0
9604
Газета Дипкурьер Интернет-версия

30.06.2014 00:01:00

Противостояние на фоне перемирия

Кость Бондаренко

Об авторе: Кость Бондаренко – руководитель фонда «Украинская политика», Киев.

Тэги: украина, юговосток, ес, украинский кризис, россия


украина, юго-восток, ес, украинский кризис, россия Консультации в Донецке продолжаются, а стороны противостояния по-прежнему воюют. Фото Reuters

Перемирие в противостоянии на востоке Украины, объявленное президентом Петром Порошенко на семь дней, продлили еще на 72 часа. Этот срок истекает в понедельник, 30 июня, в 22.00 по киевскому времени. Далеко не факт, что это перемирие не будет продолжено на еще некоторое время. Точно так же не факт, что это перемирие будет нарушено и стороны снова приступят к жестокой и бессмысленной конфронтации. Мир висит на волоске.

Ситуация в Украине сегодня напоминает события на Балканах в начале 90-х – за тем исключением, что в Украине не столь четко очерчены религиозные либо этнические различия. Здесь скорее играют свою роль ментально-психологические и культурные моменты. Язык, геополитические ориентиры, отношение к истории – это сегодня доминирует в Украине над традиционными для конфликтных зон вопросами и проблемами. Речь не идет о некоем этническом меньшинстве, порабощенном и желающим отделиться от метрополии. Здесь процессы сродни тем, которые наблюдались в Вандее времен Великой французской революции, – непринятие революционных процессов и желание противопоставить одной революции собственную контрреволюцию.

Противостояние носит достаточно эклектичный характер. Есть ли программа у официального Киева – что делать с Донбассом в случае победы? Такой программы нет. Есть ли понимание у Донецкой и Луганской народных республик, что делать в случае отделения от Украины? Тоже – программа отсутствует. Действует принцип: ввяжемся в войну, а там как Бог даст. При этом в конфликте незримо присутствует тень России: одна сторона искренне считает, что, воюя в Донбассе, воюет с российской агрессией. Вторая сторона надеется, что Россия окажет ей военную помощь. При этом формальное отсутствие российских войск в зоне конфликта уже никого не волнует – создан информационный миф, и этот миф сильнее реальной ситуации.

Присутствует ли Россия в войне на востоке Украины? Она не может не присутствовать, по крайней мере информационно. ДНР и ЛНР получают моральную (официальный Киев заявляет, что и материальную) помощь от соседей. Роль России в конфликте приблизительно та же, что и роль Пакистана во время войны СССР в Афганистане. То есть формально Россия не присутствует, но все понимают ее настоящую роль. Точно так же, как все понимали настоящую роль США в событиях вокруг майдана и последующих процессов. Именно поэтому многие украинские политики (и не только украинские) справедливо считают, что без России переговорный процесс между конфликтующими сторонами решить не удастся. Но переговорный процесс с участием России предвидит параллельное инициирование еще как минимум одного переговорного процесса: на уровне России и США, ведь сегодня Украина – это арена большой геополитической игры между сторонниками монополярного мира (США) и биполярного (Россия).

В Киеве идея перемирия, высказанная Петром Порошенко, не нашла всеобщей поддержки. По сообщениям источников, категорически против плана мирных переговоров выступил глава днепропетровской областной государственной администрации Игорь Коломойский. Его заместитель Геннадий Корбан в одном из интервью прямо заявил, что «мы потеряли Донецк и Луганск». Подконтрольные Коломойскому батальоны, судя по имеющимся заявлениям, отказались прекращать огонь. Один из полевых командиров (сторонников Украины) Семен Семенченко призвал своих сторонников прибыть в Киев и провести акцию возле президентской администрации, требуя от Порошенко отказа от перемирия. Полной и тотальной зачистки тех, кого в Киеве называют террористами, требуют и другие политики радикального толка. Партия войны бьет копытом и жаждет крови.

К партии войны на востоке, вне всякого сомнения, принадлежат лидер боевиков Игорь «Стрелков» Гиркин, самопровозглашенный губернатор ДНР Павел Губарев, руководство Луганской народной республики. Полевые командиры требуют продолжения войны и даже демонстрируют свое нежелание сесть за стол переговоров.

В то же время ряд умеренных политиков – в том числе и Ринат Ахметов – призвали к мирному урегулированию ситуации. Ахметов, наверное, наиболее пострадавший от активных действий на востоке бизнесмен (его основные активы находятся в Донецкой и Луганской областях), заявил, что необходимо и далее продолжать переговорный процесс – «хоть с чертом лысым», процитировали эмоциональное заявление одного из активных членов Партии регионов средства массовой информации. Важно заметить, что Ахметов, предлагая поиск мирных путей решения конфликта, чудесно отдает себе отчет в том, что в любом случае он сильно рискует: в случае победы ДНР и ЛНР его имущество грозятся национализировать те, кто сегодня провозгласил себя «лидерами». В случае победы киевских сил на активы Ахметова уже недвусмысленно посматривает упомянутый выше Коломойский.

Соратник Ахметова Борис Колесников (лидер Партии регионов) на прошлой неделе заявил, что именно вопрос мира на востоке должен стать отправной точкой в решении дальнейших проблем в государстве. Только после достижения мира в Донбассе можно говорить и об изменениях в Конституции, и о новых выборах парламента. Без мира в регионе, который населяют почти 7 млн человек (пятая часть украинских избирателей), невозможно провести легитимную избирательную кампанию и невозможно позже убедить жителей Донбасса в том, что избранный парламент защищает и их интересы.

В отличие от представителей Партии регионов Юлия Тимошенко призывает к возобновлению боевых действий и введению военного положения на востоке. Электорат Тимошенко более воинственно настроен. После поражения на последних президентских выборах Тимошенко ищет новых союзников и понимает, что может их найти в среде наиболее пассионарных постмайдановских активистов. Более того, Тимошенко желала бы стать центром притяжения этих пассионариев как наиболее харизматичный политик данного спектра украинской политики.

Итак, в Украине сформировались три группы, позиционирующие себя относительно конфликта на востоке. Первая группа – это группа войны и силового воздействия. Лидерство в этой группе пытается захватить Юлия Тимошенко, и скорее всего ей это удастся. Вторая группа – это «партия мира». Мирные инициативы сегодня исходят в первую очередь от представителей Партии регионов и новосозданной Партии развития (возглавляемой Сергеем Лариным и Юрием Мирошниченко, но связываемой с именем экс-главы администрации президента Сергея Левочкина). Сергей Ларин приветствовал прекращение огня и призвал Российскую Федерацию перекрыть границу для недопущения притока боевиков с территории РФ в Донецкую и Луганскую народные республики. Наконец, третья группа – это сторонники Порошенко с концепцией «ни войны, ни мира». На активность этой группы во многом влияет позиция лидеров ЕС – в частности, фрау Меркель. Порошенко как прагматик понимает важность нормализации отношений с Российской Федерацией, но в то же время понимает зависимость многих процессов в стране от США. Именно этим пониманием и продиктована его позиция.

Переговорный процесс на востоке уже вызвал немало вопросов. Почему украинскую сторону представляет Леонид Кучма? Что делают на переговорах такие политики, как Виктор Медведчук и Нестор Шуфрич? Первый, как известно, является кумом президента РФ, но реноме его в Украине более чем сомнительно. Второй – член Партии регионов, но непонятно, имеет ли он мандат от партии на ведение переговоров подобного рода. Что может быть предметом обсуждения – особенно после того, как Петр Порошенко отказался рассматривать вопросы федерализации и придания русскому языку статуса второго государственного? Более того, Порошенко заявил, что эта его позиция должна лечь в основу новой Конституции. В свою очередь, полевые командиры бунтующих областей не готовы рассматривать унитарный характер Украины и все чаще говорят о невозможности возврата к старому устройству государства.

Понятно лишь одно: каждый погибший мирный житель, каждый раненный или покалеченный ребенок в зоне боевых действий, каждый новый цинковый гроб, прибывший в западноукраинские села и города, отдаляют украинцев востока и запада от желания жить в одной стране. Массированная кампания в социальных сетях с призывом не принимать беженцев с востока, замаскированная под «мнения простых людей», параллельно с антиукраинской пропагандой в Донецкой и Луганской областях, вбивают клин в отношения между двумя частями одной страны.

…А пока действует перемирие, официальный Киев подписал соглашение об ассоциации с ЕС – соглашение, не принимающее в расчет интересы промышленного востока Украины. А Донецкая и Луганская народные республики приняли решение об объединении в единую федерацию – с собственной (пусть и наивной) Конституцией.

Боевые действия приостановлены. Противостояние продолжается.


статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
545
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
478
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
575
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
411

Другие новости