0
1409
Газета Идеи и люди Интернет-версия

31.08.1999 00:00:00

Тысяча лет в одну жизнь

Эмомали Рахмонов

Об авторе: Эмомали Рахмонов - президент Республики Таджикистан.


1═══ 2═══ 3

Сегодня Таджикистан делает все, чтобы создать у себя рыночную экономику. Это то "чужое", необходимость утверждения которого в нашей стране отвечает воле абсолютного большинства населения. Воле подавляющего большинства народа соответствует создание в Таджикистане правового демократического светского государства.

Восприятие внешнего влияния переходит в культ чужого, если последнее навязывается насильно или воспринимается теми или иными силами добровольно, но в ущерб благополучию, миру и развитию страны. Если же внешнее влияние способствует ее оздоровлению и развитию, не противоречит национальным ценностям, принимается добровольно большинством, не разрушает мира и не навязывается, то говорить о культе чужого уже нельзя.

Вместе с тем мы отвергаем всякие обвинения в ксенофобии. Например, не имеет ничего общего с культом чужого принятая народом система устройства Академии наук по образцу Российской.

Следуя этим очевидным положениям, мы можем сказать, что в настоящее время Таджикистан является открытым обществом. Он открыт для дружественных связей и взаимопомощи развитых и развивающихся стран, всего мирового сообщества, для подтвердивших свою благотворность идей и норм, для экономического и научно-технического влияния и помощи ведущих стран и международных организаций. Наша страна открыта для совместного с другими государствами обеспечения региональной и мировой безопасности.

Демократия до того, пока она не утвердилась во всей своей полноте, является внешней моделью, идеей, пришедшей к нам от ведущих стран современного мира. Однако попытки насильственного (даже изнутри) учреждения тех или иных форм демократии дискредитируют демократическую идею. Отчасти так произошло и в Таджикистане, и в этом одна из причин гражданской войны, когда свободу стали использовать для прикрытия произвола.

Раньше считалось, что прочность государства зависит от абсолютного господства одной идеологии. Сегодня мы убеждаемся в другом: нам следует искать и находить новые факторы объединения общества при всем его многообразии.

История Саманидов и празднование юбилея раскрывают нам еще одну истину: в народе заключен огромный потенциал творчества и созидания.

Трагическое стечение обстоятельств и политическая близорукость могут легко превратить этот потенциал в разрушительную силу, подминающую под себя человечность, этику и культуру.

Но можно направить энергию народа в русло созидания - и тогда в обществе утвердятся подлинно человеческие ценности. Так происходило в Таджикистане в ходе подготовки к юбилею Саманидского государства. Ученые, поэты, литераторы, архитекторы, деятели искусства, ощутив в своем творчестве идущий из глубин веков обновляющий импульс, откликнулись на него новыми исследованиями, статьями и книгами, поэмами и песнями, кино- и телефильмами, театральными постановками и т.д. Одним словом, духовная жизнь пришла в движение.

Вакуум, возникший в результате развала старого государства и заполнявшийся всевозможными видами экстремизма в начале 90-х гг., стал исчезать благодаря обновляющейся духовности таджикистанцев. Стержнем ее стало новое понимание подлинно человеческих ценностей, важнейшей из которых является мир.

Тяжелейшие испытания привели нас, таджикистанцев, к пониманию мира и согласия как высших общечеловеческих и национальных ценностей. Зарождающаяся демократия должна вписываться в мирный процесс, а созидаемый прочный мир должен отвечать требованиям демократии. Именно этот принцип лежит в основе Общего соглашения об установлении мира и национального согласия, подписанного в Москве 27 июня 1997 г.

Прочный мир - ключ к решению всех вопросов жизни, развития и благополучия в современном и будущем Таджикистане. Вглядываясь в прошлое, в события эпохи Саманидов, начинаешь убеждаться в том, что даже в период крайне напряженных межгосударственных отношений самым важным вопросом для представителей правящей династии было установление мира и благополучия в стране. Мир давал возможность для развития городов, для роста благосостояния населения.

Обладая государством с обширной территорией и громадными людскими ресурсами, Саманиды не культивировали вселенской идеи великих походов или мировых захватнических войн. Делалось все для защиты мирного труда и благоустройства государства. Только так можно понять слова центральной политической фигуры этой эпохи Исмаила Самани: "Пока я жив, я - стена Бухары".

А ведь это было время, когда Буиды, соседствующая династия, путем захватнических войн возродили домусульманский иранский титул "шахиншаха" - царя царей, но полностью подчинились влиянию арабского языка.

Можно много говорить об эпохе государства Саманидов, находить исторические параллели или подмечать своеобразие канувшего в Лету общества, но на первый план выступает древнейшая традиция государственности, которую мы должны возродить в полном масштабе.

Речь идет о таком понятии, как "кедхуда", историю которого возводят к мифическому царю Фаридуну из героического эпоса древних иранских народов. Вот что пишет Василий Бартольд, выдающийся русский востоковед: "С понятием кедхуда первоначально связывалось понятие о власти над семьями и потомством; в мусульманский период идеального кедхуду представляли себе в виде заботливого хозяина".

Кедхуда как хороший хозяин заботится о "благоустройстве государства, прорытии каналов, о постройке мостов через большие реки, о благосостоянии деревень и поддержании земледелия, о возведении укреплений и основании новых городов, об украшении городов высокими и красивыми зданиями, об устройстве рабатов на больших дорогах".

Возрождение государственной традиции кедхуда актуально сегодня, в условиях мира. Причем кедхуда - это необязательно правитель, а любой хороший хозяин. Саманидское государство воплощало в жизнь древнейшую традицию.

Мир, установленный в Таджикистане, дал возможность начать созидательную работу. Вопреки труднейшему экономическому положению мы проложили дорогу на восток и юг Азии, вырвав Таджикистан из векового геоэкономического тупика. В эти дни прокладывается тоннель Уштур, который свяжет север Таджикистана со всеми остальными частями страны. Разрабатываются новые месторождения газа, начато строительство новой Сангтудинской ГЭС, благоустраивается столица Душанбе.

Кстати, автомагистраль, прокладываемая к Каракорумскому шоссе, соединит кратчайшим путем Азию и Европу, возродит важный участок Великого шелкового пути, даст мощный импульс развитию различных отраслей экономики, в том числе международного туризма.

Мы не одни на пути строительства нового, с нами соседи - народы и страны СНГ, на чью долю тоже выпали испытания в конце XX в.

И вместе с тем мы всегда должны помнить, что на нас с высоты веков взирают наши предки и что за нами - тысячелетие свершений, начатых в государстве Саманидов.

1═══ 2═══ 3


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


НАТО не будет оборонять Финляндию, но может удержать потенциальных противников от агрессии

НАТО не будет оборонять Финляндию, но может удержать потенциальных противников от агрессии

Владимир Иванов

0
371
Японские консерваторы выступили против изменения Конституции, поминая о «северных территориях»

Японские консерваторы выступили против изменения Конституции, поминая о «северных территориях»

Владимир Иванов

0
327
Пентагон перебросил в Саудовскую Аравию войска, боевые самолеты и четыре батареи ПРО

Пентагон перебросил в Саудовскую Аравию войска, боевые самолеты и четыре батареи ПРО

Александр Шарковский

0
338
Moody’s прогнозирует падение продаж автомобилей в России в 2020 году на 4%

Moody’s прогнозирует падение продаж автомобилей в России в 2020 году на 4%

0
321

Другие новости

Загрузка...
24smi.org