К числу приоритетных направлений в области обеспечения экологической безопасности относятся:
воспитание экологической культуры населения;
предотвращение загрязнения природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов;
предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизация последствий произошедших ранее радиационных аварий и катастроф;экологически безопасное хранение и утилизация выведенных из боевого состава вооружения прежде всего атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядерными энергетическими установками, ядерных боеприпасов, жидких ракетных топлив, топлива атомных электростанций;
безопасное для окружающей природной среды и здоровья населения хранение и уничтожение запасов химического оружия;
создание экологически чистых технологий;
разработка и реализация природоохранных мероприятий;
рациональное использование природных ресурсов.
Внешняя политика Российской Федерации должна быть направлена на:
проведение активного внешнеполитического курса;
упрочение ключевых механизмов многостороннего управления мировыми политическими и экономическими процессами, в первую очередь Совета Безопасности ООН;
обеспечение благоприятных условий для экономического и социального развития страны, глобальной и региональной стабильности;
защиту законных прав и интересов российских граждан, проживающих за рубежом;
развитие отношений с государствами - участниками Содружества Независимых Государств согласно принципам международного права, развитие отвечающих интересам России интеграционных процессов в рамках Содружества;
полноправное участие России в глобальных и региональных экономических и политических структурах;
содействие урегулированию конфликтов, включая миротворческую деятельность под эгидой ООН, ОБСЕ, СНГ;
достижение прогресса в сфере контроля над ядерными вооружениями, поддержание стратегической стабильности, сохранение и укрепление режима Договора по ограничению систем противоракетной обороны 1972 года;
выполнение взаимных обязательств в области сокращения и ликвидации оружия массового уничтожения, обычных вооружений, осуществление мер по укреплению доверия и стабильности, обеспечение международного контроля за экспортом товаров и технологий, а также оказанием услуг военного и двойного назначения;
обновление или заключение новых юридически обязывающих договоренностей по ограничению и сокращению вооружений и расширение политических обязательств по мерам укрепления доверия и безопасности;
содействие созданию зон, свободных от оружия массового уничтожения;
развитие международного сотрудничества в борьбе с транснациональными преступностью и терроризмом.
Обеспечение военной безопасности. Российской Федерации является важнейшим направлением деятельности государства. Главной целью в данной области является обеспечение возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть в ХХI веке, при рациональных затратах на национальную оборону.
В предотвращении войны и вооруженных конфликтов Российская Федерация отдает предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам. Однако национальные интересы Российской Федерации требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи. Вооруженные силы Российской Федерации играют главную роль в обеспечении военной безопасности Российской Федерации.
Важнейшей задачей Российской Федерации является обеспечение сдерживания в интересах предотвращения как ядерной, так и обычной крупномасштабной или региональной войны, а также осуществления союзнических обязательств.
Российская Федерация должна обладать ядерными силами, способными гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому государству-агрессору или коалиции государств в любых условиях обстановки.
Вооруженные силы Российской Федерации боевым составом мирного времени должны быть способны обеспечить надежную защиту страны от воздушно-космического нападения и решение совместно с другими войсками, воинскими формированиями и органами задач по отражению агрессии в локальной войне, а также развертывание группировки войск (сил) для решения задач в региональной войне. Одновременно Вооруженные силы Российской Федерации должны обеспечить осуществление Российской Федерацией миротворческой деятельности как самостоятельно, так и под эгидой международных организаций.
Интересы обеспечения национальной безопасности России предопределяют при соответствующих обстоятельствах необходимость военного присутствия России в некоторых стратегически важных регионах мира. Размещение в них на договорной основе ограниченных воинских контингентов (военных баз) должно обеспечивать готовность России выполнять свои обязательства, содействовать формированию устойчивого военно-стратегического баланса сил в регионах и давать возможность Российской Федерации реагировать на кризисную ситуацию в ее начальной стадии.
Важная роль в обеспечении национальных интересов России принадлежит оборонно-промышленному комплексу. Реструктуризация и конверсия оборонно-промышленного комплекса должны осуществляться без ущерба для развития новых технологий и научно-технических возможностей, модернизации вооружений, военной и специальной техники и укрепления позиций российских производителей на мировых рынках вооружений.
Российская Федерация рассматривает возможность применения военной силы для обеспечения своей национальной безопасности, исходя из следующих принципов:
применение всех имеющихся в распоряжении России сил и средств, включая ядерное оружие, в случае необходимости отпора вооруженной агрессии, если все другие меры разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными;
применение военной силы внутри страны допускается в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами в случаях возникновения угрозы насильственного изменения конституционного строя, территориальной целостности страны, а также жизни и здоровью граждан.
Основными задачами обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации являются:
создание необходимой нормативной правовой базы, определяющей полномочия и регламентирующей деятельность органов исполнительной власти в пограничной сфере;
активизация деятельности по международно-правовому оформлению государственной границы Российской Федерации и территориальному разграничению с сопредельными государствами;
развитие межгосударственного пограничного сотрудничества;
противодействие экономической, демографической и культурно-религиозной экспансии на территорию России со стороны других государств;
пресечение деятельности транснациональной организованной преступности, занятой в сферах незаконного перемещения через границу материальных ценностей, наркотиков, оружия, расхищения природных ресурсов, а также незаконной миграции;
осуществление необходимых мер по обеспечению коллективной пограничной безопасности государств - участников СНГ.
Особое значение для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации имеет использование возможностей разведки и контрразведки в целях своевременного обнаружения угроз и определения их источников.
Необходимы новые подходы к организации и ведению гражданской обороны на территории Российской Федерации, качественное совершенствование единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе дальнейшая интеграция ее с аналогичными системами иностранных государств.
Важнейшими задачами обеспечения информационной безопасности России являются:
реализация конституционных прав и свобод граждан на информационную деятельность;
совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в мировое информационное пространство;
противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.
Система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации создается и развивается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями правительства Российской Федерации, федеральными программами в этой области.
Основу системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации составляют органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства.
Полномочия органов и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, их состав, принципы и порядок действий определяются соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
В формировании и реализации политики обеспечения национальной безопасности Российской Федерации принимают участие:
президент Российской Федерации - руководит в пределах своих конституционных полномочий органами и силами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; санкционирует действия по обеспечению национальной безопасности; в соответствии с законодательством Российской Федерации формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные органы и силы обеспечения национальной безопасности; выступает с посланиями, обращениями и директивами по проблемам национальной безопасности, в своем ежегодном послании Федеральному собранию Российской Федерации уточняет отдельные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации, определяет направления текущей внутренней и внешней политики страны;
Федеральное собрание Российской Федерации - на основе Конституции Российской Федерации по представлению президента Российской Федерации и правительства Российской Федерации формирует законодательную базу в области обеспечения национальной безопасности государства;
правительство Российской Федерации - в пределах своих полномочий, учитывая сформулированные в ежегодных посланиях президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации приоритеты в области обеспечения национальной безопасности страны, координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, формирует статьи федерального бюджета для реализации конкретных целевых программ в этих областях;
Совет безопасности Российской Федерации - ведет работу по упреждающему выявлению и оценке угроз национальной безопасности Российской Федерации, готовит для президента Российской Федерации проекты оперативных решений по их предотвращению, разрабатывает предложения в области обеспечения национальной безопасности страны, предложения по уточнению отдельных положений Концепции национальной безопасности Российской Федерации, координирует деятельность сил и органов обеспечения национальной безопасности, контролирует реализацию федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов Российской Федерации решений в этой области; Секретарь Совета безопасности Российской Федерации в ежегодных докладах президенту Российской Федерации о международном и внутреннем положении Российской Федерации уточняет характер и масштабы угроз национальной безопасности страны, вносит предложения о формах и методах их предотвращения и нейтрализации;
федеральные органы исполнительной власти - обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации, выполнение решений президента Российской Федерации и правительства Российской Федерации в области национальной безопасности Российской Федерации; в пределах своей компетенции разрабатывают нормативные правовые акты в этой области и представляют их президенту Российской Федерации и правительству Российской Федерации;
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти по исполнению законодательства Российской Федерации, выполнению решений президента Российской Федерации и правительства Российской Федерации в области национальной безопасности Российской Федерации, а также федеральных программ, планов и директив, издаваемых Верховным Главнокомандующим, в области оборонной безопасности Российской Федерации; совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и иных организаций к оказанию содействия в решении проблем национальной безопасности согласно законодательству Российской Федерации; вносят в федеральные органы исполнительной власти предложения по совершенствованию системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
*══*══*
Российская Федерация намерена решительно и твердо обеспечивать свою национальную безопасность. Созданные правовые демократические институты, складывающаяся структура органов государственной власти Российской Федерации, широкое участие политических партий и общественных объединений в реализации Концепции национальной безопасности Российской Федерации - залог динамичного развития России в XXI веке.