Прочитав статью Юрия Сологуба "Какие нам нужны танки и танковые войска", хотел бы высказать свои соображения по поводу предложенной автором структуры смешанного танкового батальона (СТБ).
Автор утверждает, что: "Предлагаемые батальоны будут автономны, мобильны, иметь достаточную огневую мощь, запасы материальных средств и сильную ПВО, что сведет на нет возможности высокоточного оружия противника или значительно ослабит их боевые способности".
Рассмотрим, насколько предложенная структура соответствует заявленным свойствам СТБ.
Автономность и запасы материальных средств. При современной организационно-штатной структуре Сухопутных Войск России боеспособность танковых батальонов (ТБ) обеспечивается как за счет штатных взводов матобеспечения и техобеспечения, так и за счет тыловых подразделений полкового (бригадного) и дивизионного уровней. При этом возможности штатных подразделений крайне ограниченны, так как ТБ не предназначался для продолжительных автономных действий. Предложенная автором структура СТБ, по сравнению с существующими ТБ, требует гораздо более мощного тылового обеспечения (увеличение численности личного состава более чем в два раза; увеличение количества боевой техники; расширение номенклатуры боеприпасов и запасных частей для различных шасси и систем вооружения). Таким образом, для обеспечения существенной автономности СТБ требуется, по крайней мере, рота ремонта и обслуживания, а не взвод, как предлагает автор. И то возможности этой роты по долговременному снабжению СТБ, а так же ремонту техники и вооружения ограниченны. Особенно это касается тяжелых и габаритных мин для 240-мм минометов "Тюльпан".
Мобильность. Оперативная мобильность предложенного СТБ окажется ниже, чем у нынешних ТБ из-за большего количества техники и предметов снабжения, предназначенных для переброски. Тактическая мобильность СТБ так же окажется ниже (удлинение походной колонны, увеличение типов авто-бронетехники, значительное увеличение численности колесных машин). СТБ, в случае включения в состав инженерно-саперного взвода танковых мостоукладчиков, будет способен преодолевать незначительные водные преграды. Однако форсирование крупных рек будет возможно только при помощи понтонных парков.
Огневая мощь. Предложенный СТБ будет обладать значительной огневой мощью при борьбе с танками противника. С другой стороны, для борьбы с пехотой в полевых укрытиях, снабженной значительным количеством легких противотанковых средств, мотострелковой роты и взвода легких 82-мм минометов недостаточно.
Мотострелковой роты так же недостаточно для захвата даже небольшого населенного пункта. Последний может стать значительным препятствием на пути СТБ. (Из-за громоздкости тылов со значительным количеством грузовых автомобилей батальон может быть не в состоянии его обойти). Одним из наиболее спорных моментов предложенной структуры СТБ является включение в его состав батареи 240-мм минометов "Тюльпан". Как было написано выше, снабжение боеприпасами этих минометов ложится серьезной нагрузкой на тыл батальона. Возможно, автор считает, что батарея тяжелых минометов даст возможность СТБ преодолевать очаги сопротивление в небольших населенных пунктах, однако для этого необходимо время и значительное количество боеприпасов, что не соответствует идеологии маневренного танкового батальона.
Сильная ПВО. Способность вести боевые действия при массированном применении противником высокоточного оружия является краеугольным камнем предложенной Сологубом концепции танковых войск. Однако, ПВО СТБ не способно не только "свести на нет возможности высокоточного оружия противника", но и значительно их ослабить. Так как недостаточная досягаемость по высоте ЗПРК "Тунгуска-М" и ПЗРК "Игла" не позволяют вести борьбу с боевыми самолетами-носителями ВТО. Предложенный состав ПВО батальона обладает лишь ограниченными возможностями по борьбе с боевыми вертолетами. Кроме технического несоответствия возложенным задачам, батарее ЗПРК и отделению ПЗРК необходимо прикрывать значительное количество объектов, особенно на марше, когда численности средств ПВО будет явно недостаточно.
Из сказанного выше можно сделать вывод, что предложенная Юрием Сологубом структура смешанного танкового батальона не отвечает возложенным на него задачам и современным условиям в целом. Это вызвано тем, что старые системы вооружения трудно приспособить к новым условиям вооруженного противоборства.