0
776
Газета Армии Интернет-версия

10.11.2000 00:00:00

Уроки "Курска"

Юрий Быстров

Об авторе: Юрий Александрович Быстров - заместитель председателя Совета по изучению производительных сил РАН, вице-адмирал в отставке.

Тэги: курск


После гибели "Курска" дискуссии в средствах массовой информации, в том числе и на страницах "НВО" (см., например, # 30, 31 за 2000 г.) приобрели новый характер. Наряду с душевной болью, вызванной мученической смертью в прочном корпусе 118 подводников, неудавшимися мерами по оказанию им действенной помощи, высветившимися серьезными упущениями в состоянии аварийно-спасательных служб флотов и ВМФ, все чаще встречаются попытки проанализировать случившееся и предложить срочные, неотложные меры, направленные на повышение живучести наших новейших подводных лодок, обеспечение надежности их конструкций и систем, совершенствование подготовки экипажей, использование новейших технологий и материалов в целях предупреждения, локализации и ликвидации аварийных ситуаций.

При строительстве кораблей оказались нарушенными многие фундаментальные законы, обеспечивающие их надежность и живучесть. Например, подводные лодки необходимо строить так, чтобы они оставались на плаву при затоплении любого отсека и прилегающих к ним цистерн главного балласта (ЦГБ). Тем не менее ПЛ идут на дно ("К-8", апрель 1970 г., "Комсомолец", апрель 1989 г.).

Прочный корпус подлодки нужно надежно разделять на абсолютно герметичные изолированные друг от друга отсеки. Но ведь все девять отсеков "Курска" оказались затопленными. Системы связи с аварийной субмариной, подачи извне кислорода в отсеки, воздуха в цистерны главного балласта, устройства спасения людей, средства для обозначения точки нахождения аварийной ПЛ следует делать надежными, простыми, их надо хранить в общеизвестных, легко доступных местах Однако связь с экипажем "Курска" установить не удалось, аварийно-спасательный буй не указал, где лежал "Курск" (на АПРК их нет), всплывающая спасательная камера не сработала, люк шлюзовой камеры в 9-м отсеке простым способом открыть не удалось.

Современные атомные подводные лодки перенасыщены сложнейшими системами, агрегатами, механизмами. В отсеках понаделали множество служебных помещений, выгородок. Получило распространение каютное размещение личного состава. Причем все это расположено вдоль бортов корабля, а для прохода оставлен лишь узкий коридор посередине отсеков, в результате чего стал невозможным доступ аварийных партий к прочному корпусу для локализации аварий и их устранения. Это явилось главной причиной перерастания даже простых аварий, связанных с поступлением воды внутрь корпуса ПЛ, в катастрофы.

Компоновка отсеков должна быть изменена. Конструкторам и кораблестроителям требуется ликвидировать их загромождение служебными и спальными помещениями, агрегаты и механизмы располагать посередине отсеков, проходы сделать вдоль бортов, обеспечив тем самым доступ аварийных партий к любому месту прочного корпуса.

Нельзя также обойтись и без мероприятий стратегического уровня: оптимизации общей структуры Военно-морского флота, приведения его состава в соответствие с теми предсказуемыми угрозами, с которыми может столкнуться наша страна в Мировом океане, повышения эффективности использования средств, выделяемых на возрождение морской мощи государства. Президент РФ Владимир Путин верно указал на то, что армию, флот и государство придется восстанавливать, а не реформировать.

Это грандиозная задача. Она включает ревизию всех родов сил ВМФ, строительство некоторых из них заново, сбалансированность флота с развитой инфраструктурой всех видов оперативного, боевого и тылового обеспечения, восстановление аварийно-спасательных служб, тщательную до автоматизма отработку их действий, налаживание по-новому оперативной, мобилизационной, боевой и тыловой подготовки флотов и войск, установление социального и мотивационного укладов службы и жизни всех категорий военных моряков, отбор людей в подводники, страхование их жизней и т.п.

Наряду с этим придется без промедления активизировать работу по реализации Указа главы государства от 4 марта нынешнего года, сделав особый акцент на проведение в жизнь реальных комплексных финансово обеспеченных мер по возрождению морской мощи страны.

И отказаться, наконец, от утешающих иллюзий насчет нынешней боеготовности и боеспособности Военно-морского флота.

Продолжение темы читайте в материале "Уроки "Курска". Аварийно-спасательное разгильдяйство."


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российская Фемида иногда будет признавать свои ошибки

Российская Фемида иногда будет признавать свои ошибки

Екатерина Трифонова

Поправки в закон о статусе судей дифференцируют дисциплинарную ответственность

0
1267
На пленуме ЦК КПРФ разоблачили философа Ильина

На пленуме ЦК КПРФ разоблачили философа Ильина

Дарья Гармоненко

Зюганов ставит перед партией задачу сплотить левые антифашистские силы

0
1494
Опасность применения ядерного оружия опять становится фоном СВО

Опасность применения ядерного оружия опять становится фоном СВО

Владимир Мухин

Действия Украины выглядят как попытка перейти очередную красную линию РФ

0
1826
У Путина на следующей неделе планируется заседание Совета по нацпроектам

У Путина на следующей неделе планируется заседание Совета по нацпроектам

0
662

Другие новости