0
2528
Газета Вооружения Интернет-версия

18.07.2003 00:00:00

Кризис боеприпасов

Михаил Растопшин

Об авторе: Михаил Михайлович Растопшин - кандидат технических наук.

Тэги: вс, оружие, боеприпасы, кризис


США В ВОЙНЕ с Ираком продемонстрировали высокую эффективность управляемых образцов вооружений в обычном снаряжении. В связи с этим перед Агентством по боеприпасам, промышленность которого должна производить боевые средства для ВВС, ВМФ и Сухопутных войск (СВ), возникают важнейшие вопросы. Существует ли на предприятиях агентства служба оценки эффективности перспективных боеприпасов, базирующаяся на знании характеристик уязвимости объектов поражения в условиях новых форм борьбы? Способны ли "ассоциации" агентства создавать высокоточные боеприпасы в условиях отсутствия высококвалифицированных специалистов? Каким образом решаются вопросы обновления технологического оборудования отрасли, когда вся станкостроительная и станкоинструментальная промышленность Советского Союза рухнула?

Трехлетнее функционирование агентства обязывает не только ответить на эти вопросы, но и оценить практические результаты своей деятельности.

Исторически сложилось так, что предприятия, имеющие отношение к созданию и производству боеприпасов, подчинялись и периодически переподчинялись разным наркоматам и министерствам. Но к 1970 г. они оказались в ведении Миноборонпрома. Принимая во внимание специфику создания боеприпасов и связанную с их отработкой опасностью, было принято решение выделить эти предприятия в отдельную отрасль, руководство которой поручалось новому Министерству машиностроения (ММ).

Отрасль боеприпасов и спецхимии начиная с 70-х гг. была самой отстающей по научному и производственно-технологическому потенциалу среди 9 оборонных министерств. Еще в те годы наметились серьезные отставания по технологии производства и эффективности боеприпасов. Поэтому кризис, переживаемый отраслью, имеет глубокий и затяжной характер.

В наше время все важные государственные проблемы "решаются" с помощью доктрин, концепций, программ, имеющих сроки исполнения, которые гарантируют их авторам долгую безбедную жизнь и безнаказанность. Это модное бумаготворческое течение не обошло Агентство по боеприпасам - появилась концепция, закрепляющая старые принципы организационной структуры промышленности в интересах бездеятельных и бездарных чиновников. В основу концепции заложен лейтмотив известного произведения "все хорошо прекрасная маркиза" - чиновники обещают, что основные задачи будут выполнены. В действительности все обстоит иначе. Несмотря на выделенные в соответствии с Госпрограммой вооружения финансовые средства Минобороны не может разместить заказы по производству старых штатных боеприпасов.

ПРЕЛЮДИЯ КРИЗИСА

Известная пословица гласит, что рыба гниет с головы. Поэтому зарождение кризиса целесообразнее проследить на примере головного института отрасли.

По неписаным правилам при каждом министерстве в качестве штаба по руководству отраслевой наукой и координации ОКР создавался Центральный научно-исследовательский институт. Подобную задачу ММ решило просто - возвело НИИ-6 в ранг ЦНИИ химии и механики (ЦНИИХМ). НИИ-6 ранее занимался взрывчатыми веществами, твердым топливом и не располагал нужными специалистами. Поэтому была проведена кампания по обеспечению кадрами со стороны. Численность сотрудников росла как на дрожжах и быстро перевалила за 5000 человек. Для устройства на приличную должность в институт достаточно было звонка из министерства - результате на 1000 работающих приходилось еще 4000 числящихся при деле. Количество вспомогательных служб превысило все мыслимые пределы (отдел научно-технической документации, отдел научно-технической информации, оранжерея и т.д.). Даже для продвижения директора в члены-корреспонденты был создан специальный отдел.ЦНИИХМ никогда не пользовался авторитетом у предприятий отрасли, поскольку директора, возглавлявшие его, не смогли навести порядок у себя, а тем более обосновать и диктовать перспективные направления развития боеприпасов. Поэтому за время своего функционирования институт так и не стал отраслевым научным штабом. Отрицательные закономерности ЦНИИХМ были характерны для большинства "боеприпасных" организаций.

ОБВАЛ

Вместе с развалом страны пришел в упадок и ее оборонный потенциал.

За период 1991-2001 гг. в отрасли боеприпасов в производство не ушел ни один новый образец. Наметилось серьезное отставание отечественных боеприпасов по уровню тактико-технических характеристик от зарубежных аналогов. Утрачиваются существовавшие ранее приоритеты в области порохов, смесевых ракетных топлив и технологий их производства.

Особую тревогу вызывает состояние основных производственных фондов предприятий: более 80% технологического оборудования имеет возраст свыше 20 лет, физический износ оборудования составляет 76%. Из-за отсутствия государственных инвестиций и собственных средств у предприятий в последние годы происходит разрушение основных производственных фондов.

Численность работающих в отрасли (по сравнению с 1991 г.) сократилась в 3 раза. Потеряна самая работоспособная и перспективная часть инженерно-технических и рабочих кадров. Средний возраст научных кадров - старше 55 лет. А главное - высококвалифицированные специалисты на предприятиях отрасли практически отсутствуют.

На фоне этих обвальных явлений агентство оставляет дряхлую организационную структуру промышленности боеприпасов (см. схему).

ТАКИЕ РЕФОРМЫ НЕ НУЖНЫ

Концепция развития не разрабатывалась на базе серьезных технических и экономических проработок применительно к созданию перспективных образцов вооружений. Поэтому все остается на прежних местах и в прежнем состоянии.

Предприятие "Машиностроитель" за последние годы существования не смогло создать ряд современных артиллерийских выстрелов ("НВО" # 1, 2003 г.). Кумулятивные снаряды этой фирмы не преодолевают динамическую защиту (ДЗ) встроенного типа, а бронебойные подкалиберные снаряды (БПС) малоэффективны при поражении танков М1А2 и "Леопард-2" ("НВО" # 36, 2000 г., # 8, 2001 г.). Предприятию не удалось создать самонаводящиеся артснаряды (типа ADC, BOSS, Ephram, Art-Strix) с реализацией принципа "выстрелил-забыл" ("НВО" # 10, 2000 г.) и снаряды с самоприцеливающимися боевыми элементами (типа Sadarm, Skeet, ACED, BONUS, SMART) для поражения бронетехники, пусковых установок и других целей. Продолжается ставка на старые осколочно-фугасные снаряды, которые давно пора заменить осколочно-пучковыми, что позволит создавать поля поражения большой глубины.

Предприятие "Базальт" продолжает осуществлять старую политику, ориентированную на создание малоэффективного неуправляемого оружия. Тандемные гранатометные выстрелы имеют невысокую вероятность преодоления динамической защиты зарубежных танков ("НВО" # 37, 2001 г.). Бомбардировочные средства поражения требуют захода самолетов в зону ПВО противника, а это заканчивается известно чем. "Базальт" сегодня ничего не может предложить в плане установки приемника навигационной информации и управляющих поверхностей на штатные неуправляемые авиабомбы с целью достижения параметров образца JDAM ("НВО" # 29, 2000 г.). Еще в начале 70-х гг. на главном полигоне ВВС была продемонстрирована неэффективность разовых бомбовых кассет с противотанковыми элементами. Из нескольких десятков тысяч сброшенных противотанковых кассетных элементов на колонну бронетехники было только 11 попаданий. Поэтому удивляет позиция руководства предприятия, не проявляющего инициативы в создании самонаводящихся боеприпасов, например, выстрелов к 82-мм, 120-мм минометам. Создание самонаводящихся мин (типа Strix, Merlin, Griffin) для поражения бронемашин значительно расширяет боевые возможности этого оружия.

Одновременно предприятия "Машиностроитель" и "Базальт" соучаствуют с организациями РАВ в создании ПТУР с тандемными БЧ, плохо преодолевающими ДЗ ("НВО" # 31, 1999 г.).

Предприятие "Инжмортех", отвечающее за инженерные боеприпасы, всегда отличалось низким качеством конструкторских проработок и невысокими параметрами создаваемых боеприпасов.

В практике производства боеприпасов известно использование большой номенклатуры взрывчатых веществ. Предприятиям "Кристалл" и КНИИМ давно пора сократить эту номенклатуру, что упростит и удешевит производство боеприпасов, особенно в военное время. На вооружение должны приниматься боеприпасы с соответствующей методикой их утилизации. В этом направлении работа КНИИМ весьма незначительна.

Предприятия агентства традиционно создавали боевые части к управляемому оружию (ЗУР, ПКР, ракеты "воздух-воздух", "воздух-поверхность"). В связи с отсутствием условий для кадрового обновления и резким сокращением высококвалифицированных специалистов возникают серьезные опасения по снижению качества упомянутых вооружений.

Бездеятельность агентства характеризуется утратой более 100 технологий производства боеприпасов. Ярким примером такого положения является то, что предприятия не могут сегодня возобновить производство 30-мм снарядов (с ВНЖ) и БПС 3БМ42 "Манго", которые нужны Минобороны, а также многим зарубежным заказчикам. Таким образом, все свидетельствует об отсутствии у агентства политики и механизмов вывода отрасли из кризиса.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

Предприятие "Машиностроитель" по разработке и производству артвыстрелов пора объединить с предприятием "Прибор", занимающимся разработкой и производством малокалиберных выстрелов. Они используют одни и те же методы проектирования и отработки артиллерийских снарядов, отличающихся только калибром. Что даст объединение? В действующих условиях на 50% сократится администрация и вспомогательные службы. Одновременно полученные финансовые средства от реализации лишних зданий и помещений агентство может использовать для разрешения наиболее важных задач.

Давно пора пересмотреть методологию специализации боеприпасных НИИ и КБ. Такое направление совершенствования структуры позволит при меньших затратах более качественно решать вопросы создания и производства боеприпасов. Сколько можно терпеть, что для разных калибров артснарядов требуется свое НИИ и КБ?

В условиях сократившейся численности коллективов НИИ и КБ в 3-5 раз более радикальным шагом было бы объединение предприятий "Машиностроитель", "Прибор", "Базальт", "Инжмортех", "Промпроект", "Темп", ЦНИИНТИКПК с размещением на базе ЦНИИХМ и прилегающих к нему территориях бывших организаций ММ. Во-первых, такое объединение резко сократит административный аппарат и вспомогательные службы с освобождением большого количества зданий для более полезного их использования. Во-вторых, позволит директору новой ассоциации заняться вопросами создания боеприпасов, а не отвлекаться на получение доходов за сдачу свободных помещений.

В агентстве странно решаются кадровые вопросы. Неизвестно, по каким причинам руководством агентства директором федерального государственного унитарного предприятия "ЦНИИ химии и механики" назначен господин, который никогда не имел никакого отношения к боеприпасам и к этой отрасли.

Кризис промышленности боеприпасов в сочетании с политикой, ориентированной на создание малоэффективных неуправляемых боеприпасов способствует тому, что ВВС, ВМФ и СВ в скором времени останутся без современного и перспективного оружия. Вопросов накопилось много, и они до сих пор остаются неразрешенными.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
615
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1027
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
749
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
396

Другие новости