0
4372
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

07.10.2005 00:00:00

Ни на чем не основанный вывод

Тэги: воздушный бой, миг, мираж, фантом, израиль


В "Независимом военном обозрении" # 34, 2005 была опубликована статья Георгия Колыванова "Бесконечный спор о лучших асах". Мое внимание привлек один из заключительных абзацев этого материала. Цитирую: "После Корейской войны впервые наши пилоты встретились с равным по силе противником над Суэцким каналом в 1970 году. 30 июля двенадцать МиГ-21 схватились с дюжиной "Миражей" и 8 "Фантомами" ВВС Израиля. Итог печален - четыре МиГ-21 были сбиты. Погибли трое наших летчиков. Израильтяне потерь не имели. Вот так - первый блин - и комом. Главная причина - слабая тактическая подготовка и тяготение наших пилотов в воздушном бою к шаблонам".

В этом пассаже сразу несколько неточностей. Во-первых, после войны в Корее 1950-1953 годов советские пилоты "с равным по силе противником" дрались, причем весьма успешно. Было это в небе Северного Вьетнама, где в воздушных боях с американцами участвовали наши летчики. Правда, так сказать, "неофициально", поскольку их направили во Вьетнамскую народную армию в качестве инструкторов и советников.

Во-вторых, первый "блин комом" получился как раз у израильтян. 22 июня 1970 года прибывшие в Египет советские пилоты сбили "Скайхок" ВВС Израиля. В-третьих, "над Суэцким каналом", как утверждает Колыванов, наши летчики в воздушных боях не участвовали, поскольку для них зона боевых действий в воздушном пространстве Арабской Республики Египет (АРЕ) строго ограничивалась рубежом, пролегавшим в 10 км западнее канала.

Что касается вывода г-на Колыванова о "слабой тактической подготовке" и "шаблонах" в действиях наших летчиков, то мне непонятно, на каком основании он делает подобные оценки.

Здесь уместно напомнить читателям "НВО", что по просьбе правительства АРЕ в феврале 1970 года в Египет, находившийся в состоянии войны с Израилем, были переброшены из СССР (операция "Кавказ"): дивизия зенитно-ракетных войск ПВО, 135-й истребительный авиационный полк (иап) и 35-я отдельная истребительная авиационная эскадрилья (оиаэ) усиленного состава. Сразу отмечу, что в соответствии с организацией египетских ВВС они числились и действовали соответственно как 106-я и 108-я истребительные авиационные бригады (иабр).

Наши войска ПВО и ИА с ходу, как говорится "с колес", вступили в боевые действия. Вместе с тем одной из их задач было прикрытие кораблей 5-й (Средиземноморской) эскадры ВМФ СССР. Оно было полностью отработано уже в марте 1970 года (мне, в то время исполнявшему обязанности начальника ПВО эскадры, пришлось непосредственно заниматься данными вопросами).

Надо сказать, что нашим летчикам пришлось действовать в Египте в весьма своеобразных условиях. С самого начала прибытия советских частей в АРЕ израильское радио, как сообщали наши разведчики, несколько раз передало, что русские авиаторы "не дураки", чтобы воевать "за этих арабов". Поэтому, мол, мы с ними тоже сражаться не будем(?!). Однако израильские летчики (часть из них офицеры ВВС США, американские евреи с двойным гражданством) просто остерегались боевых столкновений с нашими пилотами. При каждом налете израильской авиации, как только в воздухе появлялись советские истребители, израильские самолеты тут же прекращали выполнение боевой задачи и уходили за Суэцкий канал. Ввиду стесненности маневра наших МиГов (как уже упоминалось, они не могли пересекать рубеж в 10 км от канала) преследование исключалось.

Тогда было решено применить иную тактику. Скрытно, с применением мер тактической маскировки (израильская разведка знала в Египте все), группы истребителей перебрасывались в "засады" на аэродромы подскока (вблизи канала) и с началом налета вступали в бой. В результате 22 июня летчик 108-й иабр капитан Сальников сбил израильский "Скайхок". Как рассказывал офицер разведки штаба главкома советских войск в АРЕ, якобы израильское радио передало, что русские нарушили "нейтралитет". Хотя от боев с нашими летчиками израильтяне продолжали уклоняться, тем не менее их командование, видимо, тщательно спланировало воздушную операцию против советской авиагруппы. Именно 30 июля она и была проведена.

В тот день я встретился с полковником - нашим советником командира дивизии войск ПВО АРЕ (фамилию его, к сожалению, не помню) для уточнения взаимодействия и ряда вопросов организации противовоздушной обороны эскадры. Он был страшно расстроен. "Володя, - говорит он мне, - работать не будем. Сегодня черный день нашей авиации! Сбито четыре наших самолета. Пойдем к командиру эскадры. Надо доложить".

Что же тогда произошло? Излагаю события по собственным воспоминаниям и книге "Тогда в Египте...". Утром со стороны Синая в районе к северу от Суэца появилось звено "Фантомов" и атаковало артиллерийскую батарею. КП 106-й иабр поднял в воздух с аэродрома Бени-Суэйф дежурное звено капитана Юрченко и с аэродрома Комаушим звено капитана Каменева. После этого "Фантомы" (как оказалось демонстрационная группа, игравшая роль приманки) ушли за канал на Синай. Оба звена были поставлены в зоны дежурства на средней высоте для прикрытия своих аэродромов. Через 10 минут в направлении полета на Каир на средней высоте была обнаружена группа воздушных целей, которая оценивалась, по данным РЛС, как звено (группа шла в сомкнутом строю). Оба наших звена стали наводиться на противника на встречных курсах. Когда до неприятеля оставалось около 60 км, группа израильских самолетов разомкнула строй - в нем оказалось 16 "Миражей". Наши летчики не уклонились от боя - закрутилась карусель.

Первым атаковало "Миражи" звено Юрченко, затем - Каменева. В это время с малой высоты на большой скорости оба наших звена атаковала группа "Фантомов" (8 машин). Юрченко удалось выйти в атаку с задней полусферы на "Мираж". Но в это время пара "Фантомов" выпустила ракеты по его самолетам. Ведомый Юрченко капитан Макара предупредил ведущего: "Коля, ракеты!" Тот, выполняя пуск ракеты по "Миражу", ответил: "Сейчас". Макара успел совершить противоракетный маневр, а вот Юрченко "увернуться" не удалось - от прямого попадания ракеты МиГ-21 взорвался. Командир звена погиб. Также были поражены осколками ракет самолеты летчиков Сыркина и Яковлева. Оба они катапультировались. Но Яковлев разбился насмерть при приземлении на парашюте, поскольку местность в районе была скалистой, а ветер достигал 25 м/сек. Сыркин остался жив и невредим. МиГ капитана Журавлева был сбит пушечной очередью "Миража". Пилот катапультировался, но из-за предельно малой высоты парашютная система не успела сработать...

"Мираж", по которому выпустил ракету Юрченко, видимо, был уничтожен, поскольку израильские поисково-спасательные вертолеты очень долго кого-то разыскивали за каналом.

Таким образом, наши летчики не уклонились от боя с троекратно превосходящим по силам противником (24 против 8), как это делали постоянно израильские пилоты, и продемонстрировали истинно бойцовский характер. Недаром американский журнал "Лайф" отметил тогда: "Русские остаются русскими".

А теперь я хочу спросить Георгия Колыванова: где же тут "слабая тактическая подготовка" и "шаблон" в действиях наших летчиков? Как можно, не зная обстановки, бросать такие упреки в адрес погибших летчиков?

Всех участников того боя наградили советскими орденами, а капитанов Юрченко, Яковлева, Журавлева - посмертно - еще и египетскими. Капитан Сыркин приезжал к нам на флагманский корабль эскадры с информацией офицерам штаба о некоторых деталях боя (привожу по памяти). "Когда мы сблизились по наведению с групповой целью, - рассказывал он, - она вдруг рассыпалась, и перед нами почти в строю фронта как бы облавой оказалось больше десятка - не успел сосчитать - самолетов. Опознал их визуально как "Миражи". Передаю ведомому: "Атакуем третью слева пару". Начал маневрирование. Вдруг слышу от ведомого: "Осторожно! Внизу "Фантомы"! Ракеты!". Начал противоракетный маневр - вдруг удар, и я кувыркаюсь. В хвосте, видимо, ракета. Катапультировался. Правда, на земле, вернее, там скалистое плато, пришлось чуть ли не отстреливаться от египетских солдат, пока они поняли, что я "руси хабир", то есть русский специалист, а не израильский сбитый пилот, за которого, неважно живого или мертвого, им бы хорошо заплатили".

К сожалению, наши летчики отомстить израильтянам не успели - 8 августа началось перемирие, которое длилось до Октябрьской войны 1973 года.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
634
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1316
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1147
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2195

Другие новости