0
2789
Газета Вооружения Интернет-версия

31.03.2000 00:00:00

Братья становятся конкурентами


Т-90С берет барьеры.
Фото Игоря Коротченко
ТАНКОВЫЕ школы России и Украины, некогда тесно сотрудничавшие и дополнявшие друг друга, с распадом Советского Союза пошли каждая своим путем. Наиболее острым образом конкуренция проявляется в борьбе за покупателя на международных рынках оружия, а вместе с ней появляются различные суждения о боевых возможностях российских и украинских танков. Весьма широко дискуссируемый аспект - чей силовой агрегат имеет лучшее инженерно-конструкторское решение: российского танка Т-90С или украинских Т-80УД и Т-84?

Опираясь на экспертные оценки, попробуем внести ясность в этот вопрос.

Исторический экскурс

Специальные танковые дизели стали появляться лишь накануне Второй мировой войны (прежде для нужд танкостроения приспособлялись авиационные и автомобильные дизели). В дизельных концепциях конструкторов привлекало то, что расход топлива снижался на треть по сравнению с карбюраторными двигателями, а запас хода увеличивался на 40-50%. Малая испаряемость дизельного топлива существенно уменьшала пожарную опасность. Кроме того, многотопливные дизели наиболее приспособлены к форсированию за счет наддува.

В предвоенные годы в СССР был создан специальный четырехтактный дизель - знаменитый В-2. Однако в 50-х гг. перед харьковским конструкторским бюро встала задача создания танка следующего поколения, обладающего лучшими в мире боевыми характеристиками при наименьших габаритах. Появился двухтактный дизель, представлявший собой смелое конструкторское решение для того времени.

Почти одновременно появились сведения о разработках английской фирмы "Викерс". Ее двигатели, аналогичные советским, устанавливались на танки "Викерс" Мк1, позже поставляемые в Индию под наименованием "Виджаянта", а также на танк "Чифтен". Стремясь сохранить лидерство, советские инженерные силы создали двухтактный пятицилиндровый турбопоршневой двигатель 5ТД, он по всем параметрам превосходил английский двигатель танка "Чифтен". Затем мощность советского двигателя увеличили до 700 л.с., и он получил индекс 5ТДФ. Им оснащался новый советский танк Т-64.

Недостатки, выявленные при эксплуатации этой боевой машины, поставили вопрос о разработке альтернативного варианта. Возвращение к четырехтактному дизелю стало неизбежным. В 1973 г. был принят на вооружение уральский танк Т-72 с двигателем В-46, развивавшим мощность 780 л.с. Позже этот параметр был поднят до 840 л.с. Танк Т-72 стал самым массовым в мире - всего было выпущено около 30 тыс. различных модификаций этих машин.

Украинская промышленность также провела значительную работу по модернизации харьковского танка. С 1979 г. на машины серии Т-64 устанавливаются двухтактные дизели 6ТД мощностью 1000 л.с. Затем, после ряда усовершенствований Т-64 трансформируется в танк Т-80УД, при этом дизельный двигатель остается прежним. Хотя проблема надежности силового агрегата в определенной мере была снята, двухтактный дизель сохранил все имеющиеся концептуальные недостатки. Украина доказывала работоспособность своих машин в условиях Пакистана, заключив контракт на поставку 320 танков Т-80УД (Т-84). По мнению экспертов, он успешно выполняется. Правда, имеются данные о недостаточной надежности поставляемых украинских танков, прежде всего их двигателей, в связи с чем армия Пакистана уже планирует модернизацию только что изготовленных машин. В то же время в Индии летом 1999 г. были проведены испытания российского танка Т-90С. Российские эксперты заявляют, что машины получили высокую оценку на испытаниях в условиях 57-градусной жары.


Четырехтактный против двухтактного

Итак, Россия поставляет на мировой рынок основной боевой танк Т-90С с четырехтактным дизелем В-92С2 мощностью 1000 л.с., а Украина - танки Т-80УД и Т-84 также с дизельными двигателями, но двухтактными - 6ТД и 6ТД-2 мощностью соответственно 1000 и 1200 л.с.

Казалось бы, показатель мощности, снимаемый с одного литра рабочего объема цилиндров двухтактного двигателя, на 40-70% выше, чем у четырехтактного, и поэтому должен обеспечивать приоритет украинским разработкам. Однако в такой конструкции таится немало неприятных особенностей, которые в конечном счете перевешивают преимущества двухтактной концепции силовой установки.

Значительно большая частота циклов двухтактного двигателя вызывает высокую тепловую напряженность деталей поршневой группы, что снижает его надежность и возможности форсирования. Полнота сгорания топлива меньше, чем у четырехтактного, создаются худшие условия образования рабочей смеси. В силу этого экономические показатели четырехтактного двигателя становятся объективно выше.

Даже не вникая в конструктивные особенности двигателей, специалисты утверждают, что в двухтактном дизеле значительное количество воздуха идет на продувку цилиндров. Это увеличивает суммарный расход воздуха и требует установки воздухоочистителя больших размеров. Такой двигатель более чувствителен к сопротивлениям на впуске и выпуске. Из-за отсутствия выталкивающего действия поршня при выпуске он не может работать при высоких противодавлениях, и, как прямое следствие такого обстоятельства, для преодоления водных преград по дну необходимо использовать газовыводящую трубу.

Как показывают исследования, ресурс украинских двигателей на 20-40% ниже, чем у российских. Худшая приемистость двухтактных двигателей ведет к меньшим динамическим возможностям на поле боя: например, в случаях, когда необходимо сочетание интенсивного разгона с резким торможением, "вялость" танка может серьезно подвести экипаж.

На эксплуатационных режимах расход топлива украинскими двигателями на 10-17% выше, чем у российских, а потребление масла больше в несколько раз. То есть при прочих равных условиях российские танки обладают большим запасом хода, а стоимость их эксплуатации ниже.

Кроме того, двухтактные двигатели расходуют на обеспечение работы своих систем до 15% номинальной мощности, в то время как четырехтактные российские - в полтора раза меньше. И, наконец, даже при температуре окружающего воздуха +5 - +8╟C для запуска украинских двигателей необходимо использовать системы автономного факельного подогрева и масловпрыска.

Другая сторона вопроса: для украинских танковых двигателей характерна высокая трудоемкость изготовления и ремонта, необходимость использования сложного оборудования, привлечения высококвалифицированных специалистов. Все это делает двигатель чрезвычайно дорогостоящим.

Не все благополучно и с экологией. Повышенный расход масла и неполное сгорание рабочей смеси создают дымный и токсичный выхлоп, что в свою очередь требует увеличения дистанции между машинами при движении в колонну, непомерно растягивая ее на пути выдвижения. Это также показало тестирование в условиях, приближенных к боевым.


Модернизация

Менее затратный способ обновления танкового парка - модернизация уже состоящих на вооружении машин. Например, Советский Союз поставил за рубеж 8 тыс. только одних танков Т-72. Железное сердце машины за долгие годы изнашивается и требует замены.

Обратимся к статистике. Оказывается, еще в советские времена были проведены сравнительные испытания танков Т-72 с четырехтактным двигателем и украинского - Т-80УД с двухтактным. Строгие отчеты компетентных комиссий хранят свидетельства того, что, хотя номинальная мощность двигателя

Т-72 составляла всего 84% от мощности украинского танка, при совершении суточных маршей ротными и батальонными колоннами подвижность российской машины оказалась выше. При движении по равнинной местности ее превосходство по средней скорости движения составило 5-7%, а в условиях жаркого климата, когда температура окружающего воздуха достигала +40╟C, это превосходство возрастало до 15%. Такие же показатели были получены при движении в горах. Важно и то, что расход топлива двигателем танка Т-80УД был на 20-22% выше.

Несколько слов о конструктивных особенностях замены двигателя. Если рассматривать вариант замены силовой части танка Т-72 на продукцию украинских танкостроителей, то надо быть готовым к тому, что возникнет необходимость демонтажа и установки новых систем и агрегатов моторно-трансмиссионного отделения, при этом потребуется полная перекомпоновка танка. Придется отрезать корму Т-72, приварить другую, переделанную под монтаж новых агрегатов, проводить установку нового двигателя, его систем и агрегатов трансмиссии. Эксперты полагают, что затраты на такую модернизацию будут вполне сопоставимы со стоимостью танка новой марки. При этом в конструкцию вносятся органические недостатки двухтактного двигателя, страдающего конструктивно-неизлечимыми пороками.

Установка же российского двигателя от Т-90С на танк Т-72 и его модернизированные варианты потребует крайне незначительных переделок моторно-трансмиссионного отделения. В результате с минимальными расходами вполне возможно создать машину, оснащенную надежным, экономичным и сравнительно дешевым двигателем.

Существенная деталь. В этом году в России завершается испытание танкового дизеля мощностью 1200 л.с. Он может быть использован на танках типа Т-72 и Т-90 при минимальных переделках данных машин. Не исключено, что именно этот перспективный двигатель будет использован на принципиально новом российском танке Т-95, о котором "НВО" рассказало в предыдущем номере.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
934
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1034
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1312
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
924

Другие новости