0
702
Газета Вооружения Интернет-версия

16.03.2001 00:00:00

Оружие порождает тактику

Тэги: кризис, авиация, ГЛОНАСС, НАВСТАР, Су27, МиГ29


Один из аспектов серьезного кризиса, в котором оказалась российская военная авиация в 90-х годах, связан с ошибками в концепции развития парка боевой авиатехники. Она была допущена еще в советские времена, когда промышленность с куда большей охотой бралась за новые масштабные проекты и неохотно принимала заказы на совершенствование уже существующих самолетов и вертолетов. Негативные последствия такого подхода начали сказываться уже в конце 80-х годов, а в условиях обвального сокращения финансирования после 1991 г. привели к катастрофическим результатам.

Машины, составлявшие основу парка ВВС и армейской авиации, практически не совершенствовались с момента принятия на вооружение. Особенно ярко это проявляется на примере истребительной авиации. МиГ-29 и Су-27, поступившие в строевые части в первой половине 80-х годов, до последнего времени оставались специализированными самолетами для завоевания превосходства в воздухе или перехвата. Но даже в этом качестве они не могли применять новые виды авиационных средств поражения (например, ракеты Р-77). Была фактически проигнорирована революция, наступившая в военном деле после появления космических радионавигационных систем ГЛОНАСС и НАВСТАР.

Проекты многофункциональных машин Су-27М, МиГ-31М, МиГ-29М, фактически предусматривающие создание новых авиационных комплексов, не вышли за пределы КБ и полигонов. Это произошло как из-за снижения объемов финансирования, так и по причине изменения внешнеполитической обстановки. Численность авиапарка, доставшегося в наследство от СССР, была избыточной, а производство новых машин - неоправданным как с военно-политической, так и с экономической точек зрения. Сокращение авиапарка также требовало отказа от специализации самолетов фронтовой авиации и превращения стоящих на вооружении авиационных комплексов в многофункциональные.

Другая немаловажная проблема - падение экспортного потенциала российской военной техники, особенно на рынке модернизации многих тысяч летательных аппаратов, поставленных СССР и РФ в ряд государств. Образовавшиеся свободные ниши на рынке немедленно заполнились конкурентами, которые с давних времен были ориентированы на долгосрочную стратегию совершенствования ранее выпущенной техники.

Так, самый массовый боевой самолет четвертого поколения - американский F-16 - с 1977 по 2000 г. прошел пять этапов серьезных доработок, в результате чего превратился из дневного истребителя для ближнего воздушного боя во всепогодный многофункциональный самолет, предлагаемый к продаже в 111 вариантах.

Главенствовавшие в середине 90-х годов в России подходы к модернизации носили отпечаток прежней советской финансово-технической политики. Промышленность настаивала на радикальных вариантах, требующих многолетнего ритмичного финансирования. Стоимость опытно-конструкторских работ в рамках предлагаемых проектов улучшения Су-27 и МиГ-29, по оценке экспертов, составляла 200-300 млн. долл. Для ВВС это было неприемлемо. Спрос на новую стратегию совершенствования авиапарка со стороны отечественного заказчика оставался неудовлетворенным.

НОВАЯ СТРАТЕГИЯ

Однако спрос неизбежно порождает предложение. В 1997-1998 гг. попытку найти выход из положения предприняли относительно небольшие фирмы, которые, по экономической терминологии, следует называть инновационными. Пожалуй, наиболее весомым результатом усилий тех лет можно считать проект, разработанный фирмой "Русская авионика" и воплотившийся в первый вариант МиГ-29СМТ. Однако первый прорыв оказался не очень удачным по ряду причин "(см. интервью Николая Никитина в НВО" # 48 за 1999 г.).

То, что произошло после этого, стало событием, нетипичным для российского ОПК, хотя и обычным по меркам государств с развитой рыночной экономикой. Иркутское авиационное производственное объединение (ИАПО) приняло решение использовать наработки, предлагаемые инновационными фирмами, и профинансировать работы по приемлемому для ВВС России варианту модернизации. То, что именно иркутяне стали инициаторами новых подходов, вполне объяснимо: ИАПО - одно из самых мобильных и активных предприятий отечественной оборонки, за плечами которого - победы в конкурентной борьбе с "Миражами" на весьма непростом индийском рынке.

Результаты работы проявились уже в 1999 г., когда ИАПО представило на авиасалоне МАКС-99 истребитель Су-30 с бортовым номером 302 (см. "НВО" # 33 за 1999 г.). В 1999-2000 гг. машина прошла летные испытания, в том числе и на применение оружия, в ГЛИЦ ВВС. Было выполнено около 80 зачетных полетов, которые показали правильность концепции доработок и сопровождались, по свидетельству специалистов ВВС, небывало низким числом отказов аппаратуры. В 2000 г. машина получила имя - Су-30КН - и была с успехом показана на авиасалоне в Геленджике (подробнее - см. "НВО" # 32, # 35 за 2000 г.).

Выбранная стратегия имеет ряд особенностей.

Идеология модернизации предложена руководством ВВС и предусматривает постепенное наращивание возможностей авиационных комплексов. Для ее воплощения в жизнь создана новая, еще до конца не устоявшаяся, "мягкая" кооперация, объединенная вокруг общей программы. Ныне, помимо

ИАПО, в нее входят "ОКБ Сухого", корпорация "Аэрокосмическое оборудование", научно-исследовательские организации ВВС. Разработчики и представители ВВС подчеркивают, что, поскольку расходы на модернизацию растянуты во времени, принятая программа является оптимальной по критерию "эффективность-стоимость-реализуемость".

ЭФФЕКТ ИНТЕГРАЦИИ

С точки зрения технической, проект предусматривает не замену, а как бы надстройку системы управления вооружением. В состав бортового оборудования интегрируется многофункциональный вычислительный комплекс (МВК), который берет на себя выполнение новых функций. Среди них - интеграция информации от различных датчиков (бортовая РЛС, оптико-электронная прицельная станция, головки самонаведения ракет и бомб и т.п.), а также управление теми АСП, которые вводятся в арсенал самолета.

В результате бортовой радиолокационный комплекс Н001 получил способность функционировать в режиме картографирования и обнаруживать наземные (на дальности до 100 км) и надводные (до 300 км) радиолокационно-контрастные цели. В режиме синтезированной апертуры обеспечивается высокая разрешающая способность - 20 м.

Одним из важнейших новшеств стало комплексирование радиолокационной информации и данных от приемников спутниковой навигационной информации от систем ГЛОНАСС и

НАВСТАР. Это позволило реализовать принципиально новые способы нанесения авиационных ударов. Так, обнаружив цель радиолокатором на значительном расстоянии, вне зоны ПВО, система управления вооружением запоминает ее координаты. После этого самолет, выключив РЛС, "ныряет" под радиогоризонт и совершает скрытный подход к объекту атаки. К моменту сближения с ним на расстояние захвата цели головкой самонаведения ракеты (например, Х-29Т) вычислительный комплекс, на основании навигационной информации, сообщает оружию направление на цель. При этом нет необходимости повторно включать РЛС, а в некоторых случаях - даже проводить дополнительное прицеливание. В итоге время атаки резко сокращается и, соответственно, падает эффективность средств ПВО, повышается вероятность поражения цели и возрастает выживаемость атакующего самолета.

В ЕДИНОМ КОМПЛЕКСЕ

Еще больший вклад в повышение боевой эффективности авиационного комплекса вносит система АИСТ, которая позволяет в реальном масштабе времени обмениваться информацией между различными объектами как на земле, так и в воздухе.

Система была впервые с большим успехом продемонстрирована в сентябре прошлого года на авиасалоне "Геленджик-2000". Причем информация с Су-30КН транслировалась на борт корабля, пассажиры которого могли наблюдать, как самолетная РЛС, а затем и телевизионная головка самонаведения выполняет захват их плавсредства.

АИСТ способен транслировать любую - радиолокационную, телевизионную, тепловизионную - "картинку", а также передавать координаты обнаруженного объекта. Это позволяет реализовать ранее недоступные тактические приемы. Так, один из самолетов может действовать в режиме разведчика, находясь вне зоны ПВО. Информация с него поступает на борт машин ударного эшелона, которые в режиме радиомолчания выходят на малой высоте на рубеж атаки. Такой тактический прием позволяет успешно атаковать даже объекты, прикрытые мощной системой ПВО.

Ориентирован АИСТ и на другие задачи, которые встали перед российской авиацией в ходе боевых действий на Северном Кавказе. В ходе противоповстанческих акций самолеты могут взаимодействовать с вертолетами и наземными КП. При этом они дополняют друг друга. Так, Ми-8МТКО и Ми-24ВК-1, не оснащенные РЛС, получают радиолокационную информацию от самолетов, а последние, в свою очередь, принимают от вертолетов тепловизионную картинку. Для выполнения ударной задачи в зависимости от специфики цели назначаются те средства - самолетные, вертолетные или наземные, - которые наилучшим образом с этим могут справиться.

Отметим, что модернизированные многофункциональные истребители семейства Су-27 (особенно Су-30, оснащенные системой дозаправки в воздухе) могут играть исключительно важную роль при решении боевых задач на протяженных театрах военных действий, например, в Центральной Азии. Как отмечало "НВО" (# 19 за 2000 г.), вооруженным силам было бы очень непросто претворить в жизнь прозвучавшую в мае 2000 г. угрозу нанести удар по лагерям чеченских боевиков, развернутым на подконтрольной талибам территории Афганистана. Усовершенствованные Су-30 способны выполнить эту задачу без опасения противодействия со стороны пакистанской авиации и талибских МиГ-21.

Фактически с внедрением АИСТ российская боевая авиация получает на вооружение разведывательно-ударный комплекс, весьма современный даже по западным меркам. Лишь в 1999 г. в Югославии впервые прошла испытания в боевых условиях установленная на некоторых истребителях F-16CG система "Голден Страйк", которая обеспечивает передачу с наземного КП на борт самолета, находящегося в воздухе, данных о целях и тактической обстановке.

ОРУЖИЕ ИСТРЕБИТЕЛЯ

Представленный 6 марта Су-27УБМ - первый строевой самолет, модернизированный практически в полном соответствии с вариантом, опробованном на Су-30КН. Сама доработка заняла всего месяц, при этом на истребитель было установлено порядка 50 новых приборов и устройств. Аналогичные усовершенствования предстоит провести на машинах Су-27УБ, Су-27 и Су-30 из состава ВВС. Максимальный темп переоборудования может составить 70-100 самолетов в год.

На первом этапе их арсенал будет дополнен ракетами Р-77 класса "воздух-воздух", а также широким спектром АСП класса "воздух-земля": ракетами Х-31А, Х-31П, Х-29Т и корректируемыми авиабомбами КАБ-500 и КАБ-1500. В состав вооружения Су-30КН может входить и ракета Х-59М с телевизионно-командным наведением. Однако пока ВВС не хотят дорабатывать под это исключительно дорогое и эффективное оружие свои истребители.

Во второй половине 2001 г. начнутся испытания в рамках второго этапа модернизации, который предусматривает коренное обновление информационно-управляющего поля (по три индикатора размером 6х8 дюймов и по два - 5х5 дюймов в каждой кабине). Сейчас этот вариант отрабатывается в ЛИИ на Су-30 с бортовым номером 597. Еще более радикальным новшеством станет замена антенны РЛС Н001 на ФАР, разработанную в НИИ приборостроения. В результате машина приобретет принципиально новые возможности по обнаружению целей и ведению боя (пример - многоканальное применение ракет класса "воздух-воздух") и по своей эффективности превзойдет F-15E, "Рафаль" и "Тайфун".

Предстоит и третий этап модернизации, в рамках которого машины семейства Су-27 получат "длинную руку" - противокорабельную ракету НПО Машиностроения "Яхонт" с дальностью стрельбы до 300 км. По своей эффективности против надводных целей такой комплекс не будет иметь равных в мире.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
500
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
812
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
573
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
329

Другие новости