0
1234
Газета Армии Интернет-версия

13.01.2006 00:00:00

Армейская оптимизация оптимизма не вызывает

Анатолий Цыганок

Об авторе: Анатолий Дмитриевич Цыганок - руководитель независимого Центра военного прогнозирования, кандидат военных наук, полковник запаса.

Тэги: генштаб, реформа, армия, региональное командование


Проведение эксперимента, связанного с созданием регионального командования в одном из военных округов, - это возвращение к идее маршала Николая Огаркова, от которой в свое время поспешили отказаться в СССР (но зато ее с успехом использовали в США). По сути, мы имеем дело с первым реальным шагом, сделанным руководством государства и Минобороны на пути осуществления подлинной военной реформы. Вот почему нельзя согласиться с Александром Бабакиным (см. "НВО" # 48, 2005), считающим организацию командований на Дальневосточном, Среднеазиатском и Западноевропейских стратегических направлениях неким подобием предложенных в 1920-е годы Львом Троцким преобразований Красной армии. Можно только приветствовать это начинание, а также сокращение гигантского штата Генерального штаба, меры по нарождению в Вооруженных силах РФ института профессиональных сержантов. Лишь одно вызывает сомнение - так называемая "дальнейшая оптимизация" структуры войск, в основе которой мыслится формирование частей постоянной боевой готовности, на сто процентов состоящих из контрактников.

КОНТРАКТНИК УХОДИТ

Попытка укомплектовать солдатами и сержантами, проходящими военную службу по контракту, 76-ю воздушно-десантную дивизию дала несколько весьма показательных результатов. Во-первых, только 4,2% из отобранных военкоматами кандидатов остались служить в соединении. Следовательно, в РВК на местах должны заранее накапливать своего рода "резерв" из расчета 23-24 кандидата на одно место. Подобное, однако, вряд ли возможно.

Во-вторых, состояние воинской дисциплины в дивизии, несмотря на переход на контрактную основу комплектования, по ряду показателей ухудшилось (увеличилось количество самовольно оставивших часть, а также проступков в общественных местах, особенно на почве пьянства и хулиганства). В ходе боевых действий в составе Объединенной группировки войск на Кавказе почти у 1/3 военнослужащих "не сложились отношения в коллективах". И в-третьих, те деньги, которые предлагают потенциальным бойцам-профессионалам, устроят разве что люмпена или мало к чему годного маргинала.

Примером тому может служить и укомплектованность контрактниками бригады дизель-электрических подводных лодок Тихоокеанского флота: на них приходится всего 17% личного состава соединения. Чуть лучше картина у подводников на Камчатке - 31%. Вообще же в 2004 году ТОФ принял на контрактную службу более 700 человек, в том числе около 200 из запаса. А уволилось за тот же период около 600 несостоявшихся профи, из них - 58% за невыполнение условий контракта. Основная причина - низкое денежное довольствие.

Например, новичок, только что подписавший контракт, будет получать на Камчатке чуть больше четырех тысяч рублей в месяц. Правда, матросу-контрактнику, прослужившему два года, заплатят уже 12 400 рублей. Однако много ли это для условий одного из самых отдаленных российских регионов? При том что правительство отменило бесплатный проезд, выделив взамен ежемесячную надбавку 150 рублей. Билет от Петропавловска-Камчатского, скажем, до Новосибирска стоит 12 тыс. рублей (и столько же, естественно, обратно). Аренда квартиры семье из трех человека обойдется в 4 тыс. рублей (а в Сибирском военном округе в три тысячи)...

Следовательно, без очень и очень значительного увеличения денежного содержания никакого конкурсного отбора кандидатов в контрактники не получится и заинтересовать достойных людей профессией защитника Отечества не удастся.

ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ

Большие сомнения вызывают и планы оснащения Вооруженных сил новой техникой. Как о великом грядущем достижении на весь белый свет руководством Минобороны объявлено: в 2006 году будут закуплены шесть межконтинентальных баллистических ракет, шесть космических аппаратов, 12 ракет-носителей, 31 танк Т-90 (один батальонный комплект), 125 бронетранспортеров (4 батальонных комплекта), 3770 автомобилей, девять самолетов (в том числе Ту-160) и модернизированы 139 танков, 125 орудий, 104 самолета, 52 вертолета. Но есть в этой торжественной декларации некоторые нюансы, о которых умалчивают либо по незнанию, либо специально - вводя общество в заблуждение.

Вот, к примеру, перевооружение батальонными комплектами, представленное едва ли не как "ноу-хау" нынешнего начальства военного ведомства. На самом деле никакое это не достижение. Еще в советские времена рассчитали и проверили практикой методику переведения частей и подразделений различных родов войск и служб на новое вооружение. Ее аксиомой было - замену ВВТ необходимо производить только полковыми комплектами!

В наступившем году Минобороны собирается приобрести 31 танк Т-90. Между тем основу танковых войск в России в настоящее время составляют танки Т-72 (6 тыс. единиц) и Т-80 (около 5 тысяч). При всем том в танковый полк, к примеру, на Т-80 невозможно добавить один батальон на Т-90. У них разные двигатели: у одного газотурбинный трехвальный, у другого 12-цилиндровый с турбонаддувом. Разные маршевые скорости (Т-80 - 70 км/час, Т-90 - 60 км/час). Разные преодолеваемые глубины брода. Разное встроенное оборудование. Есть разница в обслуживании, а обучение стрельбе и вождению требует различных методик.

В таком полку вместо одной группы учебно-боевых танков должно быть две. Вдвое увеличивается количество запасных частей и агрегатов. Если масса Т-90 (46,5 тонны) почти такая же, как у Т-72 и Т-80, то Т-62 (37,5 тонны) и Т-55 (36,5 тонны) намного легче, а потому они несовместимы на трассах танкодрома. А ведь вождение танков различного веса по одной трассе опасно для жизни.

Планирование боевого применения, обучения и эксплуатации полка, на вооружении которого стоят разнотипные танки, чрезвычайно затруднено.

Автор этих строк три года командовал батальоном в 10-й танковой дивизии, входившей в состав Группы советских войск в Германии, после перевооружения на БМП (кстати, перевооружались полком). Когда мы попытались водить свои боевые машины на трассах танкового полка, то трех человек отправили в госпиталь с травмами позвоночника, поскольку из-за разности в массе между танками и БМП последние перелетали через ямы, выбитые многотонными бронированными гигантами, и торсионные валы, которые должны гасить удары, не выдерживали. После чего полк построил собственный машинодром. Видимо, поэтому импортер российского вооружения Индия закупила в 2004 году одновременно танковый дивизионный комплект - 300 танков Т-90.

Заявления Сергея Иванова о закупке техники батальонными комплектами не выдерживает критики, такое перевооружение даст нулевой эффект и лишний раз показывает некомпетентность руководства Министерства обороны.

МИНИСТЕРСКОЕ ЛУКАВСТВО

Нельзя не обратить внимания на одно весьма примечательное и почти уникальное явление, характерное для Вооруженных сил РФ. Главной фигурой в войсках, на флотах стал не командир мотострелкового (танкового), авиационного полка или ракетного крейсера, а начальник ремонтного завода или мастерской, на которых производится модернизация бронетанковой, автомобильной или авиационной техники. Отбор на эти должности производится в конкурсном порядке и гораздо жестче, чем на должность командира части. А причина этого заключается в следующем.

Цена Т-90 - около 30 млн. рублей. Затраты на модернизацию танка, как показывает мировая статистика, могут составить до 60% стоимости новой машины такого класса, то есть примерно в 18 млн. рублей. Вот тут-то и обнаруживается лукавство нашего славного Министерства обороны. По большому счету модернизация Т-72 в вариант Т-72М1 практически не способствует ни повышению огневой мощи машины, ни повышению уровня ее защиты. Боезапас 125-мм танковой пушки практически устарел. Усиление верхней лобовой детали корпуса 16-мм броневым листом, а также использование песчаных стержней в качестве наполнителя в броневой конструкции башни практически не спасает Т-72М1 от современных противотанковых средств. Похоже, модернизация в 2006 году 139 танков нужна Министерству обороны только для имитации процесса активной деятельности с большими затратами для государства и выгодой для ремонтных заводов МО. Ибо почему-то именно там, а вовсе не на танковых заводах ОПК и проводятся работы. Самолетный и автомобильный парк тоже модернизируется на заводах, принадлежащих Министерству обороны.

Естественно, финансирование проходит мимо предприятий ОПК, оно непрозрачно и слабо контролируемо. По предварительным расчетам, на это заложено 2,5 млрд. рублей. На эту сумму целесообразнее было бы закупить 83 новых танка.

Однако для поставок шести полковых танковых комплектов (по одному на каждый военный округ) следует приобрести вдобавок к запланированному 31 еще более 420 танков, на что необходимо почти 13 млрд. рублей. Где их взять? По сообщению министра обороны на заседании правительства 18 августа, гособоронзаказ вырос на 38 млрд. рублей и составлял 225 млрд., из которых 22 млрд. планируется потратить на авиатехнику. На сборе руководства Вооруженных сил 9 ноября в докладе Сергея Иванова отмечалось, что гособоронзаказ вырос сразу на 54 млрд. рублей и составит уже 237 млрд. По мнению экспертов, если в 2005 году гособоронзаказ был 187 млрд. рублей, то с увеличением на 54 он составляет не 237, а 241 млрд. рублей. Таким образом, на "найденные" 4 млрд. рублей можно закупить еще 133 современных танка. Это, конечно, меньше потребного количества. Но все же лучше, чем почти ничего (31 танк).

ДЕНЬГИ НА ВЕТЕР

Нынешняя Россия повторяет неудачный проект СССР, наступая на те же "грабли" модернизации. С 1981 по 1985 год 2985 танков Т-55 было доведено до уровня Т-55АД и Т-62 - до уровня Т-64. На усовершенствование устаревших машин затратили колоссальные ресурсы, но это не привело к повышению их боевых характеристик. В то же самое время США и ФРГ приступили к замене своих старых танков на новейшие М1 "Генерал Абрамс" и "Леопарды".

Министерство обороны, наделившее себя правом самостоятельной модернизации и правом поставок продукции военного назначения, минуя "Рособоронэкспорт", будет биться за эту привилегию до конца. Видимо, главная задача - "выбить" бюджетные деньги для так называемой модернизации и предпродажной подготовки. И тому есть объяснение. На мировых рынках цены при распродажах вооружений российским военным ведомством наполовину, а по некоторым позициям и на 80% ниже цен мирового рынка. Например, по данным Счетной палаты, Миг-29 стоит там 15 млн. долларов, а Минобороны предлагает купить самолет за 10 млн. долларов. Или другой пример - танк Т-64 на мировом рынке оценивается в 0,6 млн. долларов, а МО просит за него 0,1 млн. долларов. Торговать российским военачальникам есть чем. По данным Министерства обороны, до 2005 года высвободилось: 150 атомных подводных лодок, 90 дизельных субмарин, 600 надводных кораблей, 2 тыс. самолетов и вертолетов, 8 тыс. танков, 1 млн. автоматов, винтовок и пистолетов, 1500 радиолокационных станций. На военных базах ожидают утилизации 33 тыс. вагонов боеприпасов.

А самое интересное заключается в том, что даже Счетная палата совместно с заместителем администрации президента Игорем Шуваловым не может найти одного, единого органа и лично ответственного должностного лица за внешнеэкономическую деятельность в Вооруженных силах. Неверие подчиненной исключительно главе государства структуры в финансовые отчеты силовых ведомств и боязнь этой денежной массы вынуждает перепроверять представляемые в администрацию президента данные по своим собственным каналам. При этом, как подчеркивается в докладе главного военного прокурора Александра Савенкова на годовом собрании Академии военных наук 17 декабря, количество боевой и другой техники, разворовываемой и распроданной в течение года в войсках, сопоставимо с поставками нового вооружения. Однако пока накопившаяся масса вооружения не будет модернизирована и распродана по бросовым ценам, российские войска будут получать каждый год по одному танковому батальону, и это будет подаваться как достижение Министерства обороны.

Способствует подобному явлению и затягивание с принятием Государственной Думой ряда нормативных актов в соответствии с Законом "О приватизации", которые могли бы регламентировать запрещение силовым структурам исполнение несвойственных им функций продавцов федеральной собственности. Пока же указания Верховного главнокомандующего армейскому руководству останутся благими пожеланиями, а перевооружение батальонами и эскадрильями даст только пиар-эффект, позволяя тешить российскую общественность иллюзиями создания современной армии.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
879
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1026
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1432
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1158

Другие новости