0
1731
Газета Антиквариат Интернет-версия

15.12.2006 00:00:00

Восток и Запад в выставочном пространстве

Тэги: москва, галереи, выставки, живопись


москва, галереи, выставки, живопись А.Яковлев «Портрет Керим-хана из Балтита». 1931 г.

Частные галереи Москвы в этом месяце, как всегда, активно представляют выставочные проекты различной тематики.

* * *

В галерее «Новый Эрмитаж» развернулась экспозиция «Восток – дело тонкое». Около тридцати частных коллекционеров предоставили для этой выставки более сотни живописных и графических работ художников XIX–XX веков с «восточными» сюжетами. Пожалуй, подзаголовком к этой экспозиции можно было бы поставить «Восток глазами русских художников» – тема извечно притягательная и многими любимая. Притягательная яркими красками, солнечными пейзажами, экзотическими костюмами, необычной архитектурой, колоритными типажами – словом, не тема, а рай для живописца. Среди представленных художников много первых имен – есть здесь и В.Поленов, и А.Боголюбов, и В.Верещагин, и П.Кузнецов, и М.Сарьян, и Ф.Рубо, и многие другие. Имена коллекционеров не менее известны – А.Еремин, Г.Андреев, А.Зарипов, Ю.Носов, Г.Путников, И.Галеев и другие. Часть работ широкой публике представлена впервые, как, например, роскошный «Паша» К.Маковского, «Горное ущелье» С.Юдина или «Тивериадское озеро» И.Билибина. Нельзя не отметить полотно «На арбе» 1925 г. А.Волкова и два совершенно великолепных больших графических портрета «Керим-Хан из Балтита» и «Женщина из племени Мео Дан» А.Яковлева. При всей своей камерности выставка получилась не по-зимнему солнечной и яркой. А галерея «Новый Эрмитаж» уже строит планы на будущее.

* * *

Галерея «Улей», специализирующаяся на искусстве русской части «парижской школы», открыла выставку «Я люблю писать людей», представляющую графические портреты Роберта Фалька. Основное происхождение листов – из собрания известного столичного коллекционера В.Сановича.

Фальк традиционно понимал портрет как психологический жанр. Во многом эта поэтика шла вразрез с установкой других художников «Бубнового Валета», которые, по словам С.Маковского, «и в пейзажах, и в лице человека, и в его наготе» увидели «ту же «мертвую природу», взаимодействие окрашенных трехмерностей, и только». У Фалька – противоположная тенденция: он психологизировал даже натюрморт и пейзаж.

Фальковские портреты можно разделить на две группы. Части работ, в особенности мужским портретам, свойственна острая характеристика образа. Художника интересовали модели с различной этнической пластикой, разными национальными характерами: негры, татары, индусы, евреи, бретонцы. К этой области его портретного искусства относится графическое изображение В.Шкловского с его знаменитым мощным «кумполом» и острым взглядом.

Женские портреты Фалька являют собой другую линию в его творчестве. В них «есть всегда какая-то манящая тайна, поэтический образ «вечной женственности». Фальк часто говорил, что в портрете ему хочется, сохраняя верность натуре, добиться некой отвлеченности, обобщения, «довести лицо до лика». Но при этом его портреты передают неповторимую прелесть именно данной модели. К числу классических женских портретов Фалька относится экспонируемый живописный «Портрет Е.Потехиной» (1917). Среди рисунков – портреты Л.Эренбург, Р.Идельсон, С.Нейгауз, подруги художника негритянки Амры. И, конечно, обнаженные – без них представление о женщинах в искусстве Фалька лишилось бы важной ноты.

* * *

Галерея «Веллум» очередной экспозицией в Центральном доме художника продолжает серию выставок малоизвестных художников. На этот раз галерея представляет Бориса Смирнова-Русецкого, яркого представителя «русского космизма».

Его биография довольно необычна. Московский инженерно-экономический институт и ВХУТЕМАС. Художественные ориентиры – Рерих, Кандинский, Чюрленис. Уже в 1923 году началась переписка Смирнова-Русецкого с В.Кандинским, которая продолжалась до 1929 года. Художники обсуждали философскую основу творчества; в том же году состоялась выставка в Музее изящных искусств, на которой были представлены работы Смирнова-Русецкого. Вскоре происходит его встреча с Н.Рерихом и окончательное образование группы «Амаравелла» с ее творческими идеями, которым художник не изменил до конца жизни. А дальше был арест в 1941 году, десять лет лагерей, пожизненная ссылка и в 1954-м – амнистия и реабилитация.

Творчество Бориса Смирнова-Русецкого, сложившееся в напряженной атмосфере художественных и философских исканий 1-й четверти ХХ столетия, впитавшее в себя наследие русского символизма, образует своего рода мост между той эпохой и современностью.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1001
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
617
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1206
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1199

Другие новости