Восьмой Российский экономический форум в Лондоне впервые проходил под знаком русского авангарда, благодаря которому эта крупнейшая за пределами России встреча российских и зарубежных «капитанов» связанного с Россией мира бизнеса и финансов неожиданно приобрела художественный оттенок. Идея соединить элиту мирового, и прежде всего российского, бизнеса с элитой мирового авангарда родилась у Кристины Гмуржинской и Матиаса Расторфера в результате предыдущего форума, в рамках которого Галерея Гмуржинска («Galerie Gmurzynska») организовала круглый стол «Корпоративная ответственность», в котором участвовали видные деятели российской культуры (В.Гергиев, А.Кончаловский, И.Роднина) и представители российского бизнеса (Альфа-банк, ЮКОС, GlaxoSmithKline-GSK).
В 2005-м идея, родившаяся в ходе того круглого стола, нашла свое воплощение в выставке «Moscow Heat», вернисаж которой состоялся накануне официального открытия форума – в воскресенье, 10 апреля, в Королевской академии искусств.
Элита русского авангарда, которым Галерея Гмуржинска занимается вот уже 40 лет, была представлена работами Кандинского, Малевича, Ларионова, Экстер, Делоне, Шагала, Архипенко и Ротко. Всего выставлялось и предлагалось к продаже 38 больших и маленьких шедевров. Диапазон цен – от 90 тыс. (А.Родченко «Room-Constraction №13») до 4 млн. евро. В последнем случае это было значительное полотно Л.Поповой размером приблизительно 120х70 см. Небольшого же М.Ротко («Black, Black on Wine»; около 60х45), можно было приобрести за 1,2 миллиона евро. Картины М.Шагала стоили 900 тыс. за «Grandfather`s Farm» и 2,8 млн. евро за «Nu a l`eventail et bouquet de lys». Акварель 1908 г. «Bust of Woman-Symbolist Composition» К.Малевича предлагали за 200 тысяч. Наиболее же интересным, на наш взгляд, был громадных размеров женский, в полный рост портрет кисти М.Ларионова, датированный 1907 годом, представленный на выставке частным коллекционером. Как сказал на вернисаже известный московский коллекционер Валерий Дудаков, такая работа могла бы стоить не менее 750 тыс. долл. Но пока она не продается.
Что касается элиты российского и западного бизнеса и финансов, то для них после вернисажа в самом выставочном зале были накрыты столы для торжественного – на фоне мирового авангарда – ужина, данного Российским экономическим форумом в честь наиболее почетных гостей (top VIP guests), за которым они могли спокойно обмениваться мнениями о выставленных произведениях. Среди других на ужине присутствовали Петр Авен (президент, Альфа банк), Сергей Карпухович (старший вице-президент, Access Industries), Чарльз Райан (председатель правления и главный исполнительный директор, Объединенная Финансовая Группа, Москва), лорд Ротшильд (председатель, RIT Capital Partners), Питер Мэндельсон (комиссар по торговле Европейской Комиссии). Большинство гостей как вернисажа, так и ужина «при авангарде» известны также и тем, что в свободное от работы время они коллекционируют произведения искусства, и в первую очередь живопись. Преимущественно русскую. И если некоторые из них удостоились чести быть включенными в знаменитый список «Форбса», то пока ни один из них не фигурирует в списке ста крупнейших коллекционеров и меценатов мира, который ежегодно публикует издающийся в Америке журнал «Арт Ньюз».
Уместно в этом контексте будет заметить, что на Западе практически только Галерея Гмуржинска соединяет свою коммерческую деятельность на русском направлении с последовательной просветительской деятельностью. Делая акцент и последовательно развивая тему меценатства – как корпоративного, так и индивидуального, «НГ» уже писала в прошлом году о Международной конференции по вопросам меценатства, проведенной Галерей Гмуржинска в рамках Арт Колонь. В начале этой статьи упоминался круглый стол на тему социальной и моральной ответственности частного российского бизнеса в сфере культуры, проведенный в рамках предыдущего форума. 11 апреля на нынешнем форуме Галерея Гмуржинска снова провела круглый стол на тему «Меценатство и его место в Российском обществе». Участники дискуссии в этот раз сконцентрировали свое внимание на опыте российского меценатства в последние годы и его сравнении с меценатством в других странах, где филантропическая традиция имеет беспрерывную многовековую историю. Основные доклады по этой теме были сделаны Матиасом Расторфером, деловым партнером Галереи Гмуржинска, Ольгой Алексеевой, директором Фонда благотворительной помощи, Майклом Йорком, приехавшим специально по этому случаю из Лос-Анджелеса, известным в России своим недавним фильмом «Московская жара», Норманом Розенталем, директором Королевской академии искусств (Лондон).
Некоторые из посетителей вернисажа русского авангарда приняли участие и в круглом столе. Может быть, именно благодаря русскому авангарду. И интерес, ими проявленный как к последнему, так и к проблеме меценатства, удачно соединенным вместе на VIII Российском экономическом форуме, позволяет надеяться на то, что вскоре имена русских меценатов появятся в престижнейшем списке журнала «Арт Ньюз». И может быть, стоило бы публиковать такой список и в России. Ибо имена многих современных меценатов известны┘ Но, как правило, в узком кругу тех культурных учреждений, которым они оказывают помощь. Достаточно назвать, скажем, председателя правления АФК «Система» Владимира Евтушенкова, который является главой Попечительского совета Русского музея. Или руководителя фонда «Екатерина» Владимира Семенихина, благодаря которому не только в мире узнали русских бубнововалетовцев, но и смогли с ними ближе познакомиться и в России на выставках в Русском музее и Третьяковской галерее. Или Виктора Вексельберга, исполнительного директора по развитию газового бизнеса, ТНК-БП Менеджмент, являющегося членом Попечительского совета Большого театра в Москве. Список можно было бы и продолжить. Но лучше это делать раз в год. В виде полного списка (разумеется, только тех меценатов, которые согласятся на это; российские эксперты, принимавшие участие в круглом столе, весьма скептически отнеслись к этой идее, высказанной в ходе дискуссии вашим автором, заявив, что больше десятка имен для такого списка вряд ли и наберется), с тем чтобы российское общество могло по достоинству оценить тот вклад, который частный бизнес делает в поддержание и развитие российской культуры. Возрождая и развивая те замечательные традиции российского меценатства, которыми так богата история нашей страны.
Лондон–Женева