А.Яковлев «Портрет Керим-хана из Балтита». 1931 г.
Частные галереи Москвы в этом месяце, как всегда, активно представляют выставочные проекты различной тематики.
* * *
В галерее «Новый Эрмитаж» развернулась экспозиция «Восток – дело тонкое». Около тридцати частных коллекционеров предоставили для этой выставки более сотни живописных и графических работ художников XIX–XX веков с «восточными» сюжетами. Пожалуй, подзаголовком к этой экспозиции можно было бы поставить «Восток глазами русских художников» – тема извечно притягательная и многими любимая. Притягательная яркими красками, солнечными пейзажами, экзотическими костюмами, необычной архитектурой, колоритными типажами – словом, не тема, а рай для живописца. Среди представленных художников много первых имен – есть здесь и В.Поленов, и А.Боголюбов, и В.Верещагин, и П.Кузнецов, и М.Сарьян, и Ф.Рубо, и многие другие. Имена коллекционеров не менее известны – А.Еремин, Г.Андреев, А.Зарипов, Ю.Носов, Г.Путников, И.Галеев и другие. Часть работ широкой публике представлена впервые, как, например, роскошный «Паша» К.Маковского, «Горное ущелье» С.Юдина или «Тивериадское озеро» И.Билибина. Нельзя не отметить полотно «На арбе» 1925 г. А.Волкова и два совершенно великолепных больших графических портрета «Керим-Хан из Балтита» и «Женщина из племени Мео Дан» А.Яковлева. При всей своей камерности выставка получилась не по-зимнему солнечной и яркой. А галерея «Новый Эрмитаж» уже строит планы на будущее.
* * *
Галерея «Улей», специализирующаяся на искусстве русской части «парижской школы», открыла выставку «Я люблю писать людей», представляющую графические портреты Роберта Фалька. Основное происхождение листов – из собрания известного столичного коллекционера В.Сановича.
Фальк традиционно понимал портрет как психологический жанр. Во многом эта поэтика шла вразрез с установкой других художников «Бубнового Валета», которые, по словам С.Маковского, «и в пейзажах, и в лице человека, и в его наготе» увидели «ту же «мертвую природу», взаимодействие окрашенных трехмерностей, и только». У Фалька – противоположная тенденция: он психологизировал даже натюрморт и пейзаж.
Фальковские портреты можно разделить на две группы. Части работ, в особенности мужским портретам, свойственна острая характеристика образа. Художника интересовали модели с различной этнической пластикой, разными национальными характерами: негры, татары, индусы, евреи, бретонцы. К этой области его портретного искусства относится графическое изображение В.Шкловского с его знаменитым мощным «кумполом» и острым взглядом.
Женские портреты Фалька являют собой другую линию в его творчестве. В них «есть всегда какая-то манящая тайна, поэтический образ «вечной женственности». Фальк часто говорил, что в портрете ему хочется, сохраняя верность натуре, добиться некой отвлеченности, обобщения, «довести лицо до лика». Но при этом его портреты передают неповторимую прелесть именно данной модели. К числу классических женских портретов Фалька относится экспонируемый живописный «Портрет Е.Потехиной» (1917). Среди рисунков – портреты Л.Эренбург, Р.Идельсон, С.Нейгауз, подруги художника негритянки Амры. И, конечно, обнаженные – без них представление о женщинах в искусстве Фалька лишилось бы важной ноты.
* * *
Галерея «Веллум» очередной экспозицией в Центральном доме художника продолжает серию выставок малоизвестных художников. На этот раз галерея представляет Бориса Смирнова-Русецкого, яркого представителя «русского космизма».
Его биография довольно необычна. Московский инженерно-экономический институт и ВХУТЕМАС. Художественные ориентиры – Рерих, Кандинский, Чюрленис. Уже в 1923 году началась переписка Смирнова-Русецкого с В.Кандинским, которая продолжалась до 1929 года. Художники обсуждали философскую основу творчества; в том же году состоялась выставка в Музее изящных искусств, на которой были представлены работы Смирнова-Русецкого. Вскоре происходит его встреча с Н.Рерихом и окончательное образование группы «Амаравелла» с ее творческими идеями, которым художник не изменил до конца жизни. А дальше был арест в 1941 году, десять лет лагерей, пожизненная ссылка и в 1954-м – амнистия и реабилитация.
Творчество Бориса Смирнова-Русецкого, сложившееся в напряженной атмосфере художественных и философских исканий 1-й четверти ХХ столетия, впитавшее в себя наследие русского символизма, образует своего рода мост между той эпохой и современностью.