0
1671
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

20.04.2001 00:00:00

К вопросу о "войне в четвертой сфере"

Юрий Горбачев

Об авторе: Юрий Емельянович Горбачев - кандидат военных наук, доцент. Валерий Михайлович Тюрин - кандидат технических наук, старший научный сотрудник.

Тэги: буш, лэнгли, угрозы, сша


Президент США Джордж Буш, выступая 20 марта перед сотрудниками Центрального разведывательного управления в штаб-квартире ЦРУ в Лэнгли, перечислил главные угрозы безопасности Соединенных Штатов. На втором месте, после терроризма, в этом перечне значится информационная война. И уже за ней - распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки. Это - еще одно свидетельство актуальности большой статьи Сергея Гриняева "Война в четвертой сфере", опубликованной в "НВО" # 42 за 2000 г. Однако автор, на наш взгляд, не осветил ряд важных проблем.

Как считают американские военные специалисты, в повестку дня поставлен вопрос о переносе акцента в вооруженном противоборстве с традиционных его форм ведения (огонь, удар, маневр) в информационно-интеллектуальную и информационно-техническую сферы, то есть туда, где ведется подготовка, происходит принятие и реализация военных и политических решений. Даже будущая война может быть спровоцирована в информационной сфере, которая будет охватывать всю совокупность задач в политической, экономической, технической и военной областях.

Согласно документам Объединенного штаба Комитета начальников штабов (ОШ КНШ) ВС США, информационная война может вестись как в военное, так и в мирное время, как на государственном (дипломатические, экономические, информационные, специальные и другие силы и средства), так и на военном уровне (силами и средствами борьбы с системами боевого управления).

РАЗНОСТОРОННИЙ ХАРАКТЕР

Содержание информационной войны (Information Warfare), которую Сергей Гриняев в соответствии с отечественными взглядами именует "информационным противоборством", дается в его статье в несколько искаженном виде. Информационная война не является простым "воздействием систем друг на друга". В основных документах вооруженных сил США говорится, что информационное воздействие носит разносторонний характер и изменяется в зависимости от решаемых задач и обстановки. Оно может быть информационно-разведывательным (выявление военного, экономического, политического и культурного потенциала); заключаться в противодействии любым видам разведки противника (OPSEC); искажать, разрушать, нейтрализовывать, уничтожать или, напротив, защищать информацию (CNA, CND); заниматься компьютерным воспроизведением реальной или виртуальной неадекватной обстановки и визуализации поля боя; осуществлять информационно-психологическое (PSYOP) или летальное и нелетальное физическое воздействие на личный состав, объекты, боевую технику, оружие, линии связи и управления; концентрироваться на демонстративных действиях, обмане и введении в заблуждение (Military Deception); получить задачу на радиоэлектронное подавление; применяться для снижения заметности объектов, боевой техники и оружия; защиты личного состава, объектов, боевой техники, оружия, органов управления и различных радиоэлектронных средств от воздействия на них электромагнитной или других видов направленной энергии; увода самонаводящегося оружия от наиболее важных целей и др.

В документах также говорится, что на государственном уровне основными задачами информационной войны являются:

- вынуждение военно-политического руководства враждебных и союзных государств к принятию политических решений, обеспечивающих интересы США;

- обеспечение национальной безопасности США;

- добывание информации, необходимой для принятия военно-политических решений.

ОБЛАВА НА УПРАВЛЕНИЕ

А какими задачами информационной войны заняты вооруженные силы США?

В соответствии с уставами американских ВС, необходимо:

- вынуждать военно-политическое руководство враждебных государств принимать решения, обеспечивающие создание выгодных для ВС США условий;

- завоевать и удержать "информационное превосходство" над противником;

- достигать целей и решения задач кампаний и операций;

- добывать и своевременно обновлять информацию для принятия военных решений.

ВС США используют следующие силы и средства борьбы с системами боевого управления (БСБУ), всесторонне обеспеченные разведкой и контрразведкой: радиоэлектронную войну (EW), военную дезинформацию (MD), оперативную безопасность (OPSEC), психологические операции (PSYOP), физическое поражение, захват и вывод из строя (PD), атаки и защита компьютерных сетей (CNA,CND).

В зависимости от театра войны, оперативной обстановки и решаемых задач любая составляющая этих сил и средств может сыграть решающую роль.

ОПЕРАЦИИ

Командование ВС США на основе изучения опыта локальных конфликтов последнего десятилетия пришло к выводу, что информационные операции могут быть эффективными только при комплексном и интегрированном использовании всех сил и средств, привлекаемых для ведения информационной войны. По степени эффективности информационных операций командование ВС США выделяет три уровня объединенности сил и средств БСБУ.

Низкий уровень. Характеризуется общими оперативными задачами, но разрозненным использованием в операции сил и средств БСБУ ("Буря в пустыне"). Такие информационные операции американцы называют "особыми операциями" или "специализированными боевыми действиями".

Высокий уровень. Характеризуется не только общими оперативными задачами, но и единым планированием, взаимопроникновением и слиянием сил и средств БСБУ. Такие операции получили название "синергетических" (системное планирование и применение сил и их интеграция).

Наивысший уровень объединенности сил и средств БСБУ может быть достигнут при строгом выполнении ряда условий: общие оперативные цели и задачи, полная взаимосвязь всех сил и средств БСБУ, обеспечение единства ритмов, темпов и взаимного дополнения в использовании сил и средств БСБУ и разведки на всех этапах операции и на всю ее глубину. Эти информационные операции названы "когерентными" операциями ВС США XXI века (своеобразное слияние всех сил БСБУ по месту, времени, задачам, направлениям и темпам их ведения).

ТЕРМИНЫ

В статье Сергея Гриняева часто встречаются такие термины, как "стратегическая" и "оперативная" маскировка, утверждается, что отличительными чертами наступательных информационных операций являются "методы их (т.е. маскировок) использования", а в оборонительных информационных операциях они (опять-таки маскировки) являются "доминирующей" целью.

Так вот. "Стратегическая маскировка", "оперативная маскировка" - это из терминологии Вооруженных сил РФ. У американцев иные термины и понятия. Например - "оперативная безопасность" (Operational Security) ни в коей мере не является аналогом указанных двух терминов ВС РФ.

Во-первых, OPSEC по своей сути означает противодействие всем видам разведки (во всех сферах). Во-вторых, OPSEC осуществляется под непосредственным руководством командиров не только на стратегическом и оперативном уровнях, но и на низовом тактическом уровне. В-третьих, основные задачи оперативной безопасности:

- информационная безопасность;

- безопасность органов и систем управления, а также систем и средств автоматизации управления;

- физическая безопасность личного состава ВС (организация пропускного режима, работы с документами, охрана жизнедеятельности, боевой работы и др.);

- безопасность объектов, боевой техники и оружия;

- разработка способов противодействия разведке противника, выявление демаскирующих признаков, каналов утечки информации, контроль и оповещение ВС о критической информации, которая могла стать известна противнику.

Несколько слов о военной дезинформации в ВС США (Military Deception). Она, согласно американским уставам, по масштабу применения имеет четыре уровня - стратегический, оперативный, тактический и видовой (в интересах одного вида ВС) - и предусматривается при организации БСБУ, проведении информационных операций для оперативной безопасности, радиоэлектронной войны и психологического воздействия.

ЦЕЛЬ: ТЕХНИКА И ЛЮДИ

Необходимо сказать несколько слов и о содержании термина "электронная война" (Electronic Warfare) или, точнее, "радиоэлектронная война". Сергей Гриняев употребляет два термина: "радиоэлектронная борьба" и "радиоэлектронное противодействие".

Согласно единому уставу ОШ КНШ ВС США, радиоэлектронная война, являясь основой БСБУ, представляет собой комплекс мероприятий по использованию излучений электромагнитной и других видов направленной энергии, самонаводящегося на излучение РЭС оружия, а также средств радиоэлектронной защиты и радиоэлектронного обеспечения боевых действий. Объекты воздействия и защиты для радиоэлектронной войны (в отличие от радиоэлектронной борьбы и электромагнитного воздействия) - не только радиоэлектронные средства, но и личный состав ВС (в первую очередь органов управления), боевая техника, объекты, оружие и компьютерные сети. Появились новые средства ее ведения (летальные и нелетальные).

За последние 10 лет в ВС США определились оперативно-тактические тенденции развития радиоэлектронной войны, к которым можно отнести:

- поэтапное коренное изменение содержания, целей, задач, форм и способов ее ведения (радиоэлектронные контрмеры, радиоэлектронные контрконтрмеры, меры радиоэлектронного обеспечения, которые в ходе развития являлись составной частью мер меры борьбы с системами связи и управления; радиоэлектронная атака; радиоэлектронная защита; радиоэлектронное обеспечение боевых действий, вошедшие сегодня в состав мероприятий борьбы с системами боевого управления);

- использование для ведения радиоэлектронной войны новых видов излучений электромагнитной и направленной энергии;

- расширение количества объектов воздействия и защиты (личный состав ВС, боевая техника, объекты, оружие, компьютерные и различные информационные сети);

- полная информатизация и автоматизация процессов (не только радиоэлектронной войны, но и БСБУ в целом);

- смещение акцента воздействия и защиты в информационно-интеллектуальную область, в область подготовки, принятия и реализации военных решений, особенно в первой фазе проведения ИО;

- жесткая взаимосвязь, взаимозависимость, взаимное влияние всех элементов радиоэлектронной войны и БСБУ на основе единых оперативных целей и задач, при постоянной координации всех усилий в ходе проведения операции.

Возникли новые формы ведения радиоэлектронной войны: радиоэлектронный удар, радиоэлектронно-огневой удар, информационно-радиоэлектронная блокада и др.

НОВАТОРСТВО, УПРЕЖДЕНИЕ, ПРЕВОСХОДСТВО

Еще ряд замечаний по статье Сергея Гриняева.

Нельзя, на наш взгляд, разделять театр войны и военных действий на две составные части: "традиционное пространство" и "киберпространство". Информационная составляющая есть в любых элементах театра войны и ТВД. Не может быть объектом поражения в новых войнах "психология противника" - воздействие будет осуществляться на психику людей. Основными, первоочередными объектами воздействия окажутся не сети связи и информация, а личный состав. Информационные операции - это не "нерв информационного противоборства" и не самостоятельный вид оперативного обеспечения (кстати, в ВС США такого термина тоже нет), а форма ведения информационной войны. Информационное обеспечение - это не вид информационных операций (как показано на одном из рисунков автора), а составной элемент разведывательного обеспечения операции или боя (Electronic Warfare Support), являющийся одним из новых элементов "радиоэлектронной войны".

Мы согласны, что вопрос вопросов для военно-политического руководства США - как обеспечить "всеохватывающее господство" в XXI веке. Однако попытку ответа на него, кроме документа Joint Vision 2010, можно обнаружить и в документе Joint Vision 2020 (май 2000 г.), который, развивая концепции предыдущего, раскрывает взгляды правящих кругов Америки. И здесь прежде всего речь идет о завоевании информационного превосходства над вероятным противником, о стремлении убедить весь мир в правильности своих действий в мирное время и показать свою решительность в случае войны, чтобы обеспечить свое превосходство в любых конфликтах.

Подтверждены четыре основные оперативно-стратегические концепции ВС США, а также сосредоточено внимание на трех основных факторах, которые должны стать основой успеха в их реализации:

- обеспечение тесного и полного взаимодействия ВС США и их союзников;

- новаторство во всех сферах. Разработка и использование новых способов ведения боевых действий с целью повышения боевых возможностей "объединенных сил" (в том числе информационно-психологических и информационно-технических);

- упреждение противника в принятии и реализации политических и военных решений, достижение и удержание над ним информационного превосходства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Президенту Чили объявляют импичмент

Президенту Чили объявляют импичмент

Данила Моисеев

Себастьяну Пиньере ставят в вину жестокое подавление протестов

0
336
В Киеве состоялся саммит глав правительств государств–членов ГУАМ

В Киеве состоялся саммит глав правительств государств–членов ГУАМ

0
258
Кабмин Армении одобрил законопроект о конфискации незаконно нажитого имущества без решения суда

Кабмин Армении одобрил законопроект о конфискации незаконно нажитого имущества без решения суда

0
225
Координатором экспертного совета при правительстве РФ стал Александр Волошин

Координатором экспертного совета при правительстве РФ стал Александр Волошин

0
433

Другие новости

Загрузка...
24smi.org