На культурной карте Европы немецкий город Кельн, или, как его еще называют, «северный Рим», мог бы быть отмечен четырьмя звездочками, которые для любителей искусства ассоциируются прежде всего со знаменитым Кельнским собором (шедевр готической архитектуры, строившийся три века), музеем Людвига (один из крупнейших музеев современного искусства, в том числе и русского), галереей Гмуржинской (открывшей миру и┘ России русский авангард) и Ярмаркой современного искусства (первой в мире ярмаркой «contemporary and modern art»). В этом созвездии искусств «парад планет» приходится на конец октября, который в этом году прошел под знаком «Art Cologne».
«Арт Колонь» проходила в этом году с 28 октября по 1 ноября, было 250 участников из 20 стран, включая Россию, 45% участников – иностранные галереи. Одновременно проводилась ретроспективная выставка американского художника Эдварда Хоппера в музее Людвига, а также выставка американского фотографа с говорящим названием «Shooting Stalin» и выставка скульптур и «ассамбляжей», или рельефов («скульптуро-живопись», по определению художника) одного из основоположников художественного авангарда Александра Архипенко в «Galerie Gmurzynska». Здесь выставлялось около 40 работ, размещенных в трех залах второго этажа галереи.
Не менее богатой в этом году была и «внутренняя» программа событий, сопутствующих «Арт Колонь». Причем многие из них проводились впервые. На одном из таких событий, посвященном меценатству, хотелось бы остановиться подробнее. В рамках «Арт Колонь» 26 октября целый день проходил международный симпозиум, название которого в русском переводе могло бы звучать следующим образом «Новые формы филантропии применительно к искусству: спонсорство в области культуры и корпоративные коллекции в глобальном контексте». Идея и концепция организации симпозиума, в рамках которого впервые лицом к лицу на публике встретились те, кто дает деньги на культуру, и те, кто их получает, принадлежит галерее Гмуржинской. А в реализации этой идеи наряду с галерей принимали участие Дойче Банк и «Арт Колонь». И надо отметить, что все было сделано на высшем профессиональном уровне. От синхронного перевода (русский, английский, французский, немецкий) до участников, а их было около ста, индивидуально приглашенных организаторами этого события. Участники симпозиума стали первыми посетителями стендов ярмарки (Sneak Preview of Art Cologne, как было сказано в программе), где они могли общаться не только между собой, но и с галеристами, заканчивающими обустройство своих стендов. А обсуждать было что. Ибо среди основных докладчиков были кураторы и директора крупнейших музеев мира, члены попечительских советов музеев, кураторы корпоративных коллекций, представители делового мира, видные юристы, в том числе и специалисты по налоговому праву. Позволю себе назвать лишь некоторых из них: Жермано Челант, Музей Гугенхайма (Нью-Йорк); Норман Розенталь, директор Королевской академии искусств (Лондон); Евгения Петрова, заместитель директора Русского музея (Санкт-Петербург); Фридхельм Хютте, глобальный директор по искусству и одновременно куратор коллекции Дойче Банка (Франкфурт); Матиас Расторфер, партнер/директор, галерея Гмуржинской (Кельн, Цуг и Сент Мориц); Харви С. Шипли Миллер, президент Фонда Джудит Ротшильд и член попечительского совета многих музеев Старого и Нового Света.
И в Германии, где за последние 30 лет число музеев увеличилось в четыре раза (сейчас их около 6000), и на Британских островах, и в сверхбогатой Америке в последние годы, как отмечали все выступавшие на симпозиуме, явно прослеживается тенденция к сокращению государственных расходов на культуру вообще и на содержание музеев в особенности. В начале третьего тысячелетия полноценное существование музеев без поддержки меценатов (в англосаксонских странах более употребимы термины «филантроп» (philanthrope или philanthropist) и «патрон» (patron of arts), будь они индивидуальными или корпоративными, является скорее исключением, чем правилом. Не является в этом ряду стран исключением и Россия, о чем и говорила в своем выступлении Евгения Петрова, заместитель директора по научной работе Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Она, в частности, остановилась на той роли, которую играли и играют в жизни музея меценаты (которые иногда называются также спонсорами).
Говоря о выставочной работе музея, Е.Петрова подчеркнула, что бюджетных средств едва хватает на одну крупную выставку. В среднем же в год Русский музей проводит восемь таких выставок. Семь из них – с помощью индивидуальных и корпоративных спонсоров. За исключением нескольких статей, появившихся в журнале «Русская галерея» на рубеже веков, отечественная периодика не богата информацией о новых русских меценатах. Предпочитают писать о меценатах прошлого. А такие меценаты есть и в современной России, как показала также в своем докладе Е.Петрова. Именно ведь благодаря им, меценатам, музей смог реализовать не один десяток своих проектов. Среди этих, упомянутых с большой благодарностью современных меценатов, назовем петербургский «Рубин» (спущенная несколько дней назад на воду, точнее «под воду», подлодка «Санкт-Петербург» их работа), на чьи деньги в известной степени осуществляется издательская деятельность Русского музея; благотворительный фонд «Екатерина» (выставка «Бубновый валет»); АФК «Система», представитель которой принимал участие в симпозиуме, а глава которой недавно был избран председателем совета попечителей Русского музея (выставка Х.Миро), «Северсталь», «ЛУКОЙЛ»... Как недавно заявил директор Русского музея В.Гусев, в текущем году спонсорская помощь составит 1 млн. долл., из которых на долю АФК «Система» приходится 600 000, Сбербанка – 300 000 и Виктора Семенихина – 100 000.
На вопрос о цели, которую крупнейший музей русского искусства преследует, участвуя в ярмарке, Е.Петрова объяснила, что прежде всего «это пропаганда современного русского искусства», и выразила признательность директору «Арт Колонь» Жерарду Гудрову за приглашение. В «пропаганду» современного русского искусства внесла свой вклад и пресс-служба ярмарки. В подборке материалов по ярмарке для журналистов ваш автор обнаружил отдельный пресс-релиз, посвященный участию Русского музея в «Арт Колонь», «Zeitgenossische Kunst aus Russland». В подзаголовке уточнялось: «Государственный Русский музей из Санкт-Петербурга впервые участвует в художественной ярмарке».
Заметим попутно, что организаторами ярмарки, в отличие от Парижской бьеннале, были созданы все условия для профессиональной работы журналистов: от прекрасно организованной пресс-конференции директора «Арт Колонь» Ж.Гудрова, в которой его «собеседниками» были более 70 журналистов, до оборудованных по последнему слову техники рабочих мест в специально для этой цели отведенном пространстве.
В отличие от стенда Русского музея на стенде единственной галереи из России на «Арт Колонь» («Риджина») наряду с современными русскими художниками были представлены и зарубежные: Н.Акерман, С.Братков, В.Кожухарб, М.Максимов, ПОРОЛОН, П.Пеперштейн, Н.Стручкова, В.Делвуайе – всего 15 работ. Также в отличие от Русского музея все эти работы можно было купить. По ценам от 1 500 до 12 тыс. евро. Владелец галереи Владимир Овчаренко, который уже в четвертый раз участвует в «Арт Колонь», объяснил присутствие «иностранного элемента» тем, что трудно найти русских художников, которых можно было бы представлять всему миру на одной из самых престижных ярмарок современного искусства.
В то время как и Русский музей, и московская галерея «Риджина» показывали «contemporary art», галерея Кристины Гмуржинской – одна из самых заметных на «Арт Колонь» – впервые за свою 40-летнюю историю, которая почти год в год совпадает с историей «Арт Колонь» («Galerie Gmurzynska» открыла свои двери в 1965 г., а «Art Cologne» в 1966 г.), показывала на своем стенде наряду с западными и русскими классиками авангарда и русское «соntemporary art» – целая стена была отведена работам, числом 17, Анатолия Брусиловского, давно живущего между Кельном и Москвой.
Известна всем и получила свое признание деятельность «Galerie Gmurzynska» по ознакомлению, «пропаганде», используя терминологию Евгении Петровой, русского классического авангарда на Западе. Если Кристине Гмуржинской подобное удастся с современным русским искусством, чего мы ей и художникам желаем, то ни у «Риджины», ни у других галерей проблем с русским «contemporary art» не будет. Кроме А.Брусиловского, на стенде у «Galerie Gmurzynska» были работы П.Пикассо («Женщина в красном берете»; 1937; х/м; 22х16; около 2 млн. евро); Х.Миро («Spanish Danser»; 1926; картон/м; 35х27; около 1 млн. долл.), Александра Архипенко (рельеф «Балерина»; 1957; дерево/металл; 61х36; около 500 тыс. евро), Казимира Малевич («Супрематический рисунок»; 1928; 17х19,6; около 100 тыс. долл.).
Классики мирового художественного авангарда, кроме галереи К.Гмуржинской, были представлены и на других стендах: Н.Габо, В.Кандинский (3 галереи), А. Явленский (4 галереи), М.Шагал (4 галереи). Но все рекорды по «представительству» побил Серж Поляков – его работы можно было увидеть на стендах пяти галерей! Для сравнения скажем, что другой русский художник послевоенного периода Андре Ланской был представлен на «Арт Колонь» лишь на одном стенде.
В заключение хотелось бы вернуться к меценатству, вынесенному в заголовок статьи. Норман Розенталь, директор Королевской академии искусств в Лондоне, в своем выступлении на симпозиуме констатировал с грустью, что «современные меценаты более склонны поддерживать классическое, а не современное искусство». Сказанное вполне применимо и к России, современное искусство которой нуждается в поддержке со стороны меценатов как в самой России, так и за ее пределами. Где, как показала некоммерческая экспозиция Русского музея на «Арт Колонь», интерес к современному «качественному» искусству был большой: на протяжении всей ярмарки посетители постоянно спрашивали, нельзя ли приобрести выставленные на стенде произведения. К сожалению, в Европе нет ни одной галереи, знакомящей западную публику с лучшими образцами современного русского искусства. Почему бы не создать где-нибудь в Европе, в Женеве, например, такую галерею. Русский музей эту идею поддержал. А русские меценаты? Не хотели бы они поддержать и музей, и современное русское искусство, и современных русских художников...
Ведь это так просто, как объяснил (в интервью «Огоньку» в 1989 г.) немецкий меценат Петер Людвиг, имя которого сейчас носят многие музеи по всему миру: «Когда у тебя есть какой-то дар, нужно поделиться им с обществом. Если вы отличный спортсмен, то вы постараетесь завоевать для своей страны олимпийские медали. Если вы хороший пианист, то вы будете играть для людей. А если вы имеете только достаток, то предложить его обществу – ваш долг».
Кельн–Женева