0
7383
Газета Вооружения Интернет-версия

31.08.2023 20:22:00

Воздушные крепости заокеанской империи

Все больше задач ударной авиации США берут на себя беспилотники

Александр Храмчихин

Об авторе: Александр Анатольевич Храмчихин – независимый военный эксперт.

Тэги: вооружения, авиация, сша, истребители, штурмовики, бомбардировщики


вооружения, авиация, сша, истребители, штурмовики, бомбардировщики Малозаметный многофункциональный истребитель-бомбардировщик пятого поколения F-35 – машина очень хорошая и чрезвычайно дорогая. Фото Владимира Карнозова

Достижение безусловного превосходства в воздухе – основа американской военной стратегии, да и тактики тоже. Если достичь такого превосходства невозможно, Соединенные Штаты от войны откажутся (если только кто-то не нападет на них – но, как говорится, это вряд ли).

За годы Второй мировой войны все компоненты ВС США получили свыше 150 тыс. только боевых самолетов. К маю 1945 года ВВС США (которые в тот момент организационно входили в состав сухопутных войск) имели в строю почти 80 тыс. самолетов, в том числе более 43 тыс. боевых. А в ВМС США к этому времени «главными кораблями» уже были не линкоры, а авианосцы.

ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ

Вторая мировая «органично перетекла» в холодную войну. Уже в начале 1950-х годов бывшие союзники сошлись в корейской войне. Основу американской ударной мощи составляли «Сверхкрепости» В-29 (такие самолеты бомбили Японию в 1944–1945 годах) и средние бомбардировщики В-26 «Инвейдер» (эти машины были поршневыми). В Корее было потеряно 107 и 157 таких бомбардировщиков соответственно.

В 1950-е годы ВВС США эксплуатировали уникальный самолет, который сам по себе стал сочетанием поршневой и реактивной авиации. Еще в 1941-м началось создание стратегического бомбардировщика, который мог бы доставать до Германии с американской территории в случае захвата Гитлером Великобритании. В результате был создан В-36 с поршневыми двигателями, причем винты были не тянущие, а толкающие. С 1949 года на В-36D и следующие модификации дополнительно устанавливались еще и четыре реактивных двигателя. Было произведено около 400 машин В-36, воевать им не пришлось. Примерно в таком же количестве был выпущен В-50, ставший развитием В-29. В 1950–1960-е годы основу стратегической авиации США составлял реактивный бомбардировщик В-47 «Стратоджет». Заменой ему должен был стать В-58 «Хастлер», имеющий максимальную скорость более 2 тыс. км/ч и способный прорываться к цели на малых высотах. Но при этом его боевой радиус оказывался всего 4 тыс. км – то есть, по сути, он уже был «не совсем стратегическим». Поэтому самолет был выпущен в небольшом количестве и быстро снят с вооружения. Попытка создать бомбардировщик В-70 «Валькирия», имевший максимальную скорость 3,2 тыс. км/ч, провалилась.

В 1960-е годы в рамках истребительной «сотой серии» в США был создан первый самолет с изменяемой стреловидностью крыла F-111. Несмотря на свое «истребительное» название (F – fighter), самолет был «чистым» бомбардировщиком. Первое применение F-111А во Вьетнаме ( см. «Фантомы» против МиГов», «НВО» от 24.03.23) в марте 1968 года стало провальным (потеряно три самолета из шести в 55 вылетах). Но на заключительном этапе войны эти самолеты использовались гораздо успешнее (хотя было потеряно еще семь машин).

Применялись «Фантомы» также в апреле 1986 года против Ливии и зимой 1991 года против Ирака (см. «Паралич диктатора», «НВО» от 05.03.21) (потеряно по одному самолету), в том числе в варианте самолета РЭБ EF-111 (над Ираком была сбита именно такая машина).

F-111 были способны нести аэробаллистические ядерные (до 200 кт) ракеты AGM-69 SRAM (дальность – до 160 км), а в поздних модификациях могли применять различные управляемые авиабомбы (УАБ), а также противокорабельные ракеты (ПКР) «Гарпун». Состояли также на вооружении ВВС Австралии. В настоящее время ни в США, ни в Австралии ни одного самолета этого типа нет ни в строю, ни на хранении.

ПРОБЛЕМА ШТУРМОВИКА

Сомнительность концепции универсального истребителя-бомбардировщика проявилась во Вьетнаме, в частности в проблеме отсутствия штурмовика, то есть дешевого самолета с невысокими скоростью и потолком, но мощным вооружением и хорошей живучестью, способного работать непосредственно над полем боя при наличии у противника сильной противовоздушной обороны. Истребители-бомбардировщики не подходили для этого, будучи слишком дорогими и скоростными.

Пришлось возвращать с хранения поршневые штурмовики А-1 «Скайрейдер» времен корейской войны. Их было потеряно во Вьетнаме более 250 (в Корее – 211), при этом проблем этот самолет не решил.

Несколько более успешными оказались действия палубных штурмовиков А-4 «Скайхок». Во Вьетнаме морская авиация США потеряла не менее 360 «Скайхоков». Не менее 60 А-4 потеряли ВВС Израиля в войнах с арабами (последний – в июне 1982 года). Как минимум 22 «Скайхока» потеряли ВВС Аргентины в ходе фолклендской войны (см.«Война за острова», «НВО» от 19.04.19).

В ВМС США еще в конце 1960-х вместо «Скайхоков» на вооружение стали поступать палубные штурмовики А-7 «Корсар» (созданы на основе палубного же истребителя F-8 «Крусейдер»), они успели повоевать во Вьетнаме, где было сбито до 100 машин. Практически одновременно на вооружение поступили тяжелые палубные штурмовики А-6 «Интрудер», которые скорее были бомбардировщиками. Во Вьетнаме было потеряно не менее 85 А-6, по одному А-6 и А-7 сбили сирийцы в декабре 1983 года над Ливаном. На базе А-6 были созданы заправщик КА-6 и самолет радиоэлектронной борьбы (РЭБ) ЕА-6.

Что касается штурмовиков наземного базирования, то наиболее адекватным самолетом этого типа стал А-37, созданный на базе учебного Т-37. Он имел боевую нагрузку менее 2 т, но лучше всего подходил именно для противопартизанских действий. Во Вьетнаме было потеряно 22 А-37. Сейчас такие самолеты остаются на вооружении в ряде стран Латинской Америки и Азии.

Сразу после вьетнамской войны на вооружение американских ВВС поступил первый и, видимо, последний «полноценный» штурмовик А-10 «Тандерболт». Было построено 707 машин (кроме восьми прототипов и предсерийных). Штурмовик имел усиленное бронирование, разнесенные двигатели, был вооружен семиствольной 30-мм пушкой, мог нести до шести ракет «Мейверик». Он предназначался в первую очередь для борьбы с танками и, как считается, добился в этой борьбе очень серьезных успехов в ходе обеих иракских войн (потери составили шесть самолетов в 1991-м и один в 2003 году) и в Югославии в 1999 году (без потерь).

В настоящее время в строю осталось около 290 самолетов и примерно 100–110 на хранении. Прямой замены А-10 не получит. Предполагается, что его функции в будущей войне возьмут на себя частично F-35А, частично – ударные вертолеты и боевые беспилотные летательные аппараты (БПЛА).

В ХХI веке в США для экспорта были созданы «наследники» А-37 – легкие противопартизанские штурмовики АТ-802U и «Архангел», оба разработаны на основе сельскохозяйственных самолетов. Дальность полета этих машин составляет 1,5–2,5 тыс. км, боевая нагрузка не превышает 2,5 т, однако в нее могут входить противотанковый ракетный комплекс (ПТРК) «Хеллфайр» и различные УАБ. На основе учебного самолета Т-6 «Тексан» создан легкий штурмовик АТ-6 «Волверин», который поступил на вооружение американских ВВС, но в незначительном количестве.

АПОФЕОЗ СТРАТЕГОВ

Стратегический бомбардировщик В-52 стал своеобразным символом не только ВВС США, но и вообще американской военной мощи. Первые два прототипа этого самолета были построены в 1951–1952 годах, 742 серийных самолета восьми разных модификаций (от А до Н) – в 1954–1963 годах.

Боевой радиус В-52 превышает 7 тыс. км (дальность – более 16 тыс. км), боевая нагрузка – 30 т. Самолет мог нести до 50 обычных авиабомб, или до 8 ядерных, или до 12 ракет AGM-69, на поздних модификациях – до 18 УАБ или тактических крылатых ракет воздушного базирования (КРВБ) (AGM-154, AGM-158), либо 12 (на В-52G) или 20 (на В-52Н) стратегических КРВБ AGM-86.

Во Вьетнаме были потеряны как минимум 22 В-52 (16 D, 6 G), хотя, по некоторым данным, потери могли достигать 34 единиц. К настоящему времени большая часть самолетов утилизирована или потеряна, исключение составляют машины двух последних модификаций. Из 102 В-52Н, произведенных в 1961–1963 годах, до сих пор остаются на вооружении 77, на хранении – еще 11. Из 193 В-52G, выпускавшихся в 1959–1961 годах, на хранении остается до 88 машин. В-52Н предполагается сохранить в строю ВВС США до 2040-х годов, что сделает В-52 абсолютным рекордсменом по долголетию за всю историю боевой авиации.

В середине 1980-х начал поступать на вооружение стратегический бомбардировщик с изменяемой стреловидностью крыла В-1В, который в концептуальном плане стал «наследником» F-111. Его задачей был прорыв ПВО на сверхзвуковой скорости на малых высотах. Боевой радиус В-1В (5,5 тыс. км) был несколько меньше, чем у В-52, а боевая нагрузка (34 т) даже больше. Однако стратегические КРВБ AGM-86 этот самолет нести не способен, хотя может брать до 24 AGM-158.

Именно в связи с отсутствием в составе вооружения AGM-86 В-1В постепенно был переориентирован на решение тактических задач в локальных войнах и даже исключен Вашингтоном из зачета договоров с Россией по стратегическим наступательным вооружениям (СНВ). Из 100 построенных машин этого типа в строю остаются 46, на хранении – 33.

Последним на данный момент стратегическим бомбардировщиком в составе ВВС США является В-2 «Спирит», построенный по схеме «летающее крыло» и по технологии «стелс» (принят на вооружение в конце 1980-х). Несмотря на очень большие размеры, самолет обладает весьма низкой эффективной площадью рассеяния (ЭПР). Из-за этого он стал самым дорогостоящим самолетом в истории (более 2 млрд. долл. за единицу). Планировалось закупить 132 таких бомбардировщика, но из-за ненормально высокой цены и по причине окончания холодной войны серия была сокращена в шесть раз – до 21 машины.

Самолеты применялись в ходе агрессии против Югославии в 1999 году (см. «Пиррова победа НАТО», «НВО» от 22.03.19), в обеих иракских войнах и в афганской кампании. Причем, как правило, боевые вылеты осуществлялись с основной авиабазы этих машин Уайтмэн (штат Миссури) с возвращением на тот же аэродром (разумеется, с несколькими дозаправками в воздухе).

Боевой радиус без дозаправки составляет примерно 5,3 тыс. км, боевая нагрузка – 27 т. Как и В-1В, В-2 не является носителем стратегических КРВБ. Может нести до 16 ядерных, или до 80 обычных бомб, или от 8 до 16 УАБ либо тактических КРВБ. В авиакатастрофе был потерян один В-2 (в 2008 году).

Новый стратегический бомбардировщик В-21 будет создан по той же концепции, что и В-2. В настоящее время именно В-21 является единственным ударным самолетом, создающимся в США.

Совершенно особым явлением стал производившийся в 1980-е годы самолет F-117 (выпущено 64 машины). Как и F-111, он, несмотря на «истребительное» обозначение, был тактическим бомбардировщиком. Это первый в мире самолет, построенный по технологии «стелс», с максимальным снижением заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах. Снижение заметности было достигнуто за счет значительного понижения летных характеристик. Самолет мог нести две ядерные бомбы, или две УАБ, или одну-две ракеты («Мейверик» или противорадиолокационные AGM-88 HARM).

F-117 был впервые применен в ходе интервенции США в Панаму в 1989 году (см. «Самоуправство на заднем дворе», «НВО» от 27.12.19), затем в войнах в Ираке и Югославии. Самолет летал только ночью для поражения наиболее приоритетных целей. Один F-117 был сбит над Югославией в марте 1999 года с помощью зенитного ракетного комплекса (ЗРК) С-125. Формально эти самолеты сняты с вооружения, фактически 49 оставшихся F-117 находятся на хранении на той же авиабазе Тонопа, где они базировались ранее, и могут быть возвращены в строй в случае необходимости (в 2021 году четыре из них на самом деле вернулись в строй).

В настоящее время в ВС США стремительно растет количество БПЛА различного размера и назначения, они способны решать все более широкий круг задач (см. «Американские летчики летать не любят», «НВО» от 26.05.23). Беспилотники не заменят полностью пилотируемую авиацию, но заменителем именно ударной (бомбардировочной и штурмовой) авиации станут в первую очередь. Именно поэтому в США и создается на перспективу только В-21.


Читайте также


Китай становится для арабов тихой гаванью

Китай становится для арабов тихой гаванью

Владимир Скосырев

Из стран Персидского залива деньги текут в КНР

0
1209
У Зеленского появился шанс встретиться с Путиным

У Зеленского появился шанс встретиться с Путиным

Владимир Мухин

Москва не прогнозирует капитуляцию Ирана, даже если все его ядерные объекты будут уничтожены

0
1688
Калифорния стала примером кризиса федерализма

Калифорния стала примером кризиса федерализма

Павел Севостьянов

События в самом богатом штате США – тест на выживание для всей американской политической модели

0
1561
Константин Ремчуков. Китай научился извлекать уран из морской воды вдвое дешевле, чем раньше

Константин Ремчуков. Китай научился извлекать уран из морской воды вдвое дешевле, чем раньше

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 16.06.25

0
2181

Другие новости