0
1464
Газета Концепции Интернет-версия

21.04.2000 00:00:00

Cокращение вооруженных сил неизбежно

Виталий Цымбал

Об авторе:
Петр Львович Боград - генерал-майор в отставке.
Ефим Яковлевич Любошиц - подполковник в отставке, старший научный сотрудник Института экономики переходного периода, член Академии проблем военной экономики и финансов.
Виталий Иванович Цымбал - полковник в отставке, профессор, ведущий научный сотрудник Института экономики переходного периода, вице-президент Академии проблем военной экономики и финансов.


В СТАТЬЕ "Государству следует определить рациональные контуры военной реформы", опубликованной в "НВО" # 8 (181) 2000 г., вполне обоснованно поставлен вопрос о необходимости корректировки государственной политики в области обеспечения военной безопасности России.

Авторы упомянутой публикации рассматривают один из вариантов сокращения численности ВС РФ - до 800 тыс. военнослужащих. В этом случае уровень удельных расходов возрастет в 1,5 раза.

Но правильным ли будет в нынешних условиях такое радикальное сокращение военной организации РФ, а также тотальный переход к контрактному принципу комплектования? Ведь очевидно, что экономические аспекты могут рассматриваться только в увязке с потребностями обеспечения национальной обороны.


Социальный фактор

Стратегические средства ядерного сдерживания общеизвестны, неядерные же - предмет особого разговора. В данной публикации речь идет об экономических основах первого из перечисленных факторов сдерживания - человеческого. Конечно же, не за денежное довольствие готов защищать Родину российский солдат. Но все равно правомерен вопрос: чувствует ли солдат заботу о себе со стороны государства?

Обоснованно считается, что в 1999 г. ситуация изменилась к лучшему, оклады были повышены. Но и после повышения месячное денежное содержание военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, составляет: рядовой-контрактник - 881 руб., командир взвода (лейтенант) - 1354 руб., командир батальона (подполковник) - 2135 руб.

В то же время по отчету Госкомстата РФ в 1999 г. среднемесячная заработная плата составляла в среднем 1575 руб., а прожиточный минимум для одного человека - 908 руб. Из приведенных данных видно, что денежное довольствие рядового-контрактника на 3% ниже прожиточного минимума, а командира взвода на 14% ниже среднемесячной заработной платы по стране.

В значительной части семей офицеров жены не имеют возможности работать. Если перейти от средних показателей к районированным, то окажется, что прожиточный минимум для семьи из трех человек в сентябре 1999 г. составлял от 2,6 до 4,6 тыс. руб. в зависимости от региона проживания. Из этого следует, что семьи командиров взводов вынуждены жить на сумму, составляющую от 29,4% до 52% прожиточного минимума, а командиров батальонов - от 46,4% до 82%. На Дальнем Востоке даже адмиралы и генералы во многих случаях не могут содержать свои семьи на уровне выше прожиточного минимума. Приведенные данные показывают, что низкое социальное положение военнослужащих является одним из наиболее существенных факторов, негативно влияющих на военную безопасность России. Исправлять эту ситуацию надо немедленно. Если государство не может увеличить уровень военных расходов, то оно обязано рассмотреть возможность сокращения своей военной организации и, если такая возможность существует, реализовать ее!

Более того. При нынешней численности ВС РФ боевую способность наших войск ограничивает не только плохое социальное положение военнослужащих, но и неудовлетворительные вооружение, оснащение, обеспечение. Во многом из-за несоответствия между численностью войск и уровнем их финансирования инвестиционные расходы на военное строительство составили в 1998 г. всего 14,1% общей суммы финансовых средств, полученных Министерством обороны. Их распределили следующим образом: оплата НИОКР - 3,2%, закупка ВВТ - 7,3%, капитальное строительство - 3,66%. В 1999 г. инвестиционные расходы должны были составить 35,5%, а составили менее 30 %, и это при том, что в целом затраты на национальную оборону превысили уровень, предусмотренный бюджетом.

Последствия неудовлетворительного финансирования отразились на боевых действиях в Чечне. Судя по многочисленным публикациям, там явно не хватало высокоточного оружия, оптико-электронных средств ночного видения, всепогодных и круглосуточных прицельно-навигационных комплексов для вертолетов и самолетов, современных средств связи и разведки, средств наблюдения и ряда других предметов снабжения.

Очевидно, что без устранения указанных причин наблюдаемого неблагополучия боеспособность Вооруженных сил повысить не удается. Таким образом, и второй фактор - оснащение ВС РФ современным оружием, которое может выступить в качестве средства неядерного сдерживания, также ставит вопрос о сокращении численности ВС до минимума.

Чему же равен этот минимум?

Строго обосновать однозначное и точное значение этой величины невозможно. Если исходить из первоочередной важности задач сдерживания агрессии и опыта военного строительства во многих других государствах, то величина 800 тыс. военнослужащих представляется правдоподобной как минимальная. Но есть и другие мнения.


Доводы противников сокращения

Руководство Министерства обороны не только отстаивает существующую численность 1200 тыс. военнослужащих, но и пытается обосновать ее увеличение. При этом либо даются ссылки на якобы проведенную оптимизацию по обобщенному критерию "эффективность-стоимость-реализуемость", которая наверняка не подвергалась вневедомственной экспертизе, либо выдвигаются частные доводы.

Первый из них заключается в том, что с переходом к профессиональной армии Вооруженные силы могут лишиться мобилизационных резервов, а без них обеспечение военной безопасности невозможно.

Действительно, если представить себе, что в 2000 г. будет осуществлен переход ВС РФ на контрактную систему полностью и что контрактники рядового и сержантского состава будут служить в среднем по 15 лет, то к 2015 г. у нас вообще не будет необходимого мобилизационного резерва первой категории (в возрасте до 35 лет). Вместе с тем, при определенном развитии международной обстановки он может понадобиться. Даже США - могущественнейшая в военном отношении держава - вынуждены иногда призывать своих резервистов, например, во время операции в районе Персидского залива в 1991 г.

Имеется опыт обеспечения мобилизационной готовности Вооруженных сил различными способами, в частности за счет:

- содержания так называемых кадрированных оргштатных формирований (например, соединений), укомплектованных офицерским составом полностью, а рядовыми и младшими командирами - в количестве, минимально необходимом для охраны и обслуживания вооружения и военной техники, находящейся на хранении;

- создания несколько иной разновидности резервных формирований - так называемых баз хранения вооружения и техники;

- регулярной переподготовки офицеров запаса.

Считается, что указанные формирования могут быть в достаточно сжатые сроки развернуты в полностью укомплектованные соединения и части за счет призыва резервистов.


Резерв и сокращение

А как быть с подготовкой резерва, если согласиться с предложением о сокращении численности и укомплектовании сил постоянной боевой готовности только контрактниками-профессионалами? Мы предлагаем:

а) преобразовать совокупность кадрированных соединений, баз, центров (школ) подготовки военных специалистов младшего звена в систему центров подготовки запаса по всем воинским специальностям;

б) сократить срок службы по призыву ориентировочно до 6-8 месяцев с прохождением ее только в этих центрах и одновременным обучением до уровня высококлассных специалистов, выполнением функций охраны и обслуживания резервного вооружения и военной техники.

Представляется, что такое решение имеет ряд существенных достоинств: 1) предлагаемое сокращение срока службы по призыву не противоречит ст. 59 Конституции РФ; по сравнению с существующей системой прохождения воинской службы по призыву предлагаемая система будет менее обременительной и для призывников, и для государства;

2) высокая боеготовность ВС РФ будет обеспечиваться войсками постоянной боевой готовности сокращенной численности; их комплектование будет осуществляться только по контракту теми специалистами, которые были подготовлены в центрах;

3) мобилизационный резерв будет обеспечиваться частично за счет контрактников, ушедших в запас, но главным образом за счет лиц, прошедших кратковременную службу по призыву и обучение в центрах подготовки (переподготовки) резерва;

4) количество резервистов будет не меньшим, а большим, чем в настоящее время, поскольку можно ожидать уменьшения количества "льготников" и "отказников";

5) вооружение и военная техника, имеющиеся в системе подготовки резерва, позволят при необходимости развернуть необходимое количество дивизий или других соединений (частей) по штатам военного времени;

6) совмещение обучения со службой позволит обеспечить хранение и техническое обслуживание резервного вооружения и военной техники;

7) для студентов вузов, не имеющих военных кафедр, обучение военным специальностям возможно практически без прерывания обучения в течение двух-трех лагерных сборов;

8) вузы, имеющие военные кафедры, будут избавлены от наплыва в них лиц, заинтересованных не в овладении профессией, а в уклонении от срочной службы;

9) поскольку все военнослужащие, проходящие кратковременную службу, будут одного и того же призыва, отпадет возрастной повод для таких явлений, как "дедовщина";

10) будет исключена возможность попадания необученных призывников в части, привлекаемые для решения боевых и специальных задач в мирное время;

11) контрактниками рядового и сержантского состава смогут стать лишь те, кто успешно пройдет службу в центрах подготовки резервистов, изъявит желание служить в военной организации РФ и заключит контракт;

12) сведется к минимуму поступление в военные учебные заведения лиц, решивших таким образом уклониться от срочной службы;

13) следует ожидать, что большинство общественных организаций встретит такое предложение положительно, а многие из них окажут содействие в воспитательной работе;

14) центры подготовки резервистов станут очагами военно-патриотического воспитания молодежи;

15) охват такой системой подготовки резерва всего призывного контингента частично смягчит социальное неравноправие выходцев из обеспеченных и бедных семей, а также поднимет уровень образования военнослужащих, проходящих военную службу по призыву;

16) система организованной и всеобщей подготовки резерва значительно ослабит требования к доармейской подготовке юношей в школе;

17) предоставление некоторых льгот при поступлении в престижные вузы для выпускников школы, прошедших службу и обучение в частях подготовки резервистов, будет способствовать повышению заинтересованности в прохождении военной службы.

Для обеспечения высокого качества обучения и воспитания военнослужащих в центрах подготовки запаса целесообразно организовать профессиональный и психологический отбор командиров, преподавателей и инструкторов, а также централизованное их обучение. В ответ на закономерный вопрос, где взять на это средства, напомним, что выше при оценке возможного увеличения денежного довольствия на это отводилась только половина резерва средств, который может появиться при сокращении общей численности.


Пособие при увольнении

Второй известный довод противников сокращения численности военной организации РФ связан с тем, что при увольнении военнослужащих в связи с организационно-штатными мероприятиями согласно ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" сокращаемым необходимо выплатить единовременное пособие, которое в зависимости только от выслуги лет может изменяться в пределах от 5 до 20 месячных окладов денежного содержания. При крупных сокращениях эта статья расходов оказывается трудновыполнимой.

Из этой ситуации возможны два выхода: либо, готовя сокращение, заблаговременно изыскивать средства в федеральном бюджете РФ, либо уточнить формулировку упомянутой статьи закона, распространив ее немедленное (единовременное) и полное выполнение на ограниченный контингент сокращаемых - бесквартирных, заканчивающих службу в закрытых и отдаленных гарнизонах и т.д. Для остальных сокращаемых предусмотреть растяжку выплат во времени путем, например, перечисления денег на их лицевые счета, блокированные на установленный срок. В случае значительного повышения денежного довольствия военнослужащих можно будет поставить вопрос о снижении размеров единовременного пособия, выражаемого количеством окладов денежного содержания.

Безусловно, высказанные выше предложения нуждаются в детальной проработке специалистами с различных точек зрения: военной, финансово-экономической, социально-политической, демографической и других. Понадобится и экспериментальная проверка.

Затем на основании этих проработок целесообразно подготовить план продолжения военной реформы в части принципов комплектования ВС РФ личным составом. Этот план и его военно-экономические обоснования должны лечь в основу нового концептуального документа взамен "Основ (Концепции) государственной политики РФ по военному строительству до 2005 года", а также уточнений соответствующих положений Федеральных законов "О воинской обязанности и военной службе", "О статусе военнослужащих" и др.

Ввиду высокой значимости для всего общества этой проблемы считаем целесообразным, чтобы проекты этих документов и их обоснования были опубликованы в "Независимом военном обозрении" с целью привлечения к их обсуждению заинтересованной общественности и независимых специалистов различного профиля.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Один солдат на свете жил

Один солдат на свете жил

Алексей Смирнов

К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы

0
519
Вместо концепции миграционной политики нужна стратегия

Вместо концепции миграционной политики нужна стратегия

Екатерина Трифонова

Единого федерального ведомства по делам приезжих иностранцев пока не просматривается

0
582
До ста пяти поэтом быть почетно

До ста пяти поэтом быть почетно

Сплошное первое апреля и другие стихи и миниатюры

0
404
Ему противны стали люди

Ему противны стали люди

Дмитрий Нутенко

О некоторых идеях прошлого сейчас трудно говорить, не прибегая к черному юмору

0
88

Другие новости