0
1336
Газета Антиквариат Интернет-версия

10.03.2006 00:00:00

Третий аукцион Добужинского

Тэги: антиквариат, добужинский, париж, аукцион


В Париже объявлено о скором проведении третьей и завершающей сессии публичной распродажи наиболее крупной из когда-либо выставлявшихся на торги коллекции работ выдающегося мирискусника Мстислава Добужинского. Это известное собрание тщательно сохранялось у недавно скончавшегося в преклонном возрасте его старшего сына Ростислава, также художника-декоратора, и отличается исключительной жанровой и хронологической полнотой. Кроме того, в связи с идеальным провенансом оно избавлено от каких бы то ни было сомнений в подлинности. Аукцион состоится в том же парадном зале Drouot Montaigne в здании Театра Елисейских Полей, где с редкостным успехом прошли и две его первые сессии в июне и ноябре прошлого года, в результате чего 2005 год поистине можно считать «Годом отца и сына Добужинских». На продажу будет выставлено около 425 лотов, в том числе и несколько работ, оказавшихся невостребованными в ноябре. Предварительный показ всех предлагаемых вниманию покупателей произведений обещан там же в течение всего дня 14 марта, а сам аукцион намечен на следующий день, 15 марта 2006 г., в рамках двух сессий.

Прежде всего оговорим небольшую деталь: впервые на протяжении всего «тройного аукциона» будут выставлены несколько лотов, не являющихся произведениями самого Добужинского. Они удобным образом выделены в первый же раздел каталога под названием «Афиши-репродукции и документация», где в девяти лотах сгруппировано три десятка в разной степени интересных листов. Кроме того, внутри каталога под номером 113 значится любопытный портрет художника 1922 г. работы неизвестного мастера.

Однако подавляющее большинство того, что идет с молотка, – это, разумеется, живопись и графика самого Добужинского. Гвоздем настоящей распродажи считается лот 130 (эстимейт 20–25 тыс. евро) – исходная первоначальная «сплотка» графических и рукописных материалов 1911 г., связанных с созданием знаменитого цикла забавных шаржей на друзей и сотоварищей художника под общим названием «Азбука «Мира искусства». Этот цикл был заново «перебелен» автором много лет спустя, уже в Америке, в 1943 г., а впоследствии обновленный вариант был с успехом продан на аукционе Сотбис в Лондоне в 1995 г. и целиком репродуцирован в виде особого юбилейного отдельного издания в Москве в 1998 г. Теперь же нам представляется возможность увидеть оригинальные изначальные заготовки этого блестящего замысла, причем некоторые из них имеются в нескольких вариантах, до сего дня мало или вовсе не известных и впоследствии, в 40-х годах, уже не продублированных художником. Выдающееся значение имеет включенный в этот же лот объемный свод рукописных набросков и чистовиков сочиненных Добужинским стихотворных эпиграмм на героев его «Азбуки...» – важнейший и единственный архивный материал, который представлен в рамках всех трех распродаж.

Следующим претендентом на призовое место, если судить по эстимейту (10–12 тыс. евро), был намечен лот 133. Это тщательно разработанный едко-патетический рисунок тушью, раскрашенный акварелью и гуашью, из цикла «Гримасы города». По содержанию он досконально повторяет известный рисунок 1908 г. «Шарманщик с обезьянкой», хранящийся в Третьяковской галерее и отличающийся лишь раскраской. Однако уже после выхода в свет печатного каталога, в самом конце февраля, организаторы аукциона сняли этот лот с продажи и заменили его лотом 133бис, в котором все то же самое, кроме того, что это не оригинальный рисунок, а раскрашенная фотомеханическая копия с новым эстимейтом 1–1,2 тыс. евро.

Далее следует по величине эстимейта (8–10 тыс. евро) обширный цикл графических иллюстраций для издания пушкинского «Евгения Онегина» в берлинском «Петрополисе», выполненный в 1926–1937 гг. Многие из этих иллюстраций неоднократно воспроизводились как в эмигрантской, так и в советской печати.

На четвертом месте по предварительной оценке (6–8 тыс. евро) оказалась гуашь отвлеченно-иллюстративного характера по мотивам балета Стравинского «Русский солдат» (Нью-Йорк, 1942 г.), которая уже была представлена на ноябрьском аукционе и дошла тогда до продажной цены 42 тыс. евро, однако волею судеб снова выставляется на торги. Наконец, на пятом месте находится сказочно-мрачный, скрупулезно проработанный эскиз декорации для 2-го акта балета «Коппелия» с множеством фигурок действующих лиц (Нью-Йорк, ок. 1936–1945 гг., эстимейт 2,5–3 тыс. евро) – он-то и вынесен на титульный лист каталога, став как бы эмблемой этой завершающей серии трехчастного и протяженного аукциона наследия Добужинского.

Около двадцати лотов из всех остальных удостоены также заметных эстимейтов около 1–2 тыс. евро, а подавляющая часть оценена чрезвычайно скромно (от 80–100 до 300–400 евро), хотя среди них нередки если и не шедевры, то бесспорно замечательные или бесценные для исследователей и коллекционеров вещи разного плана. Приведем лишь несколько примеров, намеренно не затрагивая и так бросающиеся в глаза выигрышные театрально-декорационные работы для постановок «Спящей красавицы», «Жизели», «Князя Игоря», «Хованщины», «Войны и мира», «Бесов».

Великолепны детально-сатирические зарисовки уличных типов Северной столицы в ХIХ веке, отдельные литографские листы неувядающих городских пейзажей из альбома об окоченевшем Петербурге в 1921–1923 гг. и примыкающие к этому циклу замечательные «Разрушенные дома» (1921 г.) и «Петербургский дворик» (ок. 1920 г.). Продолжают парадоксальным образом радовать сердце внешне мрачные крыши, брандмауэры и фантастические искривившиеся мосты на сочных лондонских пейзажах (1931–1935 гг.). По сравнению с обоими предыдущими аукционами приятной неожиданностью стало обилие нетривиальных парижских городских видов – такой Добужинский до сих пор нам был вовсе неведом: «Улица Томб-Иссуар», «Шлюз на канале Сен-Мартен», «Праздник 14 июля у Ворот Сен-Мартен» (1927–1929 гг.).

Особую досаду вызывают то и дело выступающие наружу корявые элементы недостаточной компетентности составителей нового, априори конечно необходимого многим каталога. Читатель этого справочника и потенциальный клиент аукциона не получают необходимой печатной информации, а с репродуцированием лотов в третьем каталоге вообще обошлись непостижимо скупо.

Париж


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
304
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
432
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
355
Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Дарья Гармоненко

В Хакасии муниципальная реформа уже встроена в политический конфликт

0
428

Другие новости