0
868
Газета Вооружения Интернет-версия

14.04.2006 00:00:00

Нужен не контроль, а управление ОПК

Владимир Плетнев

Об авторе: Владимир Васильевич Плетнев - капитан 1 ранга в отставке

Тэги: миноборонпром, опк, впк


Статья «Миноборонпром возрожден» («НВО» № 9, 2006) посвящена очень важному событию в жизни и будущей деятельности всего военного ведомства и оборонно-промышленного комплекса (ОПК) – учреждению указом президента РФ Военно-промышленной комиссии (ВПК), которая будет функционировать на постоянной основе (штатно) при правительстве РФ, а глава ВПК наделен статусом министра с правом выхода по подведомственным вопросам на председателя правительства и президента РФ. Надо сказать, что это событие долгожданное – ВПК заменит, наконец, действующую тоже при правительстве на так называемых «общественных началах» (то есть бездействующую и безответственную) Комиссию по военно-промышленным вопросам.

Авторы статьи совершенно правы, отметив, что начинается «известная песня на новый лад». Однако, полагаю, неправильно считать учреждение ВПК – возрождением Миноборонпрома, как это можно понять из указанной статьи. ВПК – всего лишь высший орган, контролирующий, регулирующий, регламентирующий проблемы и ОПК, и МО РФ, и в целом военной организации страны.

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ СТУПОР

Каким образом следовало бы воссоздать Миноборонпром из «обломков» ОПК? Для ответа на этот вопрос, видимо, необходим краткий экскурс в наше совсем недалекое прошлое. Проведенная в 2004 году административная реформа по рецептам бывшего руководителя аппарата правительства Дмитрия Козака (по своему прежнему служебному опыту – рядовой прокурорский работник, а ныне полпред президента в Южном округе), при которой все министерства замкнуты на председателя правительства напрямую через его единственного заместителя (Александра Жукова), наконец, убедила всех в ее управленческой ущербности, более того вредоносности. Что можно было бы предвидеть и без такой «реформы» – появилась бюрократическая «бутылка» с узким горлышком, роль которого была отведена этому единственному заместителю. В «горлышке» тут же возник бумажный затор. По этой причине такая система функционирования правительства уже не раз, как сообщалось в прессе, оказывалась в управленческом ступоре.

Реальность управленческой деятельности правительственного аппарата потребовала введения дополнительных заместителей председателя, что и было сделано учреждением постов первого вице-премьера (Дмитрий Медведев) и вице-премьера (он же министр обороны Сергей Иванов). Видимо, они не последние «вице-» в ближайшем будущем. Собственно и министерства в этой структуре тоже представляют собой подобного рода управленческие «бутылки».

При этом оргструктура и система управления оборонной промышленностью претерпела уже шестую или седьмую за последние 8–10 лет реформу, в результате чего вся оборонка в виде структурных управлений была объединена в Федеральное агентство по промышленности (ФАП). Но в это же ФАП засунуто чохом в структуру таких же, как оборонные, управлений и гражданская промышленность, и военно-техническое сотрудничество, и государственные закупки, и международное сотрудничество, и прочая, и прочая. В свою очередь, все это раздутое ФАП вставлено в рамки Минпромэнерго РФ. О недостатках такой структуры управления оборонной промышленностью уже говорилось на страницах «НВО» (№ 42, 2004).

Каким образом вытащить оборонную промышленность из ФАП и Минпромэнерго? Поскольку лучшей системой управления оборонкой была система функционирования отраслевых оборонных министерств, как это было в Советском Союзе (девять министерств), то, казалось, следовало бы оборонные управления ФАП возвести в ранг таких министерств и замкнуть по подчиненности на вице-премьера Иванова. Однако это нереально на сегодняшний день. Но объединить эти управления ФАП в структуре департаментов (или федеральных агентств) в единое Министерство оборонных отраслей промышленности (Миноборонпром), изъяв их из Минпромэнерго, вполне реально и, по нашему мнению, целесообразно, то есть возвратиться в принципе к предыдущей, необдуманно, по мнению многих оборонщиков, разрушенной реформами Дмитрия Козака оргструктуре, в которой эти департаменты входили в Минпромнауки (сходной в принципе, но не по масштабу и формату с системой управления советского ОПК).

Вот таким образом и именно в такой структуре и следовало бы возродить Миноборонпром, куда считаю целесообразным вернуть также Федеральное агентство по атомной энергии и Федеральное космическое агентство. Полагаю, что такая структура Миноборонпрома найдет поддержку и в промышленных, и в военных инстанциях. Кстати, председатель комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Виктор Озеров в интервью корреспонденту «Независимой газеты» («НГ» за 20.09.04) прямо заявил: «Министерство оборонной промышленности – востребованная идея».

ОТЛАДКА СИСТЕМЫ

Но это еще не все. В восстановлении всей оптимальной структуры управления ОПК в ней весьма важным будет учреждение и отладка всей системы и структуры управления, и ОПК, и всего военного (силового) ведомства в рациональном сочетании управленческих функций и взаимодействии всех этих составляющих. Важнейшую роль в этой структуре и должна, как представляется, сыграть учрежденная ВПК.

Вот здесь как раз и важно определить, каковы же должны быть роль и место ВПК в этой системе. Председателем комиссии назначен Сергей Иванов. Правильно это или нет? Полагаю, совершенно неправильно. ВПК должна состоять при правительстве, как это было в Советском Союзе, быть арбитром над всеми военными (силовыми) и оборонно-промышленными структурами, а не в подчинении вице-премьера по военно-промышленным вопросам, к тому же еще и министра обороны. Понятно, что в этом случае ВПК будет петь в унисон с Ивановым, что недопустимо. Наоборот ВПК должна контролировать решения и действия и Минобороны, и Миноборонпрома, и других силовых структур, и того же Минпромэнерго (если и его не упростят) и пр.

И опять же прав Виталий Шлыков («Миноборонпром возрожден» / «НВО» № 9, 2006), отмечая, что «глава ВПК – вице-премьер получил в свое распоряжение неимоверно огромные ресурсы. Такого даже в советские времена не наблюдалось. Невозможно припомнить, чтобы в руках одного чиновника было сконцентрировано руководство и Вооруженными силами, и оборонным производством». Можно к этому добавить, что Иванов к тому же еще и председатель Морской коллегии (при его весьма, скажем, азбучном понимании военно-морских проблем). Понятно, что такой масштабный монополизм одного правительственного чиновника вреден для общего дела и к добру не приведет.

Председатель правительства Михаил Фрадков, видимо хорошо знающий систему функционирования всего военного ведомства и ОПК Советского Союза, был совершенно прав, когда не отдавал ВПК в вотчину Иванову. Но не смог, видимо, его пересилить.

А как же все-таки должна быть выстроена система управления всеми военными (силовыми) ведомствами и ОПК с учетом учреждения ВПК и воссоздания Миноборонпрома? Полагаю, что никакой проблемы здесь нет. Просто не нужно изобретать давно изобретенный велосипед и сделать так, как это было в советской аналогичной системе управления. Напомню: ВПК возглавлял зампред Совмина (по-современному вице-премьер) – последние годы Л.В. Смирнов (ранее эту должность исполнял Д.Ф. Устинов). Он подчинялся только председателю Совмина, не подчиняясь никаким другим «вице-премьерам». ВПК курировала все военные и промышленные вопросы, и мнение ее было, как правило, решающим.

Таким зампредом, по-современному вице-премьером, и должен быть председатель ВПК. То есть генерал-полковник Владислав Путилин должен быть переназначен с заместителя на председателя ВПК без всякого подчинения его Сергею Иванову. Короче, с созданием ВПК следует реанимировать всю прежнюю, существовавшую в Советском Союзе систему управления ОПК и военной организацией государства. Лучше этой системы, десятилетиями подтвердившей свою эффективность, повторяю, быть не может.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1214
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1187
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
970
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
620

Другие новости