международную организацию, куда вошел еще и Узбекистан, ШОС сделала заявку на выполнение задач обеспечения безопасности на пространстве своей ответственности. Однако последующая эволюция не позволила решить ни одной из проблем в этой сфере в силу прежде всего разнонаправленности интересов как ключевых участников, РФ и КНР, так и группы примкнувших государств.

Статус организации региональной безопасности обязывал ШОС взять на себя ответственность за существующие в ее географическом ареале конфликты. Например, индо-пакистанский, поскольку уже с 2005 года Индия и Пакистан стали наблюдателями в организации с заявкой на полноправное членство. Объектом ответственности ШОС могла быть и проблема «иранской ядерной программы», Иран также является наблюдателем с 2005 года и несколько лет активно стремился войти в организацию, видя в ней гаранта региональной безопасности. Впрочем, свои проблемы Иран в итоге почти решил и без участия в ШОС, разочаровавшись в оной в немалой степени, а ныне пребывая в состоянии скорее инерционном. Статус наблюдателя, обретенный в 2012 году Афганистаном, не стал поводом для какого-либо участия ШОС в урегулировании афганского конфликта. Уже мало кто вспоминает и о том, что таким же наблюдателем еще с 2004 года является Монголия.

Индо-пакистанский конфликт, территориальные противоречия между Китаем и Индией, афганский конфликт и взаимоотношения с Западом Ирана – все это вопросы довольно высокого уровня мировой политики. Увы, Шанхайская организация оказывается в стороне даже от конфликтов между ее участниками, ярким примером чему могут служить доходящие время от времени до прямых боестолкновений приграничные конфликты между Киргизией и Таджикистаном, между Узбекистаном и Киргизией…

Вопросы региональной безопасности окончательно ушли на второй план, уступив место китайским программам в сфере экономики. Впрочем, организационное строительство ШОС имело и продолжает иметь весьма вялый характер, а многочисленные меморандумы и декларации не получают, как правило, должного воплощения на практике. Хронически при выполнении принимаемых программ действий по различным направлениям экономического сотрудничества выясняется, что их реализации мешают различия в структурах и функционировании хозяйственных систем. В итоге за 15 лет не удалось запустить практически ни одной из принятых программ экономического сотрудничества. На протяжении почти 15 лет существования организации свои экономические интересы Пекин реализовывал на двусторонних уровнях с каждой из стран-участниц в отдельности, ШОС присутствовала больше в официальной риторике. Прошлогодний саммит в Уфе дал старт концептуально новому оформлению глобальных китайских проектов – «сопряжению» китайского Экономического пояса Нового шелкового пути (ЭПНШП) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Сопряжение априори несопрягаемого трактуется по-разному, очевидно лишь, что вряд ли ЭПНШП будет как-то адаптироваться к правилам ЕАЭС, адаптация же в обратном направлении давно уже стала реальностью. ШОС не интеграционное объединение, да таковым никогда и не подразумевалось. ШОС имела шансы стать механизмом необходимого переформатирования евразийской подсистемы международных отношений. Не случилось. Изначальное нежелание Москвы и Пекина взять на себя ответственность за создание альтернативы беспомощным де-факто международным структурам – ООН, ОБСЕ, СВМДА, ОИК и другим, как и почти сакрализованная «многовекторность» других стран-участниц, лишили ШОС возможности определить свою реальную миссию.

Вопреки расхожим представлениям Индия и Пакистан пока не войдут в ШОС полноправными участниками. На саммите в Ташкенте Индия и Пакистан лишь подпишут меморандумы, являющиеся обязательствами по ратификации действующих в организации договоров. Взяв на себя эту ответственность, они в течение примерно года-двух их ратифицируют, и тогда, в лучшем случае в 2017 году, состоится, вполне возможно, их прием. Полученный Турцией, Шри-Ланкой статус партнера по диалогу, как и заявки Сирии, Азербайджана, Армении, Бангладеш и Непала на получение статуса наблюдателя можно отнести пока, вероятно, к области нереальной экзотики. Слегка реалистичнее выглядит такой статус для Белоруссии. Кстати, в августе 2012 года тогдашний президент Украины заявлял о ее желании стать страной-наблюдателем в ШОС, что уже представляется вообще ненаучной фантастикой.

Пятнадцать лет в условиях нарастающей динамики современных международных отношений – срок чрезвычайно большой. Дистанцируясь от решения реальных проблем, ШОС окончательно превращается в простой клуб, в котором двустороннее сотрудничество превалирует над решением общерегиональных и мировых проблем, все более подчиняясь интересам одной стороны. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Андрей Гусейнов

0
618
Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Тезис о только трех "безусловно живых" партиях опросы пока не подтверждают

0
987
От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

Иван Родин

Миграционный вопрос создает риски для внутренней и внешней политики страны

0
1536
Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Анастасия Башкатова

Граждане встревожены перспективами на рынке труда

0
1091

Другие новости