0
2956
Газета Армии Интернет-версия

22.07.2005 00:00:00

Пока решен вопрос только с ослами и мулами

Тэги: северный кавказ, бригада, армия, формирование


Когда на прошлой неделе Владимир Путин совершил поездку в Астрахань и Дагестан, в ходе нее вновь шел разговор о необходимости усиления охраны южных рубежей России и о том, что пограничникам дожны помочь в будущем горные бригады. Между тем Министерство обороны РФ вновь перенесло сроки окончания формирования на Северном Кавказе двух горных бригад, которые создаются по личному указанию президента. Предполагалось, что эти соединения будут готовы к действиям в начале 2005 года. Теперь же речь идет о начале 2006 года. Об этом 30 июня заявил заместитель начальника Службы расквартирования и обустройства Минобороны РФ генерал-лейтенант Владимир Чесноков. Он, в частности, сказал, что "до конца этого года нам необходимо выполнить значительный объем работ по обустройству двух горных бригад в местах их постоянной дислокации в населенных пунктах Дагестана и Карачаево-Черкесии".

НЕ ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНЬЮ...

Между тем на упомянутые бригады военных альпинистов высшее военное руководство намерено возложить некие сверхзадачи. Задействовать горный спецназ на Северном Кавказе в полную силу.

Примечателен диалог, произошедший между российским Верховным главнокомандующим и министром обороны РФ минувшей зимой. Сергей Иванов проинформировал Владимира Путина о завершении формирования первой миротворческой бригады в Приволжско-Уральском военном округе, которая "с 1 февраля приступает к плановой боевой подготовке". Президент без всякого восторга заметил: "Вы про горную бригаду не забывайте, это может быть даже больший приоритет".

"Концепция" вновь создаваемых горных бригад выработана и отчасти воплощается в жизнь. Сам Главковерх, видимо, пришел к идее организации подобных частей весной 2004 года, когда в горах Дагестана в результате спецоперации федеральных сил, начавшейся в декабре 2003-го, была уничтожена банда Руслана Гелаева. Уставшие за "летне-осеннюю кампанию" боевики пытались незамеченными уйти через перевалы в Грузию, дабы зализать там раны и набраться сил. В первом же вооруженном столкновении с ними неподготовленные к действиям в горной местности пограничники потеряли 9 человек убитыми. Поиск и ликвидация бандитов велись на протяжении несколько месяцев. Сам Гелаев был обнаружен и убит только в феврале 2004-го, успев расстрелять при этом еще двоих погранцов.

Участок, через который шла банда, как стало ясно после боев с гелаевцами, являлся своего рода лазейкой экстремистов для проникновения в Россию. Тогда-то, по сведениям "НВО", при встрече с участниками операции президенту и было высказано мнение, что неплохо бы иметь в регионе мобильные горные подразделения. Их подвижность и высокая маневренность должны быть обеспечены реально - российских горных егерей необходимо снабдить всей потребной для решения данной задачи техникой, вплоть до вертолетов, способных "забираться" на максимальные высоты. Владимиру Путину предложение, похоже, понравилось.Впервые "горная идея" была озвучена президентом еще 9 августа прошлого года. Но вот минуло шесть месяцев уже следующего года, а ни один боец-альпинист в горы так и не выдвинулся. В конце января первый замминистра обороны РФ генерал-полковник Александр Белоусов сообщал, что Россия лишь приступила к созданию на южных границах двух горных бригад...

Впрочем, горные бригады действительно не могут возникнуть в одночасье "по щучьему веленью и по чьему-либо хотенью".

Это объективно, поскольку сегодня, по оценкам экспертов, в России нет специалистов, которые могли бы в полной мере подготовить бойцов-горников (как они называют себя между собой), а опыт, который был накоплен в недалеком прошлом, полностью утрачен.

Генерал Белоусов как-то оговорился, что "для создания этих бригад потребуется несколько лет". В начале июня Сергей Иванов определил этот срок в 3,5 года, напрямую увязывая его с начавшимся выводом из Грузии двух российских военных баз, новыми местами дислокации которых (уже совершенно других по своему военному назначению) и станут площади в Карачаево-Черкесии и Дагестане.

ХОЗЯЙСТВО ВАСИЛИЯ ДЬЯУРА

Известно, что в состав советских Вооруженных сил некогда входили горные бригады. Во время Великой Отечественной войны они действовали в горах Кавказа и сумели противостоять знаменитым немецким "эдельвейсам". Позже все эти соединения были расформированы. Война в Афганистане (1979-1989 годы) потребовала их воссоздания. Вместе с тем части и подразделения военных округов, дислоцированных на ТВД с горным рельефом местности, осуществляли горную подготовку в соответствии с организационно-методическими указаниями главкома Сухопутных войск. Она проводилась по программе горной подготовки на высоте более 2000 м. В первую очередь именно из этих частей и подразделений производилась смена офицеров и прапорщиков в Афганистане.

Тогда же на Иссык-Куле приказом министра обороны был создан горный батальон в составе 30-го отдельного мотострелкового полка. Занимался с этим батальоном офицер Василий Дьяур, который позже, в 1982 году, возглавил сначала штаб, а потом стал командиром дислоцированной в Киргизии (в Алайской долине) 68-й отдельной мотострелковой бригады (горной). 100% офицеров и прапорщиков этого соединения прошли через Афганистан.

В телефонном разговоре с обозревателем НВО полковник Дьяур сказал, что горники его бригады могли действовать "с равнины до высоты 6800 метров, на веревках у нас висели даже врачи и фельдшеры". Некоторые подразделения 68-й омсб выполняли потом задачи в отрогах Гиндукуша, куда в спецкомандировки выезжал и сам ее командир. Полковник Дьяур (он теперь - заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных сил Киргизии) также рассказал, что до 1985 года, пока он руководил бригадой, на ее базе проводились горные соревнования, готовились армейские альпинисты, проводились чемпионаты Вооруженных сил СССР и других силовых ведомств. Но с началом перестройки, а потом и с распадом Советского Союза...

Продолжать не имеет смысла: все хорошо помнят, что тогда происходило. Дьяур же сегодня остается, по сути, единственным уникальным военспецом подобного класса на пространстве СНГ, который - автор этих строк спросил его об этом прямо - мог бы подсобить российскому Минобороны в организации военно-горного дела на Северном Кавказе. "Но это вряд ли возможно, - с сожалением заметил полковник, - мне уже 59 лет, пора, как говорится, и честь знать, да и по российским законам я уже давно должен быть в отставке..."

ЛИШЬ ГЛАВКОВЕРХ ДОДУМАЛСЯ...

В общих чертах задачи будущим военным альпинистам сформулированы так: данные "горные спецподразделения должны будут нести службу на Кавказе, прикрывая границы и помогая пограничникам охранять госграницу".

Министр обороны Сергей Иванов и прочие ответственные армейские чины в полной мере содержание этих задач также не афишируют. Бригады позиционируются ими лишь как "совершенно новые" и "принципиально отличающиеся от других подобных частей". Некоторые "секреты" военные выдают лишь порциями. Например, как заявил глава Минобороны, структурно бригады должны состоять из небольших мобильных подразделений, оснащенных "теми видами вооружений, которые наиболее эффективны в экстремальных условиях". Первый замминистра обороны Белоусов уточняет, что это "будет специфически легкое оружие". По его же словам, обе бригады укомплектуют исключительно контрактниками и введут в состав Сухопутных войск. Работы по созданию "всей необходимой инфраструктуры для этих бригад", как мы уже узнали от генерала Чеснокова, завершатся к концу 2005 года. Кроме того, говорит генерал Белоусов, "в этих бригадах предусмотрено наличие вьючных животных, что позволит перевозить вооружение по горным тропам". Кстати, 150 ослов и мулов для этих целей уже закупили.

Во время своей инспекторской поездки на Северный Кавказ в первой декаде июля министр обороны Сергей Иванов не добавил ничего нового к обнародованной ранее информации о горных бригадах. Заинтересованность в связи с ними проявил лишь к вертолетному полку, дислоцирующемуся в Буденновске: по данным "НВО", ему докладывали о подходах к организации взаимодействия между вертолетчиками и формирующимися соединениями.

ШТАТЫ, ГЕОГРАФИЯ И ЦЕНЫ

Да, взаимодействовать-то пока не с кем...

Предполагается, что общая численность горных бригад составит не менее 3 тыс. человек. Однако, по сведениям "НВО", окончательно их штат пока не определен. Некоторые военные специалисты не исключают, что каждое соединение может разрастись до 2,5-3 тыс. военнослужащих.

Уже известны и конкретные места дислокации бригад. База одной из них определена на административной чечено-дагестанской границе в Ботлихе (Дагестан). В геостратегическом смысле очевидно, что это соединение должно будет надежно прикрыть ту часть горного участка, который находится на стыке трех границ - Азербайджана, Грузии и России. То есть как раз те перевалы, по которым шла своим последним маршрутом банда Гелаева. А с учетом напряженности в самом Дагестане размещение здесь подразделений горного спецназа приобретает особую актуальность.

Вторую бригаду расквартируют в селении Геленчукская (или Зеленчук) в Карачаево-Черкесии. По оперативным данным, на этой территории весьма распространен ваххабизм, и, в случае чего, мобильные военные горники могли бы более чем адекватно отреагировать на вылазки представителей этой наиболее радикальной ветви мусульманской религии. Однако предполагается, что, зная о спецбригаде, ваххабиты и не осмелятся на какие-либо вылазки. Кроме того, геленчукские "эдельвейсы" будут стеречь потенциально опасное абхазское направление. Наконец, еще один фактор - близость к Черному морю, со стороны которого также не исключается возможность террористических нападений.

Кроме того, определяя места дислокации бригад, Россия, придерживалась фланговых ограничений ДОВСЕ, закрепляющих присутствие необходимого количества вооружения на той или иной территории.

Уже известно и то, во сколько обойдутся две бригады российскому бюджету. Еще 30 сентября 2004 года заместитель министра обороны Анатолий Гребенюк заявлял, что только на строительство всего нужного лишь для одной горной бригады (дагестанской) потребуется минимум 6 млрд. рублей (примерно 212 млн. долларов). Не меньшая сумма необходима и на оборудование карачаево-черкеской горной базы. В прошлом же году для решения этой "приоритетной задачи" выделили всего 1 млрд. рублей (порядка 35,5 млн. долларов). О том, сколько средств поступит в этом году, сведений нет.

Одновременно в Карачаево-Черкесии на одном из заседаний республиканского правительства было определено, что общая сметная стоимость городка для бригады составляет около 4 млрд. рублей. Строительство ведется, но сроки его окончания до сих пор точно не определены. По прикидкам, если названная сумма будет освоена, то все необходимые для проживания условия появятся в течение двух лет. Видимо, такие суммы и сроки требуются и для создания дагестанской военно-горной базы. Президентское полпредство в Южном федеральном округе оказывает содействие в продвижении обоих проектов.

Это только строительные сметы. А ведь еще и вооружение и техника, обмундирование и снаряжение, денежное довольствие горным стрелкам.

Очевидно, процесс формирования бригад идет ни шатко ни валко: постройка баз, закупка ослов, определение штатов... Кстати, люди, боевые спецы-горнолазы - главная проблема в процессе создания горных бригад.

Из досье "НВО"


Единственная в Советском Союзе 68-я отдельная мотострелковая бригада (горная) по штату военного времени должна была насчитывать 3800 человек, но содержалась в штатах мирного времени - 1800 военнослужащих. В ее состав входили два мотострелковых батальона (мсб) на БМП-1, усиленных подразделениями самоходно-артиллерийских установок "Нонна" (12 единиц) и гранатометными отделениями АГС-17, и два мсб (горных) на автомобилях ГАЗ-66, усиленных отделениями АГС-17, а также огнеметными, минометными и противотанковыми подразделениями. Кстати, переносной противотанковый комплекс типа "Фагот", по словам полковника Дьяура, очень эффективен в стрельбе по горным пещерам и схронам. Бригада имела самоходный артдивизион (восемнадцать 122-мм САУ "Гвоздика"), батарею 120-мм минометов, зенитно-ракетную артиллерийскую батарею, включавшую взвод из четырех ЗРК "Стрела-10" и взвод из четырех ЗСУ-23-4 "Шилка". 68-я омсб(г) комплектовалась молодым пополнением, имеющим первоначальные практические навыки альпиниста. Инструкторами по горной подготовке были офицеры-альпинисты от 1-го разряда до мастера спорта. Для занятий по горной подготовке привлекалась сборная команда по альпинизму Киргизской ССР.

Бригада имела и свою сборную по альпинизму. По окончании службы личный состав получал 1-й разряд по альпинизму.

Для увеличения степени мобильности и автономности действий в условиях высокогорья в штат бригады были введены отдельный кавалерийский эскадрон (окэ) и отдельная вьючно-транспортная рота (овтр). Штатная численность лошадей в окэ - сначала 510 животных, а в последующем - 170, в овтр - 225. Кавалерийские подразделения были сформированы и готовились для действий в горах. Кроме того, в окэ было 8 миннорозыскных собак. Кавалеристами становились призывники из сельской местности и городские ребята, занимавшиеся в конно-спортивных школах. Офицеры также имели навыки конной подготовки.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
977
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
493
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
431
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
554

Другие новости