Два самых дорогих полотна немецкой Galerie Thomas: 'Портрет Елены Незнакомовой' и 'Натюрморт с кувшином и яблоками' А.Явленского.
Фото автора
Когда в середине 60-х годов прошлого века владельцы галерей, до этого практически монопольно державшие мировой художественный рынок под своим контролем, ощутили угрозу своим позициям со стороны глобализирующейся активности аукционных домов, то и они с уровня национального перешли на уровень глобальный, мировой. Механизм для такого перехода выдумывать не было необходимости. Как на национальном, так и на мировом уровне он успешно работал на протяжении многих веков – это были ярмарки, на которых продавалось все, что производилось на данный момент. Все, за исключением произведений искусства. Хотя были и исключения.
Наиболее известными являлись две ярмарки. Гросвеноровская ярмарка антиквариата в Лондоне, существующая с начала 1930-х годов, и Парижская биеннале антикваров – с середины 1950-х. Однако они остаются по преимуществу ярмарками национальными, а не всемирными.
Идея продавать на ярмарках только современное искусство, возникшая и реализованная во второй половине 60-х годов кельнскими галеристами (1968), спустя всего один год была подхвачена в Базеле, где в 1969 году прошла первая художественная ярмарка современного (modern) искусства, под которым подразумевалось преимущественно искусство первой половины XX века.
Однако со временем к «классическому модерну» дирекция ярмарки добавила и современное (contemporary) искусство, что позволило Базельской ярмарке не только расширить предложение, но и состав участников-галерей. Поэтому на стендах в июне 2005 года (числом 275, отобранных среди 850 кандидатов) на протяжении семи дней были представлены работы почти всех художников XX и XXI веков, как уже вошедших в историю искусства (таковые предлагались на элитном первом этаже), так и тех, которые со временем, возможно, обретут «исторический» статус – на втором этаже.
Сразу же заметим, что на втором этаже, отданном современному искусству, которое представлялось на стендах около 200 галерей, русское было представлено более чем скромно – в основном у московской галереи XL, впервые принимавшей участие в самой престижной мировой ярмарке классического модерна и современного искусства. Произошло это в значительной степени благодаря политике директора Базельской ярмарки Самуэля Келлера и Комитета ярмарки, которые хотели «открыть дверь» не специально для XL, а вообще для России. Будучи единственным кандидатом из России, подававшим заявку на участие во второй раз, галерея «безразмерного» искусства на этот раз была принята в члены самого элитного в мире базара современного искусства под названием «Art Basel 36». Во сколько обошелся «входной» билет, то есть оплата стенда, присутствовавшие на нем сотрудники, сославшись на «коммерческую» тайну, ответить отказались. Возможно, для этого у них были свои резоны. Организаторы ярмарки из цен за свои услуги секрета не делают: 286 евро за квадратный метр стенда. Зато дети перестройки и гласности, галеристы из России, в отличие от всех остальных участников ярмарки, под каждым из восьми выставленных на продажу произведений указали и цену – от 3,5 до 36 тыс. евро за самый дорогой экспонат.
Гораздо больше русской живописи, преимущественно русского авангарда, было выставлено на первом этаже, зарезервированном в основном для элиты мирового художественного бизнеса, из года в год на протяжении многих лет участвующей в Базельской ярмарке. Наиболее полно был представлен русский авангард на стенде Galerie Gmurzynska – GG (Кельн, Цуг и Санкт-Мориц), принимающей участие в ярмарке с момента ее основания, то есть в 36-й раз. Графика Казимира Малевича и Николая Суэтина, подвесная конструкция Александра Родченко, картины Хайма Сутина и Марка Шагала, коллажи Анатолия Брусиловского. Гвоздем экспозиции стенда явилась серия из шести, размером 9х13 см, фотографий Эйфелевой башни («Series of the Eiffel Tower»), сделанных Эль Лисицким в 1928 году. Это были самые маленькие по размеру из всех фотографий, обильно представленных как на первом, так и на втором этажах. Однако немного нашлось бы на ярмарке фотографий, которые стоили бы 300 тыс. долл. Рисунки Суэтина и Малевича, размером чуть больше упомянутых выше фотографий, стоили от 80 до 100 тыс. долл. Если сравнить цены на классический русский авангард у GG и на современное русское искусство у XL, то можно увидеть разницу между первым и вторым этажами ярмарочной экспозиции: один рисунок карандашом Суэтина (80 тыс. долл.) стоил почти столько же, сколько вся экспозиция московской галереи!
Некоторые из этих работ были проданы. Например, «Hanging Spatial Construction no. 11 (Square in Square), edition no. 8 (0/7–7/7), 1920–1921/1993» Александра Родченко, которая была приобретена еще до официального открытия ярмарки. Как можно было видеть выше, цены у Галереи Гмуржинской давались в долларах, а не в евро. Объяснение этому заключается в том, что Базельская ярмарка начиная с 2002 года проходит не только в Швейцарии, но и в Америке, где, как известно, и живут самые состоятельные коллекционеры и находятся самые богатые музеи, являющиеся основными покупателями современного искусства в его самых лучших проявлениях. Поэтому, чтобы не лишать их возможности пополнять свои коллекции на протяжении всего года, руководство Базельской ярмарки решило проводить в декабре в Майами американское «издание» швейцарского варианта. И чтобы не утруждать своих американских коллекционеров излишними подсчетами и пересчетами, цены везде – и в Европе и в Америке – у Кристины Гмуржинской и Матиаса Расторфера, директоров галереи, даются в долларах. К тому же курс его по отношению к евро оставляет желать лучшего.
Психологически все рассчитано верно: американский покупатель знает, что в Европе он будет платить так же, как и у себя дома – в долларах. Стратегия, как показали результаты ярмарки, выбрана была правильно. Матиас Расторфер по завершению трудовой недели подвел итог: «Art Basel – это место встречи, имеющее абсолютное значение для мировой художественной сцены. Высокое качество традиционно представляемых на ней работ классиков XX века в этот раз было даже на ступеньку выше, чем ранее. Мы продали американским и европейским коллекционерам работ более чем на два миллиона евро».
С текущего года, как сказала Кристина Гмуржинска, галерея впервые будет участвовать в Международном салоне изящных искусств («Moscow World Fine Art Fair»), который будет проходить в Манеже с 20 по 26 сентября. Зная непростую историю «бытования» русского авангарда на мировом рынке, в особенности с конца 80-х годов, нельзя было не задать вопроса в связи с предстоящим российским дебютом GG, о качестве современного предложения произведений русского авангарда на мировом рынке вообще и в GG в частности. Расторфер признал, что проблема существует и сегодня, что отрицательно сказывается как на отношении коллекционеров к русскому авангарду, так и на самом рынке его произведений. Что же касается GG, специализирующейся на русском авангарде с 1965 года, то накопленный на протяжении десятилетий личный опыт «общения» с русским авангардом, помноженный на тесное сотрудничество галереи с наиболее авторитетными специалистами всего мира в этой области, в том числе и из России, привлекаемых для проведения соответствующей экспертизы, равно как и документированный провенанс произведений, позволяют галерее успешно избегать подводных рифов торговли таким непростым, но захватывающим материалом, как русский авангард.
Так же как и Galerie Gmurzynska, свой 40-летний юбилей в этом году отмечает (точнее, завершает свою юбилейную программу, ибо была создана в 1964 году) мюнхенская галерея Galerie Thomas, специализирующаяся на классическом модерне, коллекция которого и была представлена на ее базельском стенде, в том числе и несколько работ русских художников. Среди этих работ особо выделялись четыре картины А.Явленского, прожившего в Мюнхене почти 20 лет. Наиболее интересным являлся портрет Елены Незнакомовой (бывшей домработницы Марианны Веревкиной и возлюбленной А.Явленского, которая в 1903 году родила ему сына Андрея), ставшей в 1923 году официальной женой художника. Написанный в Мюнхене в 1913 году редкий портрет (картон/масло; 54х50) и оценивался соответственно – в 2,85 млн. евро! Он был самым дорогим полотном из представленных на стенде галереи. Чуть меньше стоил «Натюрморт с кувшином и яблоками» (к/м; 59х68; 1908) – 1,7 млн. евро. По сравнению с этими шедеврами две небольшие «вариации» позднего периода стоили совсем «недорого» – 225 и 265 тыс. евро. Приблизительно столько же стоил и С.Поляков – 245 тыс. евро. Поздний Шагал «Le chemin vers Baou» (х/м; 92х73) предлагался за 1,28 млн. евро.
Русский авангард – от А.Экстер до А.Брусиловского предлагался также на стенде берлинской галереи «Stolz», вышедшей на рынок русского авангарда 25 лет назад в Кельне, а с 2000 года обосновавшейся в германской столице. И по ценам более доступным, чем у двух германских галерей, упоминавшихся выше. Если цены на коллажи Брусиловского были в районе 12 тыс. евро, то коллажи Галаджева, Телингатера и Кулагиной были в два с половиной раза дороже. А «Farbrhytmen» А.Экстер – в десять с лишним раз дороже последних. Так же как и у Galerie Thomas, на стенде была работа одного из ведущих представителей «русской» парижской школы. В этот раз это был А.Ланской («Confiance»), за которого просили около 100 тыс. евро.
Так же как и для GG, участие других галерей в 36-й Базельской ярмарке было успешным. Многие из 56 тысяч ее посетителей ушли не с пустыми руками. Как свидетельствует обзор, проведенный Администрацией ярмарки, все участвовавшие в ней галереи нашли покупателей на выставленные произведения. Многие из галерей объявили, что такого уровня продаж у них никогда ранее не было.
Самуэль Келлер (39-летний директор Арт Базель с 2000 года, входящий по результатам исследования, проведенного авторитетным американским журналом Art News, в первую десятку ста самых могущественных участников мирового художественного рынка) по окончании ярмарки заявил, что «36-е издание Art Basel явилось одним из самых успешных за всю историю ее существования. Галереи показали в Базеле лучшие работы, которые они могли предложить рынку. И их усилия были щедро вознаграждены».