«НВО» подробно уже писало (см. № 20, 2006) о крупномасштабных белорусско-российских учениях «Щит Союза-2006», проходивших с 17 по 24 июня в Белоруссии. Напомним, что им придавалось такое значение, что в Минске ожидали приезда на заключительный этап маневров 24 июня не только министров обороны и секретарей советов безопасности стран – участниц ОДКБ, но и президентов-главковерхов Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана┘ Однако за рамками политических аспектов и собственно учебно-боевой игры, развернувшейся на западе республики, обозреватель «НВО» увидел нюансы, которые зримее проявились для него позже. Впрочем, это не только его наблюдения.
НЕ ДОЖДАЛИСЬ┘
Все президенты «союза шестерых» (плюс попросившийся в ОДКБ глава Узбекистана) действительно прилетели тогда в Белоруссию. Но дальше ее столицы они не поехали. Главы государств уделили основное внимание делам Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), а на очередную сессию ОДКБ потратили гораздо меньше времени. По сведениям «НВО», то, что «Путин на учения не поедет», белорусским дипломатам в Москве стало известно еще за месяц до саммита в Минске, однако, по словам источников в белорусском МИДе, «Москва как бы не говорила определенно, будет он или не будет, и мы до последнего надеялись, что все же приедет на полигон». Журналистов разочаровали только накануне основного этапа «Щита Союза-2006». Ну а раз российскому лидеру «недосуг», то и остальные гости белорусского батьки откланялись последнему в тот же день.
А то, что глав государств ОДКБ («и примкнувшего к ним» Каримова) на Обуз-Лесновском полигоне ждали, сомнений не вызывает. Дорога (может быть, километров 8–12), ведущая к смотровой вышке, была явно «только вчера» не просто обновлена асфальтом, а словно проложена заново: ни трещинки, не говоря уже о рытвинках!
Но Лукашенко прилетел к военным лишь в сопровождении генерального секретаря ОДКБ Николая Бордюжи. «Борт № 1» – белый вертолет Ми-8 приземлился в районе смотровой площадки минут за 15 до запланированного старта последней фазы учений. Батька – по обыкновению в таких случаях – был в безупречной полевой военной форме главнокомандующего при погонах с вышитыми на них гербами Белоруссии. После доклада министра национальной обороны Леонида Мальцева главковерх не спеша направился к вышке, смотровые «мансарды» которой были уже полны представителей СМИ и пресс-служб, а также аккредитованных в Белоруссии военных атташе и приглашенных наблюдателей. Яблоку негде было упасть! Такое тоже случается преимущественно лишь тогда, когда ждут «первое лицо первой величины со товарищи»... Внизу у лестницы батька поздоровался за руку с остальными главами военных ведомств стран ОДКБ и стал подниматься: рядом с ним шли Бордюжа и российский вице-премьер – министр обороны Сергей Иванов.
«Прогон» этапа завершился в течение 50 минут, спустя еще минут 20 батька пообщался с журналистами и тут же помахал лопастями своего «борта № 1» всем тем, кто начинал выбираться с полигона «на колесах».
Между тем на летном поле в Барановичах была развернута в буквальном смысле широченная экспозиция военной техники. Это тоже признак того, что она готовилась явно для осмотра президентами. Ради шести министров обороны не стали бы собирать в одном месте столько ракетных установок, пунктов управлений огнем, машин, самолетов и «мелочевки» типа оптических приборов, стрелкового оружия и боеприпасов и растягивать все это по «бетонке» аж на целых полтора километра!
Большинство экспонатов, конечно, были российского производства, но кое-какие из них были «качественно модернизированы» в Белоруссии. Кроме того, было что показать и из национальных ноу-хау┘ Но Лукашенко, прежде уделявший к подобным выставкам повышенный интерес, порой заходящий далеко за рамки протокола (автор воочию наблюдал это на таких же крупных учениях в Белоруссии два года назад), в данном случае посещение вооружений и арсенала проигнорировал.
ТАНКОВОЗ ДЛЯ АРАБСКИХ ЭМИРАТОВ
А посмотреть на летном поле в Барановичах действительно было на что. Например, на автомобили, которые могут передвигаться как на резиновых, так и на┘ железнодорожных колесах. Но больше всего обозревателя «НВО» (и не только его) потряс созданный в 2005 году Минским заводом колесных тягачей (МЗКТ) автопоезд с двумя полуприцепами. На капоте головной машины значится «Volat». «Волат» в переводе с белорусского – богатырь; такие же эмблемы и на 140 выпускаемых ныне других моделях МЗКТ.
Тягачу под силу «взять» вес свыше 130 тонн! А разрабатывался он преимущественно в военных целях. Махина, имеющая длину 40 м, способна на своих мощных «тележках» перевозить два танка и одну БМП, или танк и три БМП (ну и, самой собой разумеется, – самые мощные бульдозеры и прочую технику на гусеничном ходу). При этом двигатель фирмы «Мерседес» обеспечивает скорость движения в 1,5, а то в 2,5 раза выше, чем у танка на марше, – 70 км в час, супермашина может быстро передвигаться не только по асфальту, но и по бездорожью. Экипажи танков и БМП во время движения находятся в специально оборудованной для них кабине тяжеловоза, оснащенной кондиционером.
Однако к каким это «местам боестолкновений» белорусские военные собираются транспортировать танки? Нет, заказ этот «чужой» – из Арабских Эмиратов. Головная машина и прицепы и покрашены-то под цвет тамошних пустынь. Единственное тестовое задание, которое, по словам генерального директора завода Геннадия Синеговского, не осилил автопоезд с прицепами, – это не дал желаемую заказчиками скорость 90 км в час – и это в груженом состоянии, при зное в 60 градусов и при пустынном ветре, тоннами швыряющем песок на агрегаты.
Сколько стоит такой супер-богатырь – коммерческая тайна. Известно, однако, что Эмираты заказали минчанам сразу 40 машин. До гендиректора Синеговского дошли сведения, что через два года в тамошних пустынях состоятся крупные военные учения, на которых большую ставку в решении ряда задач будут делать именно на белорусские танковозы. Причем учения планируются под некий саммит глав государств того региона. Синеговский не без оснований считает, что его колесные гиганты себя покажут достойно.
Надо также отметить, что основной заказчик МЗКТ – Россия (хотя кроме Ближнего Востока техника экспортируется и в страны СНГ, бывшего соцлагеря и в Африку; предприятие имеет также совместное производство с китайцами). Завод поставляет для нужд российской оборонки платформы для самой передовой на сегодняшний день боевой техники – для зенитно-ракетных комплексов С-300ПМУ и С-400, а также для модернизированного зенитно-ракетного комплекса «Печора-2». Изделия Минского завода колесных тягачей возят и оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер-М» (также пользующийся успехом в дальнем зарубежье), и стратегический ракетный комплекс «Тополь-М» грунтового базирования.
КАК КУРСАНТ ПЕРВОГО КУРСА┘
«А что это ваш министр обороны одет как курсант первого курса? – спросил меня один из знакомых белорусских военных, когда мы, следуя на смотровую вышку Обуз-Лесновского полигона, проходили мимо группы глав военных ведомств, переговаривающихся в ожидании прилета Лукашенко. – И добавил, мотнув головой: – Наши генералы – в шоке! Все министры как министры, а Иванов┘»
Минут через несколько мне показалось, что в секундном «шоке» был и президент Лукашенко, когда, подойдя к Сергею Иванову поздороваться, окинул его взглядом с головы до ног.
Российский военный министр действительно был одет по принципу: на что ни глянь – везде нарушение формы одежды. Головной убор – пилотка от «повседневки», причем летной. Сам в пятнистой «полевке» сухопутчика. А на ногах – гражданские кроссовки. И ладно, были бы они «стилизованы под форму», а то ведь – белые!.. И все это показывали по телевизору и в России, и в Белоруссии... Здесь можно было бы привести высказывания и российских офицеров, но, даже без непечатных эвфемизмов, они довольно «круты», чтобы их можно было опубликовать. А министр и без того выглядел достаточно комично в своем «индивидуальном» военном облачении. Как будто с кого-то снял, у кого-то занял по вещи из обмундирования.
С год назад специалисты из вещевого управления Минобороны помогали автору этих строк готовить статью о новинках военного обмундирования и снаряжения. Он был тогда проинформирован, что какая-либо особая форма одежды для гражданских министра обороны и Верховного главнокомандующего не предусмотрена: оба надевают ту, которую носят в воинской части, которую они приезжают инспектировать┘ Так что, похоже, в Белоруссии Сергей Иванов растерялся, что надеть: в учениях участвовали и мотострелки, и летчики, и артиллеристы┘ И все они – спортсмены┘ Кстати, в Российской армии уже два года существуют полуботинки типа кроссовок, матерчатая ткань которых имеет расцветку под полевую форму одежды.
«Мораль читать» в газете – последнее дело: давно уж не в советское время живем. Но все же. Памятуя о министре обороны в белых кроссовках (а он не впервой так обувается), не приходится удивляться, когда на улицах Москвы да и других городов встречаешь расхристанных суворовцев, курсантов в подобных же кроссовках при военной форме одежды, офицеров – сверху в «гражданке», снизу в «военке»┘ В Белоруссии или, скажем, в Армении, Казахстане, Киргизии за время поездок туда обозреватель «НВО» подобного не видел ни разу.
Барановичи–Минск–Москва