НЕДАВНО начальник ГАБТУ Сергей Маев сообщил, что российские конструкторы разработали облик танка нового поколения, который будет оснащен робототехникой, средствами разведки, навигации, приборами управления и мощным вооружением. Научные разработки по созданию нового танка в соответствии с Государственной программой вооружений (ГПВ) должны завершиться к 2010 г. "Если к этому времени в стране возникнут благоприятные экономические условия, можно будет говорить о серийном производстве нового танка", - отметил С.Маев.
ДОКТРИНА ВПК
Немногие знают, что в желтом здании за кремлевской стеной, ближе к Спасской башне, размещалась Комиссия Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам, которую в обиходе именовали ВПК. Эта комиссия оказывала влияние на формирование технической политики в области создания вооружений. Небезынтересна в этом плане доктрина ВПК в области танкостроения.
ВПК до последнего дня своего существования при создании танков поддерживала классическую компоновочную схему с экипажем из четырех человек (командир, наводчик, заряжающий и водитель). Этой схеме в настоящее время соответствуют танки: "Абрамс" (США), "Леопард-2" (ФРГ), "Челленджер", "Чифтен" (Англия), "Меркава" (Израиль). Хотя в Советском Союзе на вооружение были приняты танки Т-64, Т-72, Т-80 с экипажем из трех человек (благодаря установке автомата заряжания), в ВПК существовало мнение, что усложнение танковых систем и сокращение численности экипажа до трех человек (командир, наводчик и водитель) привели к тому, что командир не может успешно управлять своим танком и подразделением (взвод, рота, батальон) одновременно. Другими словами, сокращение экипажа с 4 до 3 человек привело к снижению боевой эффективности танков Т-64, Т-72, Т-80, Т-90:
- вследствие передачи командиру танка при использовании спаренного и зенитного пулеметов операций, которые выполнял заряжающий;
- из-за резкого роста времени технического обслуживания, что повлияло на боеготовность.
Таким образом, доктрина советского ВПК претворялась в жизнь в основном в зарубежном танкостроении. Современное российское танкостроение должно ориентироваться не на условия локальных конфликтов, а на происходящий процесс смены поколений войн.
СОВЕТЫ ИЗ ПРОШЛОГО
В свете разработки нового танка необходимо отметить, что в настоящее время осуществляется попытка замены прежних поколений танков - механизированных - перспективными бронемашинами автоматизированными.
Простота конструкции механизированных танков позволяла экипажу сравнительно легко устранять незначительные неисправности в боевых условиях. На новых автоматизированных танках боевые характеристики будут обеспечиваться за счет сложных систем, отказы которых могут резко снизить боевую эффективность. Оснащение нового танка (см. "НВО" # 14, 2003 г.) универсальными 250-мм (или 300-мм) ракетами (для поражения вертолетов, бронемашин и огневых точек) с современной системой управления и наведения, а также аппаратурой тепловизионного и радиолокационного наблюдения, одноразовыми или многоразовыми беспилотными средствами наблюдения невозможно в габаритах бронемашины массой 40-45 т. Плотность компоновки такой бронемашины приведет либо к увеличению габаритов и массы танка, либо к сокращению численности экипажа до двух человек.
Вариант автоматизированного танка с экипажем из двух человек просматривался более 20 лет тому назад. Сложные системы такого танка требуют создания порядка 10 специальных диагностических комплексов. В боевых условиях экипаж из двух человек физически не может выполнять ежедневное обслуживание ходовой части, вооружения, загрузку боекомплекта, а также осуществлять диагностику систем и их регулировку. Поэтому придется иметь дополнительный технический персонал с соответствующим оборудованием, находящийся в танковой роте. По имеющимся оценкам, в этом варианте личный состав роты (10 танков) должен состоять из 40 человек (20 человек - экипажи и 20 - специалисты-диагностики, регулировщики и т.д.). Для размещения средств диагностики, приспособлений, ЗИП, а также технического персонала необходимо иметь четыре машины на танковом шасси с соответствующей защитой. Таким образом, в случае экипажа из двух человек произойдет увеличение общей численности личного состава танковой роты на 50% с появлением четырех машин технического обслуживания, вывод из строя которых в зоне боевых действий резко снижает боевую эффективность танковых подразделений.
Таким образом, оснащение нового танка робототехникой обусловливает возникновение новых непростых проблем, разрешение которых потребует значительного увеличения финансовых затрат. Так, например, если цена нового танка увеличится в 2-3 раза по сравнению со стоимостью Т-90, а боевая эффективность при этом увеличится на 6-8%, то возникает вопрос: кому нужен такой танк?
ЧТО ДАСТ МОДЕРНИЗАЦИЯ Т-72?
Пока Министерство обороны осуществляет единичные закупки танка Т-90С, ставится задача до 2006 г. модернизировать танки Т-72 в вариант Т-72М1. Напомним, что в настоящее время Т-72 в количестве 6000 составляют основу бронетанковых войск. Чтобы представить бесполезность такой задачи, рассмотрим показатели подобной модернизации в Советском Союзе по количеству танков, темпам и срокам.
25 июля 1981 г. было принято постановление ЦК КПСС и СМ СССР "О мерах по обеспечению комплексной модернизации танков Т-55 (Т-55А) и Т-62", которым предусматривалось в пятой пятилетке (1981-1985 гг.) модернизировать 2985 танков, в том числе 2200 Т-55 (1981 г. - 10, 1982 г. - 40, 1983 г. - 50, 1984 г. - 600 и 1985 г. - 1500) и 785 Т-62 (1981 г. - 10, 1982 г. - 25, 1983 г. - 50, 1984 г. - 100 и 1985 г. - 600). Такая задача для танковой промышленности СССР была не из легких. Спрашивается, целесообразно ли было осуществлять многомиллионные затраты на модернизацию устаревших машин Т-55, Т-62, когда США и ФРГ в то время приступили к интенсивной замене своих устаревших машин танками М1 "Генерал Абрамс" и "Леопард-2"? Парадоксальным выглядит постановление при внимательном анализе. После отработки технологического цикла МО на своих заводах начиная с 1985 г. могло ежегодно модернизировать 1500 танков Т-55, доводя их до варианта Т-55АД (устанавливались комплексы ПТУР и активной защиты). В армии насчитывалось 20 000 танков Т-55. При достигнутых темпах модернизацию Т-55 можно было завершить к 1997 г. При этом колоссальные финансовые затраты на модернизацию Т-55 не привели к повышению боевых характеристик этой весьма старой машины в новых боевых условиях.
Нечто подобное повторяется сейчас. Модернизация Т-72 до варианта Т-72М1 ничего не дает по повышению огневой мощи и защите. Боезапас 125-мм танковой пушки практически давно устарел ("НВО" # 36, 2000 г.; # 8, 2001 г.). Усиление верхней лобовой детали корпуса 16-мм броневым листом, а также использование песчаных стержней в качестве наполнителя в броневой конструкции башни практически не спасает Т-72М1 от воздействия современных противотанковых средств. Модернизация танка Т-72 представляет собой процесс имитации активной деятельности ГАБТУ и РАВ с большими и бесполезными затратами для государства.
СИСТЕМНЫЙ КРИЗИС ПРОДОЛЖАЕТСЯ
На создание танков - главной ударной силы Сухопутных войск - в Советском Союзе денег не жалели. Неумелое руководство со стороны государства процессом развития танкостроения привело к принятию на вооружение в период времени, измеряемый всего девятью годами (1967-1976 гг.), трех танков (Т-64, Т-72, Т-80) со слабой защитой и отсталым вооружением. Кроме того, содержание не обоснованного по количеству танкового парка, включающего устаревшие машины (Т-55, Т-55М, Т-55МВ, Т-55А, Т-55АД, Т-62, Т-62М, Т-62М1, Т-62М1-2, Т-62МВ, Т-62Д, Т-64, Т-64Б, Т-64Б1, Т-64А, Т-64АК, Т-64БК, Т-64БМ, Т-64БВ, Т-72, Т-72К, Т-72А, Т-72АК, Т-72М, Т-72М1, Т-72АВ, Т-72Б, Т-72Б1, Т-80, Т-80Б, Т-80БВ, Т-80БВК, Т-80У, Т-80УК, Т-80АТ, Т-80УД), по экономическим соображениям серьезно подрывало обороноспособность страны.
Организационная безграмотность в управлении танкостроением проявилась в следующем. За 80 лет производства танков в России только 5 лет (с 1941 по 1946 г.) этим направлением занимался Наркомат танковой промышленности. Остальные годы танками занимались Министерства тяжелого, транспортного машиностроения, а во времена хрущевских Совнархозов - Государственный комитет по оборонной технике (главк Главтанк); после чего эта тематика перешла в Министерство оборонной промышленности. Сегодня танкостроением должно заниматься Российское агентство по обычным вооружениям. Такая затянувшаяся организационная чехарда не способствовала проведению долгосрочной преемственной политики в области танкостроения. Плохая организация в управлении танкостроением сверху оказала негативное влияние на все структурные компоненты этого сложного организма.
Политическим деятелям России пора прекратить затянувшиеся эксперименты с реформами в оборонной промышленности, а ГАБТУ и РАВ не повторять ошибок прошлого.