17 июня в Белоруссии начинаются учения – самые крупные на постсоветском пространстве после распада СССР. Они продлятся до 25 июня, и в них, по сообщению начальника генерального штаба вооруженных сил Белоруссии генерал-лейтенанта Сергея Гурулева, будет задействовано около 8,8 тыс. человек, в том числе около 1,8 тыс. российских военнослужащих. О том, что «особенностью предстоящих учений будет их масштабность», еще в апреле говорил, будучи с визитом в Минске, и вице-премьер – министр обороны РФ Сергей Иванов. Но значимость предстоящих маневров связана не только с их размахом.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
В период с 2001 по 2004 год Минск провел четыре крупных учения («Неман-2001», «Березина-2002», «Чистое небо-2003» и «Щит Отечества-2004»). Но в каждом из них никогда не участвовало столько солдат и офицеров, сколько на сей раз (не свыше 7,5 тыс.), а тем более – военных из России (максимум – рота).
Неординарность нынешних полигонных игр заложена и в самом их названии – «Союзная безопасность-2006» (в некоторых информагентствах они также именуются «Щит Союза-2006»). Впервые с момента создания в конце 1990-х годов Западной (или Восточноевропейской) региональной группировки войск будут отрабатываться задачи именно в ее структурах. Напомним, что эта РГВ не только двусторонняя: она одновременно вписана в составляющую военных группировок Организации Договора о коллективной безопасности, в которую входят шесть стран: помимо ЗРГВ, существует еще российско-армянская – Кавказская РГВ и создается Южная РГВ – в Средней Азии. Отсюда и то значение, которое придается учениям: по словам начальника белорусского генштаба Сергея Гурулева, на них ожидается прибытие не только министров обороны и секретарей советов безопасности стран – участниц ОДКБ, но и президентов Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана.
Впрочем, о том, что на 23–24 июня в Минске запланирован саммит организации, стало известно еще в апреле. А в мае генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа подтвердил это журналистам после встречи с президентом РФ Владимиром Путиным в Сочи. По словам генсека, лидеры «союза шестерых» примут документ «о преобразовании ОДКБ из военно-политического блока в универсальную организацию, которая способна реагировать на существующие угрозы и вызовы». То есть, надо понимать, амбиции организации таковы, что по своим функциям она стремится стать если не «как НАТО», то «хотя бы как ШОС». Хотя, отметил однажды в интервью «НВО» Николай Бордюжа (см. № 1, 2006), ШОС еще надо достичь того уровня военного сотрудничества, которое существует в ОДКБ.
Просматривается в этом и «наш ответ» ГУАМу, лидеры которого (Михаил Саакашвили, Виктор Ющенко, Ильхам Алиев, Владимир Воронин) недавно собирались в Киеве и обсуждали проблемы более тесного сотрудничества Азербайджана, Грузии, Молдавии и Украины, в том числе и в военной сфере. В этом смысле предстоящий саммит ОДКБ в Минске как бы демонстрирует гуамовской четверке: мол, пока вы только договариваетесь о намерениях, мы уже вовсю крепим свой союз практически.
Однако, как представляется, с политической точки зрения приезд Путина в Белоруссию имеет куда большую важность для Минска. Очевидно, что в условиях, когда после «недемократических» мартовских президентских выборов в республике Евросоюз и США усилили давление на Александра Лукашенко, объявили его «диктаторскому режиму» блокаду, поддержка (и не простая, а военно-политическая!) Москвы и других коллег-президентов по военному блоку, каковым является ОДКБ, очень кстати для белорусского батьки. С другой стороны, Россия присутствием своего лидера на «Щите Союза-2006» в преддверии встречи глав государств «большой восьмерки» в июле в Санкт-Петербурге наглядно показывает, что она вольна сама выбирать себе партнеров и союзников. Кремль отнюдь не смущается тем, что к некоторым из последних (прежде всего имеется в виду Лукашенко) в Вашингтоне и ряде европейских столиц, мягко говоря, «не питают высоких чувств». Между тем «белорусская тема» на «саммите восьмерых» вполне может возникнуть. При этом соблюден дипломатический такт по отношению к коллегам по G8: Путин поддерживает Лукашенко не «индивидуально», а в рамках коллективного сотрудничества по обеспечению безопасности ряда государств СНГ.
Есть и другой, не менее значимый политический аспект «Щита Союза-2006». Ведь Союзного государства Белоруссии и России юридически еще нет (многолетние проволочки с принятием Конституционного акта, тянучка с выборами единого парламента и т.д., и т.п.). Однако военная составляющая в нем более чем работает. Грядущие учения – яркий тому пример. Кроме того, в ближайшее время ожидается подписание документов о создании единой системы ПВО двух стран, в которых, как сообщали в апреле главы военных ведомств Белоруссии и России Леонид Мальцев и Сергей Иванов, осталось, образно говоря, расставить лишь запятые. В апреле же, принимая в Минске Сергея Иванова, Александр Лукашенко довольно высоко оценил уровень сотрудничества военных ведомств Белоруссии и России в рамках союзного строительства. И даже высказался в том смысле, что если бы и политики работали так же организованно, как военные, то объединенное государство уже существовало.
Кстати, впервые было сообщено, в какую копеечку выльется 8-дневная «Союзная безопасность-2006». По словам Сергея Гурулева, «учения обойдутся нашим странам в 4 млрд. 200 млн. белорусских рублей (без малого 2 млн. долларов. – «НВО»), соответственно количеству участвующих в учениях войск». Сумма эта выделяется из бюджета Союзного государства.
И, наконец, «Союзная безопасность-2006» – это, конечно же, демонстрация возможностей коллективной военной силы в условиях, когда НАТО продвигается все дальше на восток, стремясь в скором будущем расшириться за счет Украины. И хотя, как подчеркивает генерал Гурулев, «на учениях не будет врага, все действия и цели будут условными» и «учения будут носить сугубо оборонительный характер», в указанной «адресности» маневров сомневаться не приходится. Символично и то, что учебные «бои местного значения» развернутся в том числе и 22 июня – в 65-летнюю годовщину вероломного нападения гитлеровской Германии на Советский Союз в 1941 году.
ЭКСПЕРИМЕНТЫ, РЫНОК И ТРУБЫ В ВОЕННОЙ ИГРЕ
«Главная цель учений, – подчеркнул генерал Гурулев, – оценить способность органов управления объединений, соединений и воинских частей Вооруженных сил России и Белоруссии выполнять задачи вооруженной защиты Союзного государства в составе Региональной группировки войск». В Минобороны РФ добавляют к этому, что учения направлены также и на защиту интересов государств – членов ОДКБ.
Для руководства частями и подразделениями армий двух стран на период маневров создано объединенное командование. В его состав вошли офицеры центральных органов военного управления Белоруссии и России, а также штаба Московского военного округа. По сведениям Гурулева, в учениях должны участвовать: со стороны Вооруженных сил России – штабы 20-й армии, 4-й и 10-й танковых дивизий; со стороны Вооруженных сил Белоруссии – штабы 11-й механизированной бригады, 38-й и 103-й мобильных бригад (последние две – это войска ВДВ), 28-й базы хранения вооружений и техники. В отработке задач будет задействовано более 40 танков, около 180 бронированных боевых машин, более 40 артиллерийских орудий и реактивных систем залпового огня, а также 6 вертолетов и 23 самолета от Белоруссии и 6 вертолетов и 13 самолетов от России.
По данным Минобороны РФ, к учениям привлекаются стратегические бомбардировщики Ту-160, Ту-95 и Ту-22, истребители Миг-31, Миг-29, Су-27, фронтовые бомбардировщики Су-24 и штурмовики Су-25.
Таким образом, по количеству личного состава, а также по числу привлекаемых техники и оружия «Щит Союза-2006» вполне можно сравнить с прошлогодними российско-китайскими учениями «Мирная миссия-2005», что проходили на полуострове Циндао и в его акватории. Правда, там силы были «распылены» – немалое их количество (а всего в той военной игре участвовали 10 тыс. человек, из них 2 тыс. россиян) действовало в море. Учения же в Белоруссии – сугубо сухопутные (с воздушной составляющей). И с этой точки зрения они вполне могут «переплюнуть» те маневры, что происходили на другом краю Евразии.
Планируется, что главы государств и министры обороны стран ОДКБ прибудут на заключительный этап «большой игры» – на ее так называемую активную фазу, которая намечена на 24 июня. До этого же пройдут два этапа маневров. Первый, как следует со слов генерала Гурулева, – подготовка оборонительной операции. Второй – управление войсками в ходе оборонительной операции.
Министр обороны Белоруссии генерал-полковник Леонид Мальцев уточняет, что «на учении отработают вопросы приведения частей и подразделений в высшие степени боевой готовности и передачу компонентов 20-й армии Вооруженных сил России под командование руководства региональной группировки войск». Кроме того, в «Щите Союза-2006» задействуют национальные войска территориальной обороны Гродненской, Брестской, Могилевской и Гомельской областей. В ходе подготовки и ведения боевых действий они вступят во взаимодействие с общевойсковыми объединениями и соединениями, в том числе и Вооруженных сил России. Всего планируется призвать из запаса около 2400 человек, часть из которых примут участие в тактическом учении с боевой стрельбой и тактико-специальных учениях в составе сформированных воинских частей и подразделений. Задействование в любых учениях местных территориалов – «любимый конек» военного руководства Белоруссии. Как заявил в интервью «НВО» генерал Мальцев, «в случае чего у нас каждый может встать на защиту своей страны».
У России помимо «общих» есть и «сугубо свои» интересы на начинающихся завтра учениях. Как сообщил главнокомандующий российскими ВВС генерал армии Владимир Михайлов, на «Союзной безопасности-2006» впервые будет испытана система бессловесной передачи информации летчику с земли. Главком пояснил, что «информация о целях с земли от командира подразделения будет выдаваться на дисплей с картой в виде импульсов. Команда проходит до летчика, готового поразить цель по заказу с земли, за 0,3 секунды».
Михайлов также рассказал, что над белорусскими полигонами будут впервые задействованы два новейших вертолета Ми-28Н. С одной стороны – это действительно изучение данной машины в учебно-боевых условиях. С другой – своеобразный «выход» нового «Миля» на рынок вооружений. Из источников в ВВС и войсках ПВО республики «НВО» стало известно, что Белоруссия со временем собирается обновить парк вертолетов и в качестве замены имеющихся машин как раз рассматривает многоцелевой ударный вертолет Ми-28Н. В Белоруссии считают его «самым мощным в мире», превосходящим по своим ударным возможностям стоящий сегодня на вооружении в национальной армии Ми-24П в 1,8–2 раза. Да и пилотировать Ми-28Н, по мнению белорусских специалистов, можно «в любое время суток и в любых метеоусловиях, причем с огибанием рельефа местности как в ручном, так и в автоматическом режиме и на предельно малых высотах в 5–15 метров». Вот, видимо, российский главком и решил: почему бы не продемонстрировать «товар лицом»? Причем – не только белорусам...
В то же время «НВО» из источников в российском Минобороны стали известны более любопытные подробности. Оказывается, сценарий маневров предусматривает возможность возникновения военной угрозы одному из государств ОДКБ и оказание ему военной помощи со стороны других участников организации. В рамках учений на повестку дня ставится проверка готовности органов военного управления двух стран к решению вопросов планирования и организации применения сил и средств в ходе операции, а также отработка вопросов боевого, технического и тылового обеспечения войск. Речь также идет об отработке задач в ходе совместных действий частей Сухопутных войск, средств ПВО и Военно-воздушных сил России и Белоруссии. Причем одновременно будут практически решаться и вопросы, связанные с созданием Единой российско-белорусской региональной системы противовоздушной обороны.
Но имеются и другие примечательные нюансы. Как отмечают источники «НВО», помимо отработки задач регионального сдерживания и ставших уже традиционными мероприятий по борьбе с терроризмом, на «Союзной безопасности-2006» изучат и вопросы обеспечения экономических интересов Союзного государства. Главным образом – подходы к решению проблем безопасности важнейших транспортных коммуникаций. Последними Белоруссия чуть ли не перенасыщена: через нее из России в Европу идут газовые «нити». Кстати, «НВО» уже писало (см. № 19, 2006), что ОДКБ проявляет повышенный интерес к этим трубам (не только в Белоруссии), имеющим стратегическое значение. «Зондаж почвы», в частности, наблюдается в изучении перспектив возможности охраны Коллективными силами быстрого развертывания и будущим миротворческим контингентом (ныне его создание только в наметках) ОДКБ газо- и нефтепроводов. И полигоны «Союзной безопасности-2006» вполне могут стать для организации первой «пробной площадкой» некоторого практического претворения в жизнь пока только возникших упомянутых «притязаний». Неясно, однако, как на такие «поглядывания» посмотрят хозяева труб...
Минск–Москва