Британцы встречают своих военных, вернувшихся домой с триумфом. Фото с сайта www.iwm.org.uk
Острова на юге Атлантики, называемые в Европе Фолклендскими, а в Латинской Америке Мальвинскими, продолжают оставаться латентной горячей точкой. Хотя никто не проявляет желания вести за них новую войну, их статус остается спорным.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС
Острова были открыты дважды: в 1690 году англичанами, которые назвали их Фолклендскими, в 1694 году – французами, назвавшими острова Мальвинскими. Через 70 лет французы основали на островах колонию, а через год продали их Испании. В 1829 году острова официально перешли к освободившейся от испанской колонизации Аргентине. Однако через четыре года англичане силой захватили архипелаг, основываясь на весьма сомнительном в данной ситуации праве первооткрывателя. Аргентина этих действий не признала, но отбить острова силой не могла.
В декабре 1914 года у Фолклендов английская эскадра разгромила немецкую эскадру под командованием адмирала Шпее, после чего об островах снова забыли. В 1966 году ГА ООН призвала Лондон и Буэнос-Айрес урегулировать конфликт мирным путем, но сделано этого не было.
К началу 1982 года аргентинская военная хунта во главе с генералом Леопольдо Гальтиери довела некогда процветающую страну до полной экономической катастрофы и решила спасти себя с помощью «маленькой победоносной войны». 2 апреля аргентинские войска захватили Фолкленды, а также остров Южная Георгия, легко сломив сопротивление маленьких английских гарнизонов (68 морпехов на Фолклендах, 22 – на Южной Георгии).
Гальтиери рассчитывал на имеющееся соглашение с США о взаимной помощи и на то, что Великобритания, которая также испытывала очень серьезные экономические проблемы, воевать не рискнет.
Расчет не оправдался. США, сохранив формальный нейтралитет, фактически поддержали англичан. А британский лидер Маргарет Тэтчер увидела в этой войне шанс для себя. Гальтиери решил преодолеть свои социально-экономические проблемы с помощью войны, но не подумал, что и Тэтчер поведет себя аналогично. Американцы поначалу пытались уладить конфликт между двумя своими союзниками мирным путем, но, как выяснилось, союзников вполне устраивала война.
В ДЕЛО ВСТУПАЕТ ФЛОТ
Спорные острова находились всего в 200 милях от Аргентины и в 11 тыс. – от Великобритании. Это давало аргентинцам заведомое преимущество. Самое главное было в том, что англичане не могли использовать ВВС (самолетам было неоткуда летать). К счастью для них, на вооружении ВВС и морской авиации Великобритании имелись истребители с вертикальным взлетом и посадкой «Харриер». Эти самолеты имели дозвуковую максимальную скорость, небольшую боевую нагрузку и вообще не отличались надежностью. Но «вертикальность» компенсировала все недостатки.
Основой английской морской группировки стали два авианосца – новейший «Инвинсибл» и совсем не новый «Гермес», который строился 36 лет (заложен в 1943-м, окончательно введен в строй в 1979-м)! На них базировались как штатные палубные «Си Харриеры», так и «наземные» «Харриер GR. 3», которые срочно доработали для применения с кораблей и перебросили на авианосцы, когда те уже шли к Фолклендам. Кроме того, во вспомогательные авианосцы переделали 4 контейнеровоза. Всего на их борту находились 28 «морских» и 14 «сухопутных» «Харриеров» и до 80 вертолетов.
В состав английской эскадры также вошли 4 ПЛА (2 типа «Свифтшур», 2 типа «Вэлиант»), 1 ДЭПЛ типа «Оберон», 3 КР («Бристоль», 2 типа «Каунти»; все они часто классифицируются как эсминцы), 5 ЭМ типа «Шеффилд», 10 современных (3 типа «Бродсуорд», 7 типа «Амазон») и 7 старых (2 типа «Ротсей», 5 типа «Линдер») фрегатов, 8 десантных кораблей (2 ДВКД типа «Фирлесс», 6 ТДК «рыцарской серии») и более 70 вспомогательных судов. На их борту было 8,5 тыс. морпехов, 30 легких танков «Скорпион» и другая техника.
Аргентинские ВМС имели в своем составе 4 ДЭПЛ (2 достаточно новые немецкие проекта 209, 2 – старые американские типа «Гуппи»), авианосец «25 мая» (как и «Гермес», был спущен на воду в 1943 году, причем тоже в Великобритании), КР «Генерал Бельграно» (американской постройки конца 30-х), 2 ЭМ английской постройки типа «Шеффилд» (проданы Аргентине за год до войны), 4 крайне устаревших американских ЭМ времен Второй мировой (1 типа «Гиринг», 3 типа «Саммнер»), 3 достаточно современных французских ФР типа «Драммонд» (иногда классифицируются как корветы), 2 ракетных КА и десантный транспорт. Имелось еще 7 «корветов», которые являлись бывшими американскими тральщиками времен Второй мировой, считать их боевыми единицами было невозможно из-за практически нулевого боевого потенциала.
Аргентинские ВВС были достаточно мощными, хотя и устаревшими. В них имелись 21 истребитель «Мираж-3», 26 их израильских аналогов «Даггер», 75 американских штурмовиков А-4 «Скайхок» (еще 14 «Скайхоков» – на авианосце), 6 новейших французских бомбардировщиков «Супер Этандар», до 60 легких штурмовиков собственного производства «Пукара», а также 10 старых английских бомбардировщиков «Канберра» Мк62, использовавшихся в качестве разведчиков. Непосредственно на Фолклендах базировалось 24 «Пукары» (с материка они не могли бы достать до островов и вернуться обратно), 9 учебно-боевых самолетов (итальянских МВ339А и американских Т-34С) и более 20 вертолетов. Наземную ПВО островов осуществляли 4 ЗРК малой дальности (3 английских «Тайгеркэт», 1 французский «Роланд»), несколько английских ПЗРК «Блоупайп», 12 швейцарских 35-мм пушек «Эрликон». Гарнизон островов насчитывал 11 тыс. человек из состава сухопутных войск (СВ) и морской пехоты (МП), 17 французских легких танков АМХ-13, 77 БТР, до 70 орудий и минометов.
ВОЙНА
25 апреля англичане освободили Южную Георгию. В ходе этой операции английские вертолеты повредили аргентинскую ПЛ «Санта Фе» (типа «Гуппи»), которая выбросилась на берег и там была взорвана. У англичан разбилось из-за плохой погоды 2 вертолета «Уэссекс», но потерь в людях не было. Аргентинцы потеряли 3 человек убитыми и 102 пленными.
30 апреля и 1 мая «Харриеры» с авианосцев и стратегические бомбардировщики «Вулкан» с базы на острове Вознесения в центре Атлантики начали бомбить аэродром в Порт-Стэнли (столица архипелага), уничтожив 5 штурмовиков «Пукара». В ответ аргентинские ВВС попытались нанести удар по английским кораблям, но без успеха, при этом «Харриеры» сбили «Канберру», «Даггер» и «Мираж». В первом же воздушном бою проявились все основные тенденции, действовавшие на протяжении всей войны. Не только «Миражи» и «Даггеры», но даже «Скайхоки» имели более высокую максимальную скорость, чем «Харриеры». Поэтому аргентинцам надо было на максимальной скорости уходить от них для решения главной задачи – ударов по кораблям, а затем по наземным целям. Но аргентинские самолеты, увешанные бомбами и ракетами, ввязывались в бои с «Харриерами». В этих боях они тратили массу топлива и, даже уцелев, иногда на обратном пути просто падали в океан с пустыми баками. Но уцелели далеко не все, поскольку «Харриеры» благодаря своей «вертикальности» на голову превосходили аргентинцев в маневренности, что и обеспечивало им успех в бою. Из-за той же «вертикальности» проблем с топливом у англичан тоже не было, поскольку «Харриеры» могли летать не только с авианосцев и контейнеровозов, но и с вертолетных площадок эсминцев и фрегатов. Все эти факторы в конечном счете полностью нивелировали аргентинское численное превосходство в боевых самолетах.
2 мая английская ПЛА «Конкеррор» потопила КР «Генерал Бельграно» (погибло 368 моряков), что сразу полностью парализовало аргентинский флот. Единственным его кораблем, продолжавшим воевать еще около двух недель, оказалась ПЛ «Сан Луис» вполне современного на тот момент немецкого проекта 209/1200 с новейшими немецкими торпедами SST-4. В первой половине мая она трижды выходила в атаку на английские корабли, в каждой выпускала торпеды, но успехов не добилась. Впрочем, и англичане ее уничтожить не смогли, хоть в рамках НАТО их ВМС специализировались именно на противолодочной борьбе.
В ночь на 3 мая английские вертолеты потопили аргентинский «корвет» (из бывших американских тральщиков). Больше ни один аргентинский боевой корабль в море не выходил, но в мае были потоплены англичанами два транспортных судна, пытавшихся доставить грузы осажденному гарнизону Фолклендов, и один патрульный КА.
Впрочем, уже 4 мая аргентинцы взяли реванш. Два «Супер Этандара» с французскими же ПКР «Экзосет» (по одной на самолете) атаковали ЭМ «Шеффилд» и ФР «Плимут». Фрегат вовремя обнаружил ракету и поставил помехи. «Шеффилду» повезло меньше – в него ракета попала. Ее боевая часть не сработала, но ракетное топливо вызвало сильнейший пожар. С корабля эвакуировали команду (20 человек, впрочем, погибло) и начали буксировать в Англию, но 10 мая в штормовую погоду он затонул.
Далее на протяжении трех недель аргентинская авиация атаковала английские корабли, используя для этого старые американские бомбы (значительная их часть, даже попадая в корабли, не взрывалась). Аргентинцы несли значительные потери от «Харриеров» и ЗРК, кроме того, им не хватало топлива из-за того, что летать приходилось на предельный боевой радиус. Попытки использовать заправщики КС-130 на базе транспортных «Геркулесов» закончились после того, как один из них пал жертвой «Харриера». После этого аргентинцы стали использовать часть боевых самолетов в качестве заправщиков для других боевых самолетов, что приводило к нехватке сил для ударов по английским кораблям.
В ночь на 21 мая англичане начали высадку десанта в бухте Сан-Карлос на Восточном Фолкленде (на этом острове находились Порт-Стэнли и практически весь аргентинский гарнизон). Уже через сутки на берег было высажено более 5 тыс. морпехов. Аргентинцы бросили почти все свои ВВС для разгрома десанта. 21 мая им удалось потопить ФР «Ардент» (типа «Амазон»), 23 мая – однотипный ФР «Антилопа», 25 мая – ЭМ «Ковентри» (типа «Шеффилд») и контейнеровоз (вспомогательный авианосец) «Атлантик Конвейер». Контейнеровоз был потоплен двумя «Экзосетами», остальные корабли – обычными бомбами. Многие английские корабли были повреждены. Вместе с контейнеровозом на дно ушли 13 вертолетов, в том числе 3 особо ценных тяжелых транспортных «Чинука», а также 7 «Уэссексов» и 3 «Линкса».
Тем не менее на суше англичане вели успешное наступление на аргентинские позиции. 28 мая они захватили Порт-Дарвин и Гус-Грин и к 1 июня блокировали Порт-Стэнли. 8 июня аргентинские «Скайхоки» потопили английский ТДК «Сэр Галлахэд» и тяжело повредили однотипный «Сэр Тристрам». 12 мая аргентинцы использовали пятый «Экзосет», попав в КР «Глэморган» (типа «Каунти»), но на этот раз повреждения корабля оказались незначительными.
Бои на суше около Порт-Стэнли 11–14 июня носили весьма ожесточенный характер. Солдаты и офицеры с обеих сторон демонстрировали мужество и героизм (качества, которые к настоящему времени в западных армиях изжиты полностью и без остатка). Однако положение аргентинского гарнизона из-за абсолютной изоляции от материка становилось безнадежным. 14 июня он капитулировал. Западный Фолкленд англичане уже заняли без боя. На этом война закончилась.
ПОТЕРИ И ПОСЛЕДСТВИЯ
Британские ВМС потеряли 2 ЭМ типа «Шеффилд», 2 ФР типа «Амазон», «рыцарский» ТДК и контейнеровоз, ВМС Аргентины – КР, ДЭПЛ, «корвет» (все эти три корабля – времен Второй мировой), патрульный КА и 2 транспорта.
Англичане потеряли 6 «Си Харриеров» (2 от наземной ПВО, 4 в авариях) и 4 «Харриера GR.3» (3 от ПВО, 1 от аварии). Один «Харриер» был сбит французским ЗРК «Роланд», один (ирония судьбы) – английским ПЗРК «Блоупайп», три – зенитной артиллерией. 13 вертолетов потеряны вместе с контейнеровозом «Атлантик Конвейер». 3 вертолета «Газель» были сбиты аргентинской наземной ПВО, 1 вертолет «Скаут» – штурмовиком «Пукара» (единственная воздушная победа аргентинцев в войне). Еще 7 вертолетов (5 «Си Кингов» и 2 «Уэссекса») потеряны в авариях.
При этом, по английским данным, «Харриеры» сбили «Канберру», «Мираж», 9 «Даггеров», 7 «Скайхоков», «Пукару» и КС-130 и уничтожили на земле «Пукару» и 7 вертолетов (1 СН-47 «Чинук», 4 SA330 «Пума», 2 АВ-205). Корабельные ЗРК англичан сбили (по английским же данным) 21 аргентинский самолет (ЗРК «Си Вулф» – 5, ЗРК «Си Дарт» и «Си Кэт» – по 8). Кроме того, уже после высадки десанта его наземная ПВО сбила еще 31 самолет и вертолет (ЗРК «Рапира» – 14, ПЗРК «Блоупайп» – 9, ПЗРК «Стингер» – 1, зенитная артиллерия – 7).
Потери аргентинской авиации по типам примерно следующие – 2 «Канберры Мк62», от 22 до 45 А-4, 11 «Даггеров» и 2 «Миража-3», 24 «Пукары», 2 МВ339А, 4 Т-34С, 2 транспортных «Скайвэн», 1 разведчик «Лирджет-35А», 1 КС-130Е, от 10 до 18 вертолетов.
Была потеряна вся вышеописанная сухопутная техника Аргентины, находившаяся на Фолклендах (уничтожена или захвачена), о потерях техники британской МП данных нет.
Великобритания потеряла убитыми 256 человек (СВ – 122, МП – 26, ВМС – 103, ВВС – 1), Аргентина – 746 (СВ – 261, МП – 37, ВМС – 393, ВВС – 55). Впрочем, приводятся и другие данные о потерях, но они не сильно отличаются от этих.
Нельзя сказать, что аргентинцы воевали плохо, но англичане полностью переиграли их как технически, так и тактически.
Сегодня все ВМС Великобритании меньше, чем в 1982 году были только те силы, что отправились к Фолклендам (а это было лишь около половины тогдашних британских ВМС). На данный момент у англичан пока еще нет ни боеготовых авианосцев, ни палубной авиации. Но аргентинский реванш им не грозит – Аргентина слишком слаба.
В марте 2013 года британцы провели на Фолклендах референдум об их статусе. Как несложно догадаться, он не соответствовал аргентинскому законодательству и не был признан Буэнос-Айресом. Но Лондон это не волновало, он считал, что мнения самих жителей островов в данном случае вполне достаточно. При явке 92% за сохранение островов под британской короной проголосовали 99,8% участников референдума (против было подано три голоса, еще два бюллетеня оказались недействительными). И это был вполне реальный результат. Однако ровно через год Британия стала одним из самых ярых обличителей крымского референдума и его ничуть не менее реального результата.
комментарии(0)