Недорогой фарфор – чем не подарок к новогодним праздникам.
Позавчера в Центральном доме художника стартовал уже ставший традиционным предновогодний антикварный проект. В залах второго этажа разместилась в помощь тем, кто любит дарить старинные подарки, Антикварная рождественская ярмарка, а этажом выше – художественная ярмарка «Полвека советского искусства». Оба проекта проходят уже не первый год – Рождественская ярмарка в этот раз уже 4-я по счету, «Полвека» – 3-я. Первая – традиционная, вторая – концептуальная. Рождественская особых сюрпризов не несет, ну разве что состав немного поменялся по сравнению с прошлым годом, поменьше стало «развалов», а в целом все как обычно соответствует непритязательной концепции антикварных подарков на любой вкус.
С «Полвеком», как обычно, интереснее. Организаторы традиционных Российских антикварных салонов, держа нос по ветру, задумали этот проект два года назад и явно не ошиблись – интерес к советскому искусству сейчас велик. Выставка развивается, как живой организм, и если на первых ярмарках можно было увидеть множество все тех же «развалов» с ностальгическими скульптурами пионеров и старыми радиоприемниками, то сейчас общий курс явно взят на профессионализм и концепцию показывать именно искусство, а не просто набор соответствующих по времени артефактов. Самая интересная часть ярмарки – специальные проекты и тематические экспозиции, за которые берутся многие – если не сказать большинство – участники. Так, галерея «Ковчег» представила экспозицию «Киноплакаты 50-х. Михаил Рудаков», подготовленную на основе собрания семьи художника. Этот графический жанр (а представлены рисованные киноплакаты) нечасто встречается на рынке и в выставочных залах, хотя ему отдали дань многие мастера отечественного графического искусства ХХ века. На плакатах Рудакова – герои Сталинграда и Васса Железнова – сюжеты, характерные для советского кинематографа, тем не менее советская цензура их принимала не всегда. Например, к одной из серий работ предъявлялись претензии в «анатомических искажениях в фигуре черта».
Еще одна специальная экспозиция галереи в рамках ярмарки – выставка коллажей Екатерины Раскиной. Архитектор, график и плакатист, работавшая в Киеве над официальными заказами, для себя она рисовала пейзажи и натюрморты. Коллажи из резаной или рваной бумаги – особая часть ее творчества. Сама художница почти никому их не показывала, но сегодня эти тонкие и сложные по технике исполнения и выразительные в своем лаконизме работы представляют самостоятельный интерес.
Интересную тематическую экспозицию представила «Галеев-галерея», показав «Постреволюционный плакат 1920-х годов». Лозунги «Мы не рабы» и «Мы должны строить паровозы, если не хотим погибнуть от голода и разрухи», обличение «буржуев» и продавцов «опиума для народа» не просто характерны для 20-х годов, но в то время были еще и искренними, что для поколений, заставших конец советской эпохи, уже удивительно.
Владимир Каплунов представил работы художников под знаком «продолжение традиций русского импрессионизма». С.Герасимов и И.Годлевский, открытие музея-квартиры которого готовится в Петербурге на набережной канала Грибоедова, Г.Котьянц, К.Бритов и Э.Браговский – художники разные по своей творческой индивидуальности, но одинаково далекие от генеральной линии развития советского искусства.
Петербургская галерея «Львиный мостик» представила персональную экспозицию художника-нонконформиста Евгения Михнова-Войтенко. В более полном объеме выставка экспонировалась в прошлом году в Монако, потом в Питере и вот теперь дошла очередь до Москвы. Главная цель галереи – показать широкой публике художника, известного и оцененного на Западе и недостаточно знакомого русским коллекционерам.
Стоит упомянуть о том, что практически параллельно с антикварными шоу на Крымском Валу работала ярмарка современного искусства «Арт-Манеж» в здании нового-старого Манежа. Здесь, несмотря на заявленную актуальную направленность, почти треть экспонентов выставляли то искусство, которое мы уже привыкли считать антикварным: живопись и графику шестидесятников, давно включаемых на Западе в основную, наиболее дорогую часть аукционов русского искусства. Заметим, что, по общему мнению, «наши» были там лучшими. И по мастерству, и по покупательскому спросу. А в среду открылся очередной «Блошиный рынок» на Тишинке, где тоже традиционно участвуют многие галереи, называющие себя антикварными.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)