По данным службы информации и общественных связей Воздушно-десантных войск, в течение последних трех лет в ВДВ более 3 тысяч десантников досрочно прервали контракты. Из них только 74 военнослужащих сделали это по семейным обстоятельствам и 124 человека – по болезни. Все остальные, то есть 2850 человек, отказались служить в связи с невыполнением условий контракта.
Проблема комплектования элитных подразделений Российской армии по-прежнему остается одной из самых острых в Вооруженных силах. Если учесть, что, по официальным данным Минобороны, за это время на контрактную основу переведено три соединения (76-я Псковская и 98-я Ивановская дивизии ВДВ, а также 31-я отдельная Ульяновская бригада) численностью 13 тысяч человек, то из элитных войск ушел почти каждый четвертый профессионал. Заметим, что, по данным Генштаба, в среднем по Российской армии контракт разорвали в эти годы только около 13% военнослужащих от общего количества набранных в войска профессионалов.
Таким образом, отток профессионалов из ВДВ, которые, как известно, являются резервом Верховного главнокомандующего – президента страны, здесь гораздо выше, чем в других войсках. Подразделения ВДВ побывали во всех горячих точках России и СНГ и до недавнего времени были главной миротворческой силой на постсоветском пространстве. И сейчас им уделяется особое внимание. По крайней мере, в этом году удельный вес частей и подразделений ВДВ, укомплектованных контрактниками, должен составить около 80%, тогда как этот показатель во всех ВС РФ не превысит 30%.
Однако не исключено, что тенденция, связанная с оттоком профессионалов из ВДВ, будет продолжена. Как отмечают в службе информации и общественных связей ВДВ, основная причина досрочного ухода контрактников из войск – недостаточное денежное довольствие и отсутствие жилья для семей военнослужащих. «На 1 января 2007 года, к примеру, рядовой контрактник ВДВ получает в среднем 7 тыс. 800 руб., а сержант – на одну тысячу больше. Сейчас работа по повышению статуса контрактников, его социальной защиты – одна из главных задач в деятельности командования ВДВ», – отмечают в штабе ВДВ.
По данным Социологического центра МО РФ, подавляющее большинство людей, готовых подписать контракт, устраивает сумма денежного довольствия не менее 16 тыс. руб. Это в два раза больше, чем сейчас получает солдат-профессионал в ВДВ. Конечно, при таком раскладе говорить о качестве набираемого в элитные части ВДВ контингента, не приходится. Из общего числа набранных в ВДВ профессионалов почти 10 тысяч добровольцев – это бывшие военнослужащие по призыву, заключившие контракты с Минобороны на 3 года, и лишь около 3 тысяч человек были призваны на военную службу через военкоматы. И, как правило, именно призванные из гражданки люди – более опытные, имеющие так называемый житейский стаж, увольняются из ВДВ досрочно. У командиров, таким образом, остается один способ набора в контрактники – методом убеждения солдат-срочников.
Как отмечает председатель Псковского отделения Совета солдатских матерей Валентина Афанасьева, большое количество контрактов заключается под давлением: «К нам поступает много обращений контрактников и их родителей – и буквально в каждом заявлении отмечается, что запугали, заставили». Как отмечает Валентина Афанасьева, это связано с тем, чтобы любой ценой выполнить план по набору контрактников в Псковскую 76-ю дивизию ВДВ. Аналогичная ситуация, видимо, и в других регионах.
Сейчас ужесточены на законодательном уровне условия прохождения службы контрактников. Если контракт расторгается досрочно, то накладывается весомый штраф. Это каким-то образом сдерживает сейчас солдат-профессионалов от досрочного увольнения из войск. Однако второй контракт 20% профессионалов уже точно не подписывают.
Между тем в 2007–2008 годах практически у всех военнослужащих 76-й и 98-й дивизий ВДВ срок контракта истекает. А именно они составляют костяк ВДВ, имеют высокие профессиональные качества, приобретенные в боевых действиях в Чечне.