0
1287
Газета Антиквариат Интернет-версия

10.03.2006 00:00:00

Третий аукцион Добужинского

Тэги: антиквариат, добужинский, париж, аукцион


В Париже объявлено о скором проведении третьей и завершающей сессии публичной распродажи наиболее крупной из когда-либо выставлявшихся на торги коллекции работ выдающегося мирискусника Мстислава Добужинского. Это известное собрание тщательно сохранялось у недавно скончавшегося в преклонном возрасте его старшего сына Ростислава, также художника-декоратора, и отличается исключительной жанровой и хронологической полнотой. Кроме того, в связи с идеальным провенансом оно избавлено от каких бы то ни было сомнений в подлинности. Аукцион состоится в том же парадном зале Drouot Montaigne в здании Театра Елисейских Полей, где с редкостным успехом прошли и две его первые сессии в июне и ноябре прошлого года, в результате чего 2005 год поистине можно считать «Годом отца и сына Добужинских». На продажу будет выставлено около 425 лотов, в том числе и несколько работ, оказавшихся невостребованными в ноябре. Предварительный показ всех предлагаемых вниманию покупателей произведений обещан там же в течение всего дня 14 марта, а сам аукцион намечен на следующий день, 15 марта 2006 г., в рамках двух сессий.

Прежде всего оговорим небольшую деталь: впервые на протяжении всего «тройного аукциона» будут выставлены несколько лотов, не являющихся произведениями самого Добужинского. Они удобным образом выделены в первый же раздел каталога под названием «Афиши-репродукции и документация», где в девяти лотах сгруппировано три десятка в разной степени интересных листов. Кроме того, внутри каталога под номером 113 значится любопытный портрет художника 1922 г. работы неизвестного мастера.

Однако подавляющее большинство того, что идет с молотка, – это, разумеется, живопись и графика самого Добужинского. Гвоздем настоящей распродажи считается лот 130 (эстимейт 20–25 тыс. евро) – исходная первоначальная «сплотка» графических и рукописных материалов 1911 г., связанных с созданием знаменитого цикла забавных шаржей на друзей и сотоварищей художника под общим названием «Азбука «Мира искусства». Этот цикл был заново «перебелен» автором много лет спустя, уже в Америке, в 1943 г., а впоследствии обновленный вариант был с успехом продан на аукционе Сотбис в Лондоне в 1995 г. и целиком репродуцирован в виде особого юбилейного отдельного издания в Москве в 1998 г. Теперь же нам представляется возможность увидеть оригинальные изначальные заготовки этого блестящего замысла, причем некоторые из них имеются в нескольких вариантах, до сего дня мало или вовсе не известных и впоследствии, в 40-х годах, уже не продублированных художником. Выдающееся значение имеет включенный в этот же лот объемный свод рукописных набросков и чистовиков сочиненных Добужинским стихотворных эпиграмм на героев его «Азбуки...» – важнейший и единственный архивный материал, который представлен в рамках всех трех распродаж.

Следующим претендентом на призовое место, если судить по эстимейту (10–12 тыс. евро), был намечен лот 133. Это тщательно разработанный едко-патетический рисунок тушью, раскрашенный акварелью и гуашью, из цикла «Гримасы города». По содержанию он досконально повторяет известный рисунок 1908 г. «Шарманщик с обезьянкой», хранящийся в Третьяковской галерее и отличающийся лишь раскраской. Однако уже после выхода в свет печатного каталога, в самом конце февраля, организаторы аукциона сняли этот лот с продажи и заменили его лотом 133бис, в котором все то же самое, кроме того, что это не оригинальный рисунок, а раскрашенная фотомеханическая копия с новым эстимейтом 1–1,2 тыс. евро.

Далее следует по величине эстимейта (8–10 тыс. евро) обширный цикл графических иллюстраций для издания пушкинского «Евгения Онегина» в берлинском «Петрополисе», выполненный в 1926–1937 гг. Многие из этих иллюстраций неоднократно воспроизводились как в эмигрантской, так и в советской печати.

На четвертом месте по предварительной оценке (6–8 тыс. евро) оказалась гуашь отвлеченно-иллюстративного характера по мотивам балета Стравинского «Русский солдат» (Нью-Йорк, 1942 г.), которая уже была представлена на ноябрьском аукционе и дошла тогда до продажной цены 42 тыс. евро, однако волею судеб снова выставляется на торги. Наконец, на пятом месте находится сказочно-мрачный, скрупулезно проработанный эскиз декорации для 2-го акта балета «Коппелия» с множеством фигурок действующих лиц (Нью-Йорк, ок. 1936–1945 гг., эстимейт 2,5–3 тыс. евро) – он-то и вынесен на титульный лист каталога, став как бы эмблемой этой завершающей серии трехчастного и протяженного аукциона наследия Добужинского.

Около двадцати лотов из всех остальных удостоены также заметных эстимейтов около 1–2 тыс. евро, а подавляющая часть оценена чрезвычайно скромно (от 80–100 до 300–400 евро), хотя среди них нередки если и не шедевры, то бесспорно замечательные или бесценные для исследователей и коллекционеров вещи разного плана. Приведем лишь несколько примеров, намеренно не затрагивая и так бросающиеся в глаза выигрышные театрально-декорационные работы для постановок «Спящей красавицы», «Жизели», «Князя Игоря», «Хованщины», «Войны и мира», «Бесов».

Великолепны детально-сатирические зарисовки уличных типов Северной столицы в ХIХ веке, отдельные литографские листы неувядающих городских пейзажей из альбома об окоченевшем Петербурге в 1921–1923 гг. и примыкающие к этому циклу замечательные «Разрушенные дома» (1921 г.) и «Петербургский дворик» (ок. 1920 г.). Продолжают парадоксальным образом радовать сердце внешне мрачные крыши, брандмауэры и фантастические искривившиеся мосты на сочных лондонских пейзажах (1931–1935 гг.). По сравнению с обоими предыдущими аукционами приятной неожиданностью стало обилие нетривиальных парижских городских видов – такой Добужинский до сих пор нам был вовсе неведом: «Улица Томб-Иссуар», «Шлюз на канале Сен-Мартен», «Праздник 14 июля у Ворот Сен-Мартен» (1927–1929 гг.).

Особую досаду вызывают то и дело выступающие наружу корявые элементы недостаточной компетентности составителей нового, априори конечно необходимого многим каталога. Читатель этого справочника и потенциальный клиент аукциона не получают необходимой печатной информации, а с репродуцированием лотов в третьем каталоге вообще обошлись непостижимо скупо.

Париж


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1342
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1529
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1638
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3897

Другие новости