Откровенные намеки в послании российского президента Федеральному собранию на глобальный аппетит «товарища волка» и выдвинутая в связи с этим оборонная программа с упором на РВСН (см. материал "В Минобороне знают, что у нас самое главное") не остались незамеченными за океаном. Ответ последовал незамедлительно.
22 мая влиятельная американская газета «Нью-Йорк таймс» сообщила, что администрация Джорджа Буша намерена разместить в Европе базу противоракетной обороны. «Среди стран, которые рассматриваются для приема этой базы, значатся Польша и Чехия», – утверждает газета. К этим двум странам стоит также добавить Румынию, Болгарию и Словакию, которые тоже рассматривались в качестве площадок для американских противоракетных комплексов. Пока лишь Польша изъявила желание предоставить свою территорию не только для радаров раннего предупреждения о ракетном нападении, но и подземных бункеров с пусковыми установками.
24 мая начальник Генерального штаба РФ Юрий Балуевский, выступая перед журналистами, по сути дела, подтвердил намерения Пентагона разместить в Польше объекты ПРО. Он заявил: «Сам факт размещения ракет показывает, что этот передовой район ПРО предназначен для нивелирования стратегического потенциала России».
ПРОПАГАНДИСТСКИЕ УСИЛИЯ
По данным «Нью-Йорк таймс», размещенная в Польше база ПРО должна перехватывать возможные ракетные удары по США и Западной Европе с территории Ирана. Но не только. Премьер-министр Речи Посполитой Казимеж Марцинкевич, заявив в декабре 2005 года о присоединении к американскому проекту ПРО, называл среди потенциальных противников еще и КНДР. К ним добавляют также некие «государства Северной Африки», имея в виду в первую очередь Ливию.
Однако так называемые страны-изгои не обладают стратегическими межконтинентальными баллистическими ракетами. Уровень их технического развития не позволяет в исторически обозримом будущем обзавестись подобными МБР. А с тактическим ракетами ближней и средней дальности вполне могут справиться ЗРК ПВО «Пэтриот-3» (США), «Эрроу-2» (Израиль), С-300 и С-400 (Россия). Ни одна из иранских БР не способна долететь до территории Польши. Еще дальше от нее располагается Северная Корея.
Совершенно очевидно, что пусковые установки ПРО, которые окажутся в Речи Посполитой, будут направлены против российских межконтинентальных баллистических ракет, базирующихся в Архангельской, Ивановской, Костромской и Саратовской областях.
Нынешняя концепция противоракетной обороны США основана на поражении МБР противника на разгонной стадии полета, пока боеголовка не отделилась от маршевых ступеней. И в этом случае нахождение системы ПРО максимально близко к пусковым шахтам российских МБР вполне понятно.
Замысел очевиден: уничтожать российские межконтинентальные баллистические ракеты над их же территорией. В этом случае такие преимущества, как гиперскорость и сверхманевренность боеголовки, теряют всякий сымсл.
Размещение в густонаселенном Старом Свете любых ракетных комплексов априори вызовет недовольство населения. Поэтому Пентагон приступил к психологической обработке европейцев – участников НАТО. В частности, на днях обнародован доклад экспертов Североатлантического авльянса о нарастании угрозы удара ракетами большой дальности по Старому Свету. Этот документ объемом в 10 тыс. страниц готовился без малого 4 года консорциумом оборонных подрядчиков во главе с корпорацией Science Applications International Corp. (США). В нем утверждается, что Европа совершенно не защищена от межконтинентальных баллистических ракет, но ситуацию можно исправить с помощью ПРО.
В настоящее время ракетами большой дальности обладают США, Россия, Китай, Великобритания и Франция. Индия, по данным местных СМИ, разрабатывает межконтинентальную ракету дальностью 9–12 тыс. км, которая может быть испытана в 2008 году, а в 2015-м принята на вооружение. Ни одна другая страна пока не способна создать, тем более серийно производить, ракеты с дальностью более 2,5–3 тысяч км.
Заместитель директора Института США и Канады генерал-майор запаса Павел Золотарёв считает, что речь пока не идет о строительстве ракетной базы США в Польше. «Пока еще не созданы ракеты ПРО, которые можно было бы размещать в Европе, – резонно замечает он корреспонденту «НВО». – Речь о Польше, которая никак не может успокоиться и все время стремится напоминать о себе. С этой целью постоянно выходит с инициативами и старается служить проводником интересов США». Генерал-майор Золотарёв напомнил, что еще бывший президент Речи Посполитой Александр Квасьневский выступил с предложением построить в Польше радиолокационную станцию, и нынешний президент продолжает генерировать такие же идеи. Естественно, что противоракетная оборона в этом регионе может быть направлена исключительно против России.
«Но и Россия должна прекратить антиамериканскую риторику, – добавил Павел Золотарёв. – Что касается «угрозы с юга», то логично было бы решать эту проблему совместно с Россией, тем более что мы гораздо ближе к источнику угрозы. Мне известно, что переговоры по этому поводу в разной форме идут».
ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Американцам действительно пока нет смысла строить ракетные шахты в Польше, поскольку в них нечего ставить. Стандартная ракета-перехватчик SM-3 (Standard Missile-3), принятая на вооружение Пентагоном, имеет дальность полета до 1000 км и высоту 240–250 км. Оснащена SM-3 кинетической боеголовкой, которая поражает ракету противника в результате прямого попадания, и входит в комплекс ПРО «Иджис» (Aegis Mk7), устанавливаемый на крейсеры и эсминцы. Первые корабли с этой системой ПРО уже заступили на боевое дежурство у берегов Японии, готовые перехватить пуски ракет с территории КНДР. «Иджис» получат еще 18 боевых кораблей, которые будут патрулировать у берегов стран-изгоев.
Что касается шахтных ракет-перехватчиков ПРО, то, выполняя предвыборные обещания, президент США Джордж Буш разместил 10 ракет GBU в Форт-Грили (Аляска). Они сконструированы на базе снимаемых с вооружения межконтинентальных ракет «Минитмен», но пока не оправдали вложенных в них средств. Проще говоря, на испытаниях себя зарекомендовали плохо и больше производиться не будут. Взамен разрабатываются другие ракеты, которые поступят на вооружение не ранее, чем через 3–5 лет.
Ранее этого срока говорить о строительстве ракетной базы ПРО в Польше нет смысла. Сама база – это не только шахтные пусковые установки. В комплекс должны входить радары раннего предупреждения о ракетных пусках, спутники мониторинга и связи, пункты приема, обработки информации и управления, а также защищенная оптоволоконная кабельная сеть, связывающая все это в единое целое. Создание всего этого обойдется в миллиарды долларов. Например, первый этап развертывания национальной ПРО США, который планировалось завершить к 2007 году (поставить от 40 до 100 ракет-перехватчиков, построить одну радиолокационную станцию и модернизировать несколько действующих), оценивался почти в 30 млрд. долларов. Конструирование новой противоракеты потребует дополнительных расходов. Пока Пентагон запросил у Конгресса США 56 млн. долларов на предварительные работы по изучению местности в Польше, но особой поддержки не встретил.
Судя по всему, эпоха сокращения стратегических вооружений сменяется их гонкой. Трехстраничный американо-российский документ 2002 года, предусматривающий уменьшение стратегических наступательных потенциалов, может работать только в условиях доверия. Когда охладевают отношения, действенность соглашений снижается в геометрической пропорции к падению степени доверия. Противостояние возвращается на круги своя. И, как это уже бывало, на принципиально новых технических возможностях вооружений.