0
2997
Газета Концепции Интернет-версия

16.04.2004 00:00:00

Боевые лазеры уже испытываются

Игорь Смыслов

Об авторе: Игорь Смыслов - полковник в отставке.

Тэги: пво, нпро, лазер, THEL


Высокоточное оружие (ВТО) в настоящее время рассматривается как основное оружие первого (превентивного) удара, способное наряду со средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ) вывести из строя или парализовать системы и средства ПВО и ПРО, расширить возможности и повысить эффективность применения обычных средств воздушного нападения. При этом ВТО по своей эффективности уже соизмеримо с тактическим ядерным оружием, а ее носителем стала наряду со стратегической наиболее массовая армейская и тактическая авиация. Можно сказать, что поражающий фактор ВТО приобретает новое качество.

РАДАРЫ УХОДЯТ В ПРОШЛОЕ

Какие комплексы обнаружения и уничтожения воздушно-космического противника идут на смену традиционным РЛС и ЗРК?

Появление в начале 70-х годов мощных лазеров различных типов инициировало интерес и у нас, и в США к разработке ультрасовременных видов тактического оружия и их испытаний. Впервые о том, что создание оружия направляемой энергии не только возможно, но реально в ближайшем будущем, было официально сообщено в начале 80-х годов, когда президент США Рейган объявил о программе "Стратегическая оборонная инициатива" (СОИ), которая вошла в историю под названием "Звездные войны". Однако от программы СОИ отказались по причине огромных технологических требований, выдвинутых для разработки соответствующих систем.

Тем не менее спустя десятилетие уровень соответствующей технологии повысился настолько, что появились основания для создания первой системы вооружения, использующей лазерные лучи, что привело к реанимации проектов создания лазерного оружия в ряде государств, обладающих соответствующими технологиями.

Особенно активно программы создания боевых лазерных систем осуществляются в США. Эти программы проводятся в рамках более обширной программы создания эшелонированной НПРО/ПРО США, в которой лазерное оружие рассматривается как основное средство перехвата ракет на втором этапе создания НПРО/ПРО.

Достаточным технологическим потенциалом для создания боевых лазерных систем обладает и Россия. Однако ввиду большого затратного ресурса реализации таких проектов российские программы по созданию лазерного оружия пока законсервированы и сроки их реанимации могут растянуться на неопределенный промежуток времени.

Приоритетность программ разработки и создания боевых лазерных систем в США свидетельствует об их перспективности, что обусловлено в первую очередь рядом существенных преимуществ лазерного оружия по сравнению с традиционными средствами ПВО и ПРО, применяемых в аналогичных целях. К таким преимуществам в первую очередь относятся:

- поражающий фактор мгновенно доставляется к объекту огневого воздействия (минимальное время реакции);

- частотный диапазон лазерных комплексов с длинами волн от единиц до десятков микрон открывает совершенно иные возможности по формированию световых пучков энергии близких по ширине (единицы секунд) к дифракционному пределу, что позволяет обеспечить очень высокую точность поражения целей.

В ходе реализации программ по разработке боевых лазерных систем предусматривается создание таких боевых лазеров, которые обеспечивали бы их боевое использование на трех уровнях.

Первый уровень - тактический - наземная лазерная боевая система (программа THEL), предназначенная для решения задач ПВО и ПРО войск в ближней и средней зонах обороны. THEL (Tactical High Energy Laser) - это американо-израильский лазер тактического применения. Его разработка началась в мае 1996 г. В начале лета 2000 года THEL был успешно испытан на полигоне White Sands в Нью-Мексико. Дальность уничтожения лазером целей на настоящий момент составляет свыше пяти километров. Система THEL является первым лазерным оружием, которое проходит оперативные испытания.

Второй уровень - оперативно-стратегический - боевая лазерная система воздушного базирования (программа ABL), предназначенная для перехвата боевых ракет (БР) и боеголовок, а также крылатых ракет, на старте и траектории на дальностях от 300 до 500 км. Помимо стратегической ПРО система ABL может быть использована и для уничтожения других стратегических и тактических целей, таких, как летающие радары, самолеты-истребители и батареи противовоздушной обороны. Ожидается, что в 2006 году система будет приведена в первоначальную эксплуатационную готовность. В конечном итоге ориентировочно к 2012-2015 гг. ВВС США планирует иметь в составе систем НПРО/ПРО на ТВД до 7-8 самолетов с системой ABL ("НВО" # 33, 2003).

Третий уровень - глобально-стратегический - космическая лазерная система (программа SBL). Разработка SBL находится на сегодняшний день на стадии программы демонстрации технологии. Система SBL будет представлять собой сеть спутников (космических платформ), оснащенных лазерными "орудиями", которые будут располагать большими возможностями по сравнению с системой ABL. Эти "орудия" смогут уничтожать широкую гамму целей (в первую очередь МБР) на всей земной поверхности.

Реализация указанных программ позволит США построить глубокоэшелонированную глобальную ПРО/ПВО, способную оборонять свою территорию, не выходя за ее пределы.

Итак, использование частотного диапазона лазерных комплексов с длинами волн от единиц до десятков микрон действительно предоставляет совершенно иные возможности по концентрации энергии в пространстве, что, в свою очередь, позволяет создать боевые лазерные системы, значительно превосходящие традиционные ЗРК по своей эффективности.

Можно с достаточной долей уверенности предположить, что по мере освоения производства таких систем они будут активно внедряться в системы ПВО и ПРО различных уровней и постепенно вытеснять традиционные огневые средства.

Однако для успешного завершения проектов боевых лазеров потребуется приложить еще немало усилий в решении задач создания соответствующих средств формирования и управления лазерного луча в пространстве, а также селекции целей и эффективности поражения боеголовок ракет с хорошим теплоизоляционным покрытием.

Тем не менее уже почти готова к принятию на вооружение американо-израильская тактическая наземная система лазерного оружия программы THEL, которая, правда, по многим параметрам пока еще уступает современным ЗРК малой дальности. Не так уж далека, по мнению высокопоставленных американских научных экспертов, перспектива создания боевых лазерных систем авиационного базирования. Что касается реализации проектов создания лазерных комплексов космического базирования, то это, видимо, весьма дальняя перспектива.

БЛИЖАЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Теперь к вопросу о конце ПВО, системообразующей которой является классическая радиолокация.

Существуют системные факторы, которые ограничивают возможности использования лазерного излучения для решения таких традиционных задач радиолокации, как осуществление разведки и информационного обеспечения в интересах ПВО и ПРО. Эти ограничения в силу известных особенностей распространения электромагнитных волн оптического диапазона в приземных слоях атмосферы прежде всего касаются использования наземного и воздушного базирования источников лазерного излучения для загоризонтного обнаружения и поражения целей вне дальности прямой видимости.

Кроме того, для полноценной реализации указанных преимуществ лазерного оружия необходимо решить задачу минимизации времени обнаружения приоритетной для поражения цели и выдачи высокоточного целеуказания (ЦУ) для обеспечения беспоискового перехода оптической системы (ОС) лазера на точное сопровождение назначенной цели. Иными словами, можно сказать, что время реакции лазерного комплекса в основном зависит от оперативности перехода ОС лазера на сопровождение цели.

Алгоритм такого перехода скорее всего должен включать три характерных этапа:

- обнаружение целей, определение их приоритетности по критерию опасности, выработка высокоточного ЦУ для ОС лазера;

- переброс формирующего телескопа ОС лазера в направлении на наиболее опасную цель по азимуту и углу места;

- допоиск цели ОС, если в этом есть необходимость, переход на точное сопровождение, поражающее воздействие.

Использование для обнаружения целей сверхтонкого лазерного луча сопряжено с трудноразрешимыми техническими проблемами и непроизводительным расходом компонентов топлива, и представляется неперспективным.

Для решения этой очень важной и технически сложной задачи потребуется, очевидно, комплексное использование последних разработок в области создания высокоточных радиолокационных, оптикоэлектронных и оптических средств.

Таким образом, с учетом изложенного, можно предположить следующее.

Во-первых, в ближайшей перспективе на вооружении армий США и Израиля могут появиться отдельные образцы тактических боевых систем лазерного оружия ПВО/ПРО. Не исключено появление опытных образцов подобных систем в России. При этом имеющиеся на вооружении войск ПВО России современные ЗРК малой дальности типа "Тор-М1" будут на этом этапе вполне конкурентоспособны.

Во-вторых, в среднесрочной перспективе можно ожидать появление боевых лазерных систем авиационного базирования в США, которые совместно с наземной ЗРС "Пэтриот"-III (PAC-III) большой дальности будут решать задачи ПВО/ПРО группировок войск на ТВД. Большой задел в создании аналогичных комплексов имеется и в России.

В-третьих, наземные радиолокационные средства загоризонтного обнаружения в обозримом будущем останутся единственным универсальным всепогодным и всесуточным источником информации о воздушной обстановке для систем противовоздушной и противоракетной обороны. Кроме того, для решения задачи ориентации (наведения) оптической системы в создаваемых боевых лазерах основным источником информации скорее всего останется традиционный радар.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
713
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
691
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1210
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
572

Другие новости