0
3163
Газета История Интернет-версия

28.03.2003 00:00:00

Почему же затонул "Красный Кавказ"?

Михаил Растопшин

Об авторе: Михаил Михайлович Растопшин - кандидат технических наук.

Тэги: крейсер, красный кавказ


Статья Константина Власко-Власова, опубликованная в "НВО" # 41 за 2002 г., посвящена интереснейшим фактам начала создания отечественного противокорабельного оружия. Но, несмотря на довольно подробное освещение многих технических деталей, причина затопления крейсера "Красный Кавказ" осталась нераскрытой. Лишь констатируется: ракета попала в корабль - он разломился и затонул.

ПЕРВЫМ ВСЕГДА ТРУДНО

Между тем разработчики нового оружия, как всегда, должны были определить: тип боевой части (БЧ) противокорабельной ракеты (ПКР) и наивыгоднейшее сочетание ее параметров; тип взрывательного устройства (ВУ), обеспечивающего максимальную эффективность при взаимодействии с целью.

К тому моменту, когда рождалась ПКР "Стрела", боеприпасники еще не имели достаточного опыта в создании противокорабельных боевых частей. Но конструкторы в короткие сроки спроектировали БЧ фугасно-направленного действия (ФНБЧ). Ее особенность заключалась в том, что блок детонатора размещался со стороны, противоположной контакту ФНБЧ с преградой. Такая направленность фугасного действия обеспечивала пролом обшивки корпуса корабля, имеющего значительную толщину.

Боевая часть представляла собой стальной контейнер в форме параллелепипеда, заполненного 860 кг взрывчатого вещества (ТГАГ-5). Размещалась ФНБЧ в том месте крылатой ракеты, где ранее в МиГ-15 (этот истребитель, напомним, послужил основой для ПКР) находилась кабина пилота. Разработчикам пришлось столкнуться с весьма серьезной проблемой. Требовалось такое ВУ, которое, с одной стороны, должно было обеспечить в момент подрыва минимальное расстояние между передним торцом ФНБЧ и корпусом корабля, а с другой - не позволить разрушаться корпусу боевой части в начальной стадии взаимодействия планера ракеты с целью. Конечно, в то время не имелось достаточного задела в решении задач при таких сложных динамических процессах.

ГЛАВНАЯ ПРИЧИНА

Поражение любой цели всегда является вероятностным процессом. Но в случае с потоплением "Красного Кавказа" все обстоятельства способствовали этому результату. Главной и основной причиной гибели крейсера является, во-первых, достаточная прочность и жесткость корпуса ФНБЧ, что позволило ей проникнуть внутрь корабля. Во-вторых, ВУ сработало с замедлением, а внутренний взрыв такой массы ВВ в несколько раз эффективнее, чем снаружи.

Не следует, кстати, забывать, что крейсер проектировался еще в царской России, где вопросы защиты корабля не были достаточно отработаны, что также обусловило его катастрофическое разрушение. Затоплению "Красного Кавказа" способствовали и серьезные повреждения, полученные им в результате попаданий ракет без БЧ, что отмечено Константином Власко-Власовым. Надо отметить, что стрельбы той же ПКР по недостроенному тяжелому крейсеру проекта 82 не приводили к подобным последствиям.

За прошедшие со времени первых испытаний крылатой ракеты "Стрела" полвека многое изменилось как в защите кораблей, так и в противокорабельном оружии. К сожалению, публикуемые оценки эффективности ПКР в основном носят рекламный характер и получены без учета защитных мероприятий противника (см. "НВО" # 44, 1999 г.). История свидетельствует, что большинство успешных испытательных и боевых пусков ПКР проходили в достаточно простых условиях без огневого и другого противодействия со стороны атакованных объектов. Сегодняшнее положение российского ВМФ требует пересмотра состояния вооружений, что будет способствовать его реформированию с положительным результатом.

ПОЛЕЗНЫЕ УРОКИ

Недостаточная эффективность ФНБЧ привела к появлению кумулятивных боевых частей (КБЧ), которые обладают следующими преимуществами: лучше работают под большими углами относительно корабельного корпуса, обладают большей эффективностью запреградного действия при поражении современных кораблей, более просто решаются вопросы создания ВУ применительно к началу инициирования КБЧ.

Хорошие запреградные характеристики, обеспечивающие возгорание топлива, инициирование боезапаса, обусловили снаряжение большинства современных противокорабельных ракет кумулятивными боевыми частями. Заметим, что использование обедненного урана (материал "Б") как материала кумулятивной облицовки значительно повышает запреградное действие КБЧ.

Факт затопления крейсера в результате взрыва ФНБЧ внутри корабля был использован при создании проникающих боевых частей. Ими снаряжены современные ракеты. Вместе с тем использование проникающих БЧ затруднено по причине сложности создания "умного" взрывательного устройства, которое не должно допустить разрушения корпуса боевой части при встрече со стойкой преградой.

В заключение - несколько слов о констатации факта "переломился и затонул". К настоящему времени в комплексной защите боевых кораблей достигнуты очень значительные успехи. Недаром в одной из статей, опубликованных в "НВО" (# 12, 2000 г.), ее автор г-н Атласов справедливо отмечает, что для вывода из строя современного авианосца необходимо попадание в него 8-10 ПКР с обычным снаряжением. Чуть менее требуется для поражения нынешних крейсеров. Вот почему для гарантированного уничтожения некоторых сегодняшних гигантов ВМФ в противокорабельных ракетах предусмотрено помимо боевых частей в обычном снаряжении использование БЧ с ядерным зарядом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
571
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
953
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
687
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
375

Другие новости