0
8428
Газета Армии Интернет-версия

05.10.2023 20:40:00

Наследники Трафальгарского поражения

Французский флот: апломба много, конкурентоспособность падает

Александр Храмчихин

Об авторе: Александр Анатольевич Храмчихин – независимый военный эксперт.

Тэги: тенденции, франция, флот, обзор


тенденции, франция, флот, обзор Инозаказчики не проявили интереса к малой субмарине «Андраста» (на переднем плане), и фирме DCNS пришлось сосредоточиться на подводном атомоходе «Аметист» (позади) для своих моряков. Фото Владимира Карнозова

Италия закончила Вторую мировую войну в непонятном статусе «полупобедителя-полупобежденного». Франция же была включена в число «главных победителей» наряду с настоящими победителями (Большой Тройкой).

При этом реальная роль Франции во Второй мировой лучше всего описана знаменитой фразой немецкого фельдмаршала Кейтеля при подписании им Акта о безоговорочной капитуляции Германии в ночь с 8 на 9 мая 1945 года: «А что, французам мы тоже проиграли?»

С 1940 по 1944 год французский ВПК работал на Германию – поэтому пострадал он не от немецкой оккупации, а от англо-американских бомбардировок. Однако сразу после войны англосаксы оказали значительную помощь в восстановлении Франции. В конце 1940-х и в 1950-е годы Вооруженные силы Франции в значительной степени строились за счет импорта боевой техники из США и Великобритании, но очень быстро развертывалось собственное военное производство.

Оружия французам нужно было сразу много, поскольку они очень хотели восстановить свою колониальную империю. Впрочем, первая же война в рамках этого «восстановления», которую Париж вел во Вьетнаме в 1946–1954 годах, закончилась для Франции сокрушительным поражением с огромными потерями («Индокитайская катастрофа», «НВО» от 24.05.19).

Войну в Алжире французы как бы выиграли в военном отношении, но в политическом плане она завершилась для них даже еще более позорно, чем вьетнамская («Боевые операции Франции после Второй мировой», «НВО» от 15.11.19).

КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ФЛОТ

Хотя Франция находится на континенте, военное строительство в этой стране во многом подобно англосаксонскому, с основным упором не на армию, а на флот (а с ХХ века – еще и на авиацию).

Особенно явно это проявилось после Второй мировой, по итогам которой Париж был искусственно включен в число основных победителей. Опасность прямой наземной агрессии для страны резко сократилась, поэтому при строительстве ВС Франции все большее внимание стало уделяться флоту.

В составе ВМС Франции в этот период сохранился ряд кораблей, переживших Вторую мировую. Еще некоторое их количество было получено в результате раздела немецкого флота. Значительное количество кораблей передали Парижу англосаксы. К середине 1950-х у страны было пять авианосцев: собственный «Беарн», построенный еще до войны, «Диксмюнд» и «Арроманш», полученные из Британии, «Лафайет» и «Белью», приобретенные в США. Дольше всех из них прожил «Арроманш» (до 1970-х годов).

Оставались в строю шесть артиллерийских крейсеров времен Второй мировой – лишь два из них дожили до начала 1970-х. Все 16 переживших войну французских эсминцев были списаны уже в 1950-е. Впрочем, в те же 1950-е были построены 12 эсминцев типа «Сюркуф», остававшихся в строю до середины 1980-х, шесть эсминцев типа «Дюпре», доживших до начала 1990-х. Все эти корабли изначально несли только артиллерийское и торпедное вооружение, но в ходе модернизаций оснащались и различными ракетами.

В США были закуплены восемь фрегатов типа «Кэннон», до 50 тральщиков, свыше 30 десантных кораблей и катеров. Из Британии поступило еще 15 тральщиков, а также 4 подводные лодки (ПЛ). В самой Франции было построено 6 ПЛ типа «Нарвал» и 4 типа «Аретьюза», они оставались в строю до 1980-х годов.

В бесславной вьетнамской кампании ВМС Франции принимали участие в обстрелах войск коммунистов на побережье, но никакого принципиального влияния на ход войны эти обстрелы не оказали. «По полной программе» французский флот был задействован в войне против Египта в 1956 году в ходе высадки десанта в Порт-Саиде («Суэцкий канал как яблоко раздора», «НВО» от 06.11.20). Коалиция Франции, Великобритании и Израиля одержала над Египтом безоговорочную военную победу – после чего столь же безоговорочно от плодов этой победы отказалась под давлением Соединенных Штатов и Советского Союза.

В 1960-е годы французский флот получил 11 дизельных ПЛ типа «Дафнэ», из которых 2 были потеряны в катастрофах, остальные списаны в 1990-х. В составе ВМС Пакистана ПЛ этого типа «Хангор» в декабре 1971 года («Нью-Дели отмечает одну из самых важных побед», «НВО» от 04.12.20) потопила индийский фрегат «Хукри» (британской постройки), что стало единственным в мире успехом дизельной подлодки за весь период после 1945 года.

В начале 1960-х в строй ВМС Франции вошли авианосцы «Клемансо» и «Фош», которые оставались крупнейшими ее боевыми кораблями до начала ХХI века. Каждый авианосец мог нести до 40 боевых и вспомогательных самолетов и вертолетов. Оба были списаны в конце 1990-х, «Клемансо» сдан на слом, «Фош» продан в Бразилию. Одновременно в состав французского флота вступил учебный вертолетоносец «Жанна Д’Арк», прослуживший до 2010 года.

Наконец, были построены 2 эсминца типа «Сюффрен», дослужившие до начала 2000-х, 9 фрегатов типа «Коммандан Ривьер», списанные в 1980–1990-е годы, 2 десантных корабля типа «Ураган», отправленные на слом уже в ХХI веке. В США Франция закупила корабельные зенитные ракетные комплексы (ЗРК) «Тартар» и «Стандарт», а также различные торпеды, но собственно корабли для своих ВМС теперь строила только сама.

Основу ядерных сил Франции в 1970-е годы составили 5 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) типа «Редутабль» (по 16 баллистических ракет для подводных лодок (БРПЛ) на каждой). Первые 2 несли моноблочные БРПЛ М1 и М2 с боевой частью (БЧ) G41 мощностью 500 кт и дальностью полета 3–3,2 тыс. км. Следующие ПЛАРБ (а затем и первые 2) были оснащены БРПЛ М20 (дальность полета также 3 тыс. км) с БЧ TN-60 и TN-61.

При этом многоцелевые атомные подлодки построены не были, вместо них в строй были введены четыре дизельные ПЛ типа «Агоста», дослужившие до конца 1990-х. Также в состав флота вошли 4 эсминца («Аконит» и 3 типа «Турвиль») и 17 фрегатов типа «Д’Эстьен Д’Орв» (серия достраивалась уже в 1980-е).

Все эти корабли были оснащены противокорабельными ракетами (ПКР) «Экзосет». Эти ПКР, которые могут использоваться как береговые, авиационные и морские, постоянно совершенствуясь, выпускаются во Франции до сих пор, став одним из самых успешных ее военных экспортных товаров. Впрочем, эсминцы поначалу несли противолодочные управляемые ракеты (ПЛУР) «Малафон», но ракета оказалась не слишком удачной, вместо нее и устанавливались «Экзосеты».

Кроме того, на экспорт во Франции строились фрегаты, корветы и боевые катера различных типов, ориентированные на требования конкретного заказчика. Наиболее известным экспортным товаром можно считать ракетные катера семейства «Комбатант». Экспортировалось корабельное вооружение и различное оборудование (двигатели, радиолокационные станции (РЛС), гидроакустические станции (ГАС).

В 1980-е годы французские ВМС получили ПЛАРБ «Энфлексибль» (единственную в своем классе) с 16 БРПЛ М4А, каждая из которых несла 6 БЧ TN-70 (по 150 кт). БРПЛ М4В с 6 БЧ TN-71 (также по 150 кт) получили 4 ПЛАРБ типа «Редутабль» (кроме самого «Редутабля», который в начале 1990-х стал кораблем-музеем). Дальность полета М4 составляла 5 тыс. км.

Также флот в 1980-е получил на вооружение 6 атомных подлодок (ПЛА) типа «Рубис», 4 из них остаются в строю до сих пор. Были приняты в состав флота 7 эсминцев типа «Жорж Леги» и еще 2 почти аналогичных типа «Кассар» с усиленной ПВО (американский ЗРК «Стандарт» вместо отечественного «Наваль Кроталь»); к настоящему времени все они списаны. В рамках общеевропейского проекта «Трипартит» в ВМС поступили 14 тральщиков типа «Эридан». Также были построены 4 тральщика типа «Вулкан», большая часть всех этих кораблей остается в строю до сих пор.

Наконец, были построены 2 десантных вертолетоносных корабля-дока (ДВКД) типа «Фудр» (проданы в Чили и Бразилию в 2010-е). Продолжалось строительство кораблей и катеров на экспорт, самыми крупными из них стали 4 фрегата типа «Медина» для саудовского флота.

ЭПОХА ОБНОВЛЕНИЯ

В 1990-е годы произошло полное обновление морского компонента французских стратегических ядерных сил (СЯС) путем строительства в 1989–2010 годах серии из четырех ПЛАРБ типа «Триумфан», заменивших все более ранние ПЛАРБ. Они были оснащены БРПЛ М45 (дальность 6 тыс. км, 6 БЧ TN-75 мощностью 110 кт). Сейчас на всех ПЛАРБ типа «Триумфан» происходит замена БРПЛ М45 на М51 с дальностью полета от 8 до 10 тыс. км, способных нести до 10 БЧ TN-75.

ВМС Франции в 1990-е годы получили 11 новых фрегатов (6 типа «Флореаль», 5 типа «Лафайет») и 3 тральщика типа «Антарес». Фрегаты, будучи крупными, сложными и дорогими кораблями, тем не менее успешно поставлялись на экспорт: 2 «Флореаля» для Марокко, по 6 «Лафайетов» для Тайваня и Сингапура, 3 для Саудовской Аравии.

Заменив ПЛАРБ, французский флот начал заменять также атомные подлодки типа «Рубис» на новые ПЛА типа «Барракуда», в конце 2020 года флоту передана головная ПЛА «Сюффрен», в 2023 году – вторая ПЛА данной серии. А вот дизельная ПЛ типа «Скорпен» была создана исключительно для экспорта. Ее приобрели Бразилия, Индия (в обеих странах строится по лицензии), Чили, Малайзия.

Для замены «Фоша» и «Клемансо» ВМС Франции получили атомный авианосец «Шарль де Голль», на котором размещаются (теоретически) все истребители-бомбардировщики «Рафаль-М». Однако концепция наличия в ВМС только одного авианосца оказалась весьма сомнительной: больше половины времени он находится на стоянке либо в ремонте – соответственно в этот момент флот вообще не имеет авианосца. Тем не менее для его замены предполагается строительство также одного атомного авианосца, но гораздо более крупного по размерам (сравнимого с американскими «Нимицами»).

Два проекта боевых кораблей Франция в ХХI веке реализует совместно с Италией. По одному из проектов в каждой стране построено по 2 эсминца (во Франции – типа «Форбин»). Вторым является проект FREMM, по которому в Италии построено 10 фрегатов типа «Бергамини», во Франции – 8 эсминцев типа «Аквитания» (изначально их планировалось построить 17).

Один из строившихся для французского флота кораблей был продан в Египет, еще 2 специально построены для ВМС Марокко. По-видимому, корабли данного типа будут строиться и для ВМС США. Основным ракетным оружием французских кораблей этих типов являются ПКР «Экзосет» и зенитная управляемая ракета (ЗУР) «Астер».

Начато строительство серии из предположительно 5 фрегатов типа «Амираль Ронарх». Наконец, ВМС Франции получили 3 универсальных десантных корабля (УДК) типа «Мистраль». Еще 2 таких корабля строились для России, но после введения против нее санкций были перепроданы во все тот же Египет. Один из французских «Мистралей» в 2011 году участвовал в боевых действиях против Ливии в качестве носителя вертолетов «Тигр».

Во Франции также созданы морской вариант авиационной ракеты «Скальп Наваль» с дальностью до 1 тыс. км (может применяться как с ПЛ(А), так и с надводных кораблей) и крылатая ракета морского базирования (КРМБ) MdCN с дальностью полета также 1 тыс. км при запуске с ПЛА типа «Барракуда» или ПЛ типа «Скорпен» либо 1,4 тыс. км при запуске с фрегатов типа FREMM.

В целом Военно-морские силы Франции сейчас можно считать вторыми по своему потенциалу в НАТО после американских. Но до основных восточноазиатских флотов (китайского, японского, южнокорейского) французскому флоту уже очень далеко. И отставание будет увеличиваться. 


Читайте также


Америке досталось от Макрона сильнее, чем России

Америке досталось от Макрона сильнее, чем России

Данила Моисеев

В предвыборной речи французский лидер отметил важность курса на независимость Европы

0
1949
ЕС нацелился на "теневой флот" России

ЕС нацелился на "теневой флот" России

Геннадий Петров

В Евросоюзе решили помогать Украине без оглядки на Венгрию

0
2247
Китай и Европа – настороженный интерес

Китай и Европа – настороженный интерес

Александр Лукин

Позиция Пекина по Украине неприемлема для ЕС, но и не вполне совпадает с российской

0
2658
В России давно не рождалось так мало детей

В России давно не рождалось так мало детей

Анастасия Башкатова

Демографическая нагрузка на работников может потребовать пересмотра бюджетной политики

0
4732

Другие новости