При обсуждении бюджета 2005 года на заседании правительства министр обороны Сергей Иванов крепко критиковал Минфин - мало денег дали. Только что отгремели победные реляции о завершении реформы Вооруженных сил, которую четыре года проводил министр, утверждая, что армия станет более компактной и менее дорогой. Но вот военный бюджет снова увеличен почти на треть (прирост 27,6%), а министр заранее предупреждает: "Предусмотренные в проекте бюджета на будущий год средства позволяют обеспечить потребности Вооруженных сил на минимально необходимом уровне, но при одном "если" - если не произойдет роста цен и тарифов на услуги естественных монополий сверх запланированного уровня, что, кстати, из года в год и происходит".
В 2005 г. по разделу "Национальная оборона" предусмотрено выделение 528 млрд. 83 млн. 400 тыс. руб. (в 2004 г. объем этих расходов составил 413 млрд. 701 млн. 600 тыс. руб.). Из этих средств на Вооруженные силы будет выделено 383 млрд. 43 млн. 700 тыс. рублей, остальные миллиарды и миллионы - на мобилизационную и вневойсковую подготовку (в том числе экономики), обеспечение коллективной безопасности и миротворческой деятельности, ядерно-оружейный комплекс, реализацию международных обязательств в сфере ВТС, военные исследования и др. Расходы федерального бюджета по разделу "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" согласно проекту составят в 2005 г. 398 млрд. 412 млн. 500 тысяч рублей (в 2004 г. - 316 млрд. 300 млн. 100 тыс. руб. - увеличение на 26%).
Обычно сдержанный и интеллигентный, не в меру улыбчивый Иванов выступал чуть ли не "по-квашнински". Напомним, что еще 17 июня ныне экс-начальник Генерального штаба (НГШ) Анатолий Квашнин заявлял на заседании правительства о том, что анализ представленных Минфином материалов "не дает возможности для наращивания усилий по обеспечению национальной обороны и выводу Вооруженных сил из кризиса". При этом он отмечал, что хотя расходы на национальную оборону и предусмотрено увеличить (на первый взгляд довольно заметно), этот прирост обусловлен только структурными изменениями в бюджетной сфере и бюджетном планировании, а в количественном плане еще требуется анализ. И четко попросил "уточнить" военные параметры федерального бюджета на 2005 г. И, кстати говоря, как теперь видно, Квашнину пред отставкой удалось добиться этого "уточнения" на десятки миллиардов рублей. Так, в июне Минфин планировал выделить на национальную оборону "лишь" 519,464 млрд. руб., а на национальную безопасность и правоохранительную деятельность - "только" 388,256 млрд. руб. Таким образом, стараниями теперь отставного НГШ по этим статьям было добавлено по 8,6 и более 10 млрд. руб. соответственно.
Но глава военного ведомства посчитал, что этого весьма мало. И вполне резонно. Ибо, если по бюджету 2004 года инфляция была запланирована на уровне 10%, то по факту рост тарифов, скажем, на пассажирские перевозки уже сейчас составляет 18%, на грузовые - 12%; на бензин рост цен до конца года, по прогнозам Генштаба, составит 16%, а на дизельное топливо - 13%. И хорошо еще, если на такие "скромные" величины.
Кроме того, у Министерства обороны не хватает средств на обеспечение военнослужащих жильем, поскольку, как сказал министр обороны, "объемы капвложений неуклонно снижаются". Нехватка выражается суммой в 3 млрд. руб. "Это самый жгучий вопрос, - указал Иванов. - Да, мы переходим на ипотечную систему обеспечения военнослужащих жильем, но это не значит, что не надо выполнять ранее принятые обязательства".
Если перевести рубли в доллары, то военный бюджет Минобороны вплотную приближается к 15 миллиардам долларов. В сравнении с бюджетами военных ведомств США и ведущих стран НАТО - крохи. На это часто указывают и сам министр Иванов, и депутаты, и высокопоставленные генералы. Но давайте сравним его с бюджетом вооруженных сил Индии, огромной страны, содержащей немаленькую армию, много лет ведущую войну с сепаратистами и пребывающую в состоянии перманентного конфликта с Пакистаном. Военный бюджет Индии - 12-13 млрд. долл. При этом 4-4,5 млрд. долл. идет на гособоронзаказ. И этих денег достаточно, чтобы покупать у России атомный авианосец с авиагруппой, сотни танков, новейшие истребители и фрегаты. И планировать портфель заказов еще на 10 млрд. долл.
Похоже, российский министр обороны просто не знает, как расходует средства его ведомство. Огромные деньги буквально растворяются без следа. Но военный бюджет по-прежнему непрозрачен. Много вопросов вызывает финансирование конструкторских работ - отдача слишком мала. На самом деле НИОКР позволяет многим предприятиям решать свои материальные проблемы, по десять-пятнадцать лет "модернизируя" одну и ту же давно устаревшую технику. Никакими технологическими прорывами тут и не пахнет, зато сотни оборонных предприятий и КБ таким образом держатся на плаву, успешно проедая бюджетные миллиарды.
На упомянутом заседании правительства Сергей Иванов также резко негативно отозвался от предложенной Минфином новой бюджетной классификации, предполагающей существенное укрупнение функциональных разделов - с 27 до 11. В частности, расходы на содержание госпиталей по новой классификации будут относиться отныне не к Минобороны, а к разделу здравоохранения, военные вузы - к разделу образования и т.п. А между тем, втолковывал правительству министр обороны, "эти учреждения оказывают прямое влияние на уровень подготовки войск, большинство имеют мобилизационное задание". Кроме того, пояснял он, в военное время учреждения здравоохранения, образования и культуры выполняют особые задачи в рамках централизованной системы управления Вооруженными силами. А раздельное, дробное финансирование формирует систему второго уровня, что нарушает целостность системы управления Вооруженными силами, что приведет к потере гибкости и оперативности в финансировании армии и флота, а значит, негативно отразится на состоянии боевой и мобилизационной готовности войск.
Настораживает, что на мероприятия по переходу на контрактное комплектование выделено на 2005 год 17 млрд. руб. (по другим данным - 20,9 млрд. руб.). Если годовые расходы на одного контрактника принять за 100 тыс. рублей - совсем мизер, меньше 10 тыс. в месяц, то можно нанять 170 тыс. воинов. Это примерно четверть нынешнего призывного контингента, а вовсе не 50%, как планируется. Но на такие деньги даже четверть от четверти не набрать.
Иванову надо блюсти имидж "реформатора" (хотя, как заметил "НВО" главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений генерал-майор Дворкин, декларируемые им ныне как "окончившиеся реформы в армии и не начинались"). А чтобы продолжать "неначавшиеся реформы", нужны соответствующие финансовые вливания, и чем они больше, тем больше будет видно "масштабное реформаторство" министра обороны. Тем более на фоне недавнего устранения Генштаба от управления Вооруженными силами.
Разрастающемуся Министерству обороны денег надо все больше даже для элементарного содержания своих структур и личного состава. Совершенно очевидно, что оно нуждается в гражданском контроле, в первую очередь в сфере гособоронзаказа, на что указывал президент Путин в своем президентском Послании в мае. Но пока подвижек не видно. Между тем, например, в Германии тамошний парламент открыто обсуждает каждую такую статью военного бюджета (подробнее см. "НВО" # 21 с.г.). У них там тоже проблемы с финансированием бундесвера, вот и разбираются с каждым евро.