0
1137
Газета Концепции Интернет-версия

17.06.2005 00:00:00

Чтобы не повторилась катастрофа 41-го

Тэги: государство, управление, система, война


В публикациях некоторых открытых печатных изданий (см., например, "НВО" # 3 за 2002 год) уже появлялись отдельные предложения по созданию современной системы государственного управления РФ в военное время. Потом в разработке этой проблемы наступило затишье. Хотя организационное построение вышеупомянутой системы имеет первостепенное значение для национальной безопасности России.

Вспомним опыт Великой Отечественной войны. К сожалению, к ее началу руководство СССР, как оказалось, не располагало действенной системой управления страной, которой предстояло в полном смысле сражаться за свое выживание. Данная система складывалась в процессе ожесточенного вооруженного противоборства с агрессором, что не могло не привести к огромным людским и материальным потерям.

Предлагаю свой вариант государственного управления на военное время в стране (см. схему).

1. С объявлением (введением) военного положения (это функция Федерального собрания РФ) в стране приостанавливается действие Конституции. Прекращают работу и распускаются: Федеральное собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), Конституционный и Арбитражный суды (Верховный суд оперативно рассматривает только дела государственной важности - по особому перечню), законодательные собрания (думы) регионов и городов, а также ряд других управленческих структур мирного времени согласно утвержденному положению (в схеме эти органы и учреждения не показаны). Управление государством всех видов и уровней осуществляется на основании указов президента, приказов Верховного главнокомандующего, постановлений Государственного комитета обороны (ГКО) и правительства. Производится национализация государственнообразующих отраслей, компаний, предприятий (по специальному плану), реквизиция их имущества, прежде всего всех видов транспорта, систем связи, информатики (переводятся в ведение соответствующих силовых ведомств) и др. Вводится военная цензура всей печати, личной корреспонденции граждан, а также радио- и телевещания. Запрещаются всяческие митинги, демонстрации, собрания и прочие подобного рода мероприятия общественных организаций.

2. Главным органом государственного управления страной на военное время становится Государственный комитет обороны (ГКО), возглавляемый Верховным главнокомандующим (ВГК). Органом принятия важных решений по военным (прежде всего) и ряду государственных вопросов является Ставка ВГК. Генштаб, как и в годы Великой Отечественной войны, будет рабочим органом Ставки ВГК для оценки обстановки на фронтах и подготовки решений, разработки планов стратегических и наиболее важных операций фронтов. Поскольку соответствующие должностные лица Минобороны, Генштаба, правительства могут быть одновременно (и скорее всего будут) членами ГКО и Ставки ВГК, на схеме "симбиоз" этих управленческих структур показан в виде "охватывающе-проникающей" фигуры, во главе которой опять же стоит ВГК.

3. Согласно Конституции РФ, Верховный главнокомандующий - это президент России. Однако не всякий глава государства способен быть военным руководителем. Видимо, в этом случае решением ГКО и указом президента Верховным главнокомандующим должен быть назначен другой человек. Причем ему не обязательно зваться именно Главковерхом. Главное, чтобы он получил право самостоятельного принятия решения по военным вопросам, вопросам подготовки и проведения военных операций. Иначе Ставка и ГКО погрязнут в совещаниях и дебатах. Президент РФ в этом случае становится председателем ГКО и принимает на себя все вопросы управления страной, кроме военных.

4. Министерство обороны реорганизуется исходя из необходимости решения им трех главных задач: всех видов тылового и прочего обеспечения фронта, контроля производства и разработки вооружения, подготовки резервов и проведения мобилизаций. Также за МО целесообразно оставить и управление тыловыми (если такие будут) военным округами. Главные командования Сухопутных войск и ВВС частично расформировываются, частично переходят в структуры Генштаба, главкоматов направлений, командований и штабов фронтов.

5. Правительственный аппарат также подвергается реорганизации (см. схему), происходит максимальное сокращение управленческого аппарата, частичная замена чиновников-мужчин женщинами. Председатель правительства сосредоточивается прежде всего на решении всех вопросов и проблем обеспечения Вооруженных сил. Главная его задача и обязанность - налаживание выпуска серийных и оперативная (ускоренная) разработка новых образцов вооружения с запуском их в серийное (массовое) производство.

6. Министерство по чрезвычайным ситуациям расформировывается. Военный персонал, воинские части, подразделения спасателей направляются в войска или формирования местной обороны на местах. Гражданский персонал мобилизуется по его военному предназначению.

7. Повсеместно вводится институт военных комендантов (старших военных начальников), которым передается вся полнота власти в прифронтовых районах. В остальных регионах порядок подчиненности и взаимодействия военных комендантов с местной гражданской исполнительной властью определяется соответствующим положением (разрабатывается заранее) или конкретными постановлениями ГКО (приказами ВГК). В остальных тыловых регионах возможно введение при военных комендантах особых правительственных "комиссаров".

8. Также повсеместно начинают функционировать военные трибуналы (суды), как в войсках, так и регионах при соответствующих военных комендантах. Порядок разграничения функций прокурорского надзора Генеральной и Главной военной прокуратуры, судебной власти в тыловых регионах и взаимодействия с военными трибуналами также определяется особым положением.

9. Усиливаются формирования спецподразделений военной разведки (ГРУ). Помимо Особых отделов ФСБ мирного времени в войсках начинают функционировать формирования военной контрразведки (по типу "СМЕРШ").

10. Все силовые ведомства и спецслужбы распределяются в принципе по трем направлениям (структурам): Минобороны (войска фронтов и резерва), ФСБ и МВД. Два последних ведомства управляются через ГКО и Ставку ВГК. Из вооруженных формирований ФСБ, МВД, МЧС, Минюста создаются войска охраны тыла фронтов и территориальные войска.

11. Министерство иностранных дел выводится из подчинения председателя правительства и функционирует по задачам ГКО и Ставки ВГК.

Так в общих чертах может выглядеть один из вариантов организации управления страной (или в стране) на военное время. Эти предложения, естественно, не являются исчерпывающими и подлежат компетентному обстоятельному анализу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
2192
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
3283
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
4834
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
3725

Другие новости