В ПОСЛЕДНЕЕ время появилось много публикаций по состоянию и развитию отечественной бронетехники, в которых отражены различные точки зрения авторов ("НВО" # 13, 2001 г., # 18, 2002 г., # 3, 2003 г. и др.). Но всех их объединяет озабоченность будущим отечественного танкостроения и бронетанковых войск. По данным Главного автобронетанкового управления МО РФ, только 20% танков из 20 000 единиц бронетехники ВС РФ соответствует современным требованиям ("НВО" # 35, 2001 г.). Эти данные настораживают и порождают массу вопросов. По каким причинам возникла такая ситуация? Что представляют, по мнению ГАБТУ, современные требования? Насколько боеспособен танковый парк России? Все ли делается для выхода из создавшегося танкового кризиса?
В свое время при формировании тактико-технических требований (ТТТ) на создание современных образцов бронетехники основное внимание уделялось повышению боевых характеристик - огневой мощи, защите и подвижности, недостаточная проработка которых сопровождалась отсутствием должного внимания вопросам надежности, а также уровню технического обслуживания и взаимодействию экипажа с машиной.
БЕЗНАДЕЖНОСТЬ
Изучение надежности связано со случайными появлениями нежелательных событий или отказов во время работы технической системы. Надежность системы представляет собой вероятность того, что при работе в заданных условиях она будет удовлетворительно выполнять требуемые функции в течение установленного промежутка времени.
О надежности отечественной бронетехники свидетельствуют результаты следующего известного эксперимента. На базах хранения отобрали три группы танков, различающихся сроками хранения, наработка по пробегу которых находилась в пределах гарантийного срока. Все они считались боеспособными. Однако после прохождения 50-300 км все машины вышли из строя и требовали среднего или капитального ремонта. Этот факт свидетельствует о низкой надежности наших машин. Такой результат был вполне предсказуем, так как вопросам надежности в советском танкостроении не уделялось достаточно внимания.
В ТТТ на разработку танков отсутствовал как комплексный показатель надежности всей машины, так и показатели надежности, характеризующие основные системы и агрегаты бронемашины. Используемые при этом такие старомодные параметры, как гарантийная наработка машины (в километрах) и двигателя (в часах), по существу, не являются параметрами надежности танка, с помощью которых заказчик осуществлял лишь штрафные санкции.
В связи с возрастающей сложностью бронетанковой техники пора установить требования по надежности и создать механизм по реализации этих требований в серийном производстве.
ПРОБЛЕМЫ
Проблемы обслуживания бронетанковой техники у нас во многом напоминают проблемы в жилищно-коммунальном хозяйстве: общая запущенность технических коммуникаций, отсутствие финансирования и профессиональных кадров.
Известно, что боевая эффективность бронетехники обеспечивается не только боевыми характеристиками, но и боевой и технической подготовкой экипажа и системами технического обслуживания и обеспечения. Рассмотрим в этом плане танки Т-90 и М-1А2. Экипаж нашего танка состоит из трех выпускников средней школы, которые служат в армии два года. Экипаж американского М-1А2 состоит из четырех профессиональных контрактников. Состав подразделений технического обслуживания (ТО) бронетехники у нас формируется также из вчерашних школьников. В США личный состав ТО подбирается из специалистов, имеющих соответствующую подготовку и опыт работы. Например, техник по боевому отделению и техник по ходовой части получают первый разряд после годичного курса в учебном центре. Второй разряд можно получить только после двух лет работы в войсках, третий - после семи лет работы, а четвертый (мастер) и пятый (старший мастер) разряды присваиваются после переподготовки в учебном центре. И еще - у нас в танковом батальоне на четыре танка приходился один солдат технической службы, в армии США на два танка приходится три профессиональных специалиста. Другими словами, какими параметрами ни обладали бы наши машины, их судьба предрешена плохим ТО.
ИЗРАИЛЬСКИЙ СНАРЯД ПРОТИВ Т-80
В войне США против Ирака предполагается использовать танки М-1А2. На вооружении иракской армии имеются танки Т-72, Т-62, Т-55 советского производства, которые значительно уступают по боевым характеристикам американским бронемашинам. Иракские танки будут эффективно поражаться боеприпасами американских бронемашин даже при попадании в лобовые зоны. Другими словами, иракские Т-72, Т-62, Т-55 будут гореть, как спички. По этому поводу возникает вопрос: а что будет в подобной ситуации с российскими машинами Т-80 и Т-90? В свое время упорно декларировалось, что лобовые детали этих машин, выполненные из многослойной брони, не пробиваются снарядами самой массовой 105-мм пушки. Однако важное событие последнего времени опровергает это положение.
Хорошо известен случай появления в 1982 г. на Кубинке израильского танка М-48А5 американского производства, оснащенного динамической защитой (ДЗ), которая предназначалась для борьбы с кумулятивными боеприпасами. Если разборке ДЗ в СМИ уделено большое внимание, то еще одно очень важное обстоятельство скрывалось более 20 лет. Суть его в том, что в этом танке оказался частично использованный боезапас, который содержал противотанковые бронебойные подкалиберные снаряды (БПС) М111. Эти снаряды были испытаны по лобовой броне корпуса и башни танка Т-80. Результаты испытаний оказались ошеломляющими - многослойная броня была пробита 105-мм израильским снарядом с внушительным заброневым действием.
В настоящее время на зарубежных танках М-1А2, "Леопард-2" и др. установлена не 105-мм, а 120-мм пушка, боеприпасы которой способны поражать российские танки Т-80 и Т-90 при попадании в наиболее защищенные лобовые зоны. В то же время 125-мм боеприпасы отечественных танков не способны преодолевать лобовую защиту американских и немецких танков ("НВО" # 36, 2000 г., # 8, 2001 г.).
Со дня установления факта о слабой защите танка Т-80 прошло более 20 лет, а развитие нашего танкостроения следует по древней методологии. Попытка преодоления отставания в защите отечественных танков с помощью включения в боекомплект ПТУР "Инвар", "Зенит", запускаемых из ствола на дальность 4 км, не увенчалась успехом. Эти ПТУР с тандемными БЧ плохо преодолевают ДЗ и имеют недостаточную бронепробиваемость ("НВО" # 24, 2002 г.).
В чем же организационные причины недопустимо слабой защиты наших танков? Во-первых, у главных конструкторов не хватило кругозора, смелости оторваться от привычных подходов и схем в формировании облика новых бронемашин. Отсталую методологию при создании новых образцов бронетехники поддерживали отдел оборонной промышленности ЦК КПСС, комиссия президиума Совета министров СССР по военно-промышленным вопросам и Министерство обороны, всегда страдающее консервативными взглядами. И, наконец, во-вторых, погоня за различного рода регалиями (должности, звания и награды) играла определяющую роль в сделке с собственной совестью у многих должностных лиц.
К НОВОМУ ТАНКУ
Пора наконец разобраться с обширной номенклатурой отечественного танкового парка, определиться с количеством танков, необходимых России. И решить, что даст модернизация Т-72, Т-80.
Практика свидетельствует, что по прошествии 10 лет после изготовления (или капитального ремонта) танк становится небоеспособным. Проведение модернизации бронемашин Т-72, Т-80 с целью продления жизненного цикла нецелесообразно по следующей причине. Опыт танкостроения и эксплуатации бронетехники свидетельствует, что жизненный цикл этих машин составляет тридцать лет с некоторыми отклонениями (╠5 лет). Поэтому ставка на модернизацию уже устаревшей техники не может считаться правильным решением, которое ведет к перенасыщению армии старыми образцами.
Без решительных комплексных мер по созданию перспективных машин и повышения уровня подготовки экипажей, а также формирования новой системы ТО наши бронетанковые войска никогда не будут отвечать современным и перспективным требованиям.
Наши военные начальники считают, что боевые качества танков Т-80У и Т-90 не только не уступают, но и по некоторым параметрам превосходят зарубежные аналоги. При этом они как-то скромничают назвать эти превосходящие параметры. Вместе с тем боевые характеристики танков Т-80У, Т-90 ("НВО" # 37, 1999 г., # 24, 2002 г.) значительно уступают зарубежным бронемашинам, что свидетельствует о необходимости создания нового танка.