В минувшую среду, 9 февраля, Министерство обороны, по сути, официально признало факт того, что военнослужащие серьезно пострадали от изначально непродуманного и безалаберно реализуемого правительственного решения о монетизации льгот. Начальник службы экономики и финансов военного ведомства Любовь Куделина заявила "Интерфаксу-АВН", что 8 февраля Министерство обороны представило министру финансов Алексею Кудрину все необходимые расчеты об увеличении денежного довольствия военнослужащим, проходящим службу по контракту в Вооруженных силах РФ. И что, по ее мнению, предложенные меры позволят до минимума свести негативные социальные последствия, связанные с реализацией закона о монетизации льгот, и приведут к снижению морально-психологической напряженности в воинских коллективах Вооруженных сил РФ.
"НВО" уже приводило данные (см. # 3) о том, что офицеры, мягко говоря, не в восторге оттого, что, лишив их льгот на рубль, государство не компенсировало им это и на копейку. Достаточно напомнить, что, согласно опросам, проведенным в войсках в январе, более 80% офицерского состава Вооруженных сил негативно отнеслись к проведению в жизнь закона о монетизации льгот. Кроме того, правительство дважды не выполнило своих обещаний по индексации денежного довольствия военнослужащих. Военные специалисты, в том числе и в госструктурах, констатировали, что терпение армии на пределе, и спрогнозировали, что бастовать люди в погонах, конечно, не будут, но возможен массовый отток офицеров из войск по причине полного разочарования в "профессии Родину защищать".
Очевидно, что информация, которая не просочилась в прессу, была куда более удручающей. И меры пришлось принимать в пожарном порядке. Нерасторопность кабинета Михаила Фрадкова привела к тому, что для разрешения ситуации в дело несколько раз вмешивался президент страны и Верховный главнокомандующий Владимир Путин. В последний раз он выговорил членам правительства 8 февраля: "Несколько дней назад я просил подготовить соответствующее предложение о необходимости повышения денежного довольствия военнослужащим. То, что я посмотрел в материалах правительства, и услышал в обсуждениях, и то, что сейчас читаю в средствах массовой информации, говорит о том, что решение пока не подготовлено. Я прошу ускорить решение этого вопроса - и по объемам, и по срокам, и по способам решения этой проблемы". Здесь же случился любопытный эпизод. Когда министр финансов Кудрин хотел что-то сказать по этому поводу, глава государства категорично не дал ему слова: "Все, точка! Без комментариев. Подготовить и доложить в течение недели. Вначале - премьер-министру, а потом - мне. Сделайте!" (Заметим, кстати, что наблюдавших за этой сценой журналистов поразила реакция руководителя Минфина: Кудрин, чуть вздрогнув, пробормотал: "Спасибо, спасибо!").
Что касается отправленных в тот же день предложений Минобороны, то они состоят в следующем. Если Минфин вновь не урежет "аппетиты" военных, то, по словам Любови Куделиной, денежного довольствие военнослужащих увеличится на 25 - 30% - как того и потребовал президент еще неделю назад. 9 февраля все представленные расчеты должен был рассмотреть председатель правительства России Михаил Фрадков.
Куделина уточнила, что материалы министерства обороны представлены в двух вариантах: расчеты касаются как индексации окладов по воинской должности и званию военнослужащих - что автоматически увеличивает пенсии ветеранов Вооруженных сил, так и введения так называемого ежемесячного денежного поощрения людей в погонах. При этом военное ведомство настаивает на первом варианте.
Удивительно, что Любовь Куделина, известная "неохотница" общения с журналистами, в этот раз оказалась не только весьма словоохотливой, но и выступила, если можно так выразиться, в тоге ревностной защитницы прав военнослужащих, как действующих, так и запасников и отставников. Она заявила, в частности, что "в настоящее время поднимать денежное довольствие войсковому звену без повышения пенсий военным пенсионерам будет прямым нарушением действующего законодательства". И признала, что федеральный закон о ежегодной индексации денежного довольствия военнослужащим в зависимости от уровня инфляции не выполняется: "В последний раз такие индексации были проведены в октябре 2003 года, когда президент России своим решением увеличил его в 1,11 раза". По расчетам Куделиной, чтобы возместить материальные потери военнослужащим, необходимо увеличение индексации денежного довольствия минимум на 25%".
На этом фоне поражает спокойствие "нашего улыбчивого министра обороны" (так его нередко называют в войсках) Сергея Иванова. В тот же день, когда Куделина обнародованием вышеизложенной информации пыталась "снизить морально-психологическую напряженность в воинских коллективах", глава военного ведомства выступал в рамках "правительственного часа" на закрытом заседании в Совете Федерации. После чего, бодрый и опять же улыбчивый, заявил журналистам, что "монетизация льгот для военнослужащих прошла в целом нормально" и что "с учетом той корректировки, которую мы делали по четырем российским субъектам (Москва и Подмосковье, Санкт-Петербург и Ленинградская область - "НВО"), я сейчас могу уверенно говорить о том, что ни один военнослужащий от монетизации льгот не пострадал". Во как, оказывается: 80% офицеров недовольны, и "ни один не пострадал".
Впрочем, позже Иванов рассказал, что сенаторам он "много говорил о социальном положении военнослужащих, о низком уровне денежного довольствия и низком уровне доходов военнослужащих и их семей". Он также полагает, что индексация военнослужащим по инфляции "будет не меньше, чем инфляция за конец 2003 и за весь 2004 год". Эта прибавка коснется всех, за исключением военнослужащих центральных аппаратов Минобороны и других силовых структур, где повышение денежного довольствия было проведено в рамках административной реформы. Действительно, куда уж этой категории добавлять. На фоне обвальной "новогодней нищеты" окопных офицеров в центральных аппаратах монетизацию и не заметили. Там подготовились к ней загодя, увеличив себе еще в 1 октября прошлого года денежное довольствие в разы. Например, полковники "Арбатского военного округа" нынче получают до 18 - 20 тыс. руб. Оклад самого министра обороны - под 100 тыс. руб.
Днем раньше на упомянутом выше заседании правительства у министра обороны состоялся с Верховным главнокомандующим такой диалог. Иванов, будучи, что называется, в своем репертуаре, по итогам своей недавней поездки в войска бодро отрапортовал об успешном шествии монетизации в армейской среде. В пример привел прибавку военным-сибирякам: хотя она и "не такая, как хотелось, но все-таки - от 200 до 450 рублей!" Путин согласно кивнул: "Это хорошо", но тут же оговорился - хорошо только для таких "субъектов и местностей, как Сибирь, а вот в Москве, Санкт-Петербурге и соседних областях льготные выплаты меньше расходов на транспорт". Иванов: "В этих регионах новое постановление увеличивает дотации до 2 тысяч рублей". Путин (устало): "Я знаю, что постановление выпущено. Оно функционирует?". Иванов (бодро, не сомневаясь): "Да, функционирует!". Путин (настойчиво): "Они уже получили эти деньги?". Иванов (кивая): "Да, получили".
Министр лукавил. Достаточно было одного звонка корреспондента "НВО" в одну из воинских частей, чтобы убедиться в этом. "Да, - сказал замкомандира части на том конце провода, - постановление правительства #47 от 31 января мы получили. А денег - пока нет". Так что уже второй месяц за транспортные расходы в Москве и Подмосковье военнослужащие платят из своего тощего "доновогоднего" кошелька. И когда "подойдут" обещанные дотации, никто не знает. Как пока никто не назвал и конкретных сроков повышения денежного довольствия по должностям и воинским званиям.