В начале ноября прошлого, 2006 года в Украинском музее в Нью-Йорке открылась выставка «Украинский модернизм. 1910–1930 годы». Выставка продлится до середины марта, а в Нью-Йорк она переехала из Чикаго. Инициатором проекта, представляющего в Соединенных Штатах работы из украинских частных коллекций и украинских же музеев, выступил член совета директоров «Международного фонда искусства и просвещения» (Вашингтон) князь Никита Лобанов-Ростовский. Кстати, принимающей стороной было выдвинуто одно условие: чтобы все работы были большого формата. Говорят, у американских зрителей своеобразная оптика ≈ они просто не видят маленьких работ. А вот японцы, наоборот, любят только мини-картины, предпочитая их долго рассматривать.
Идея проекта зародилась прошлой весной, когда Лобанов увидел работы художников мирового уровня в Киевском музее театрального искусства, который находится на территории Печерской лавры. Он был потрясен и картинами, и тем, в каких условиях они хранились. Великолепные работы пылились в закрытых «фондовых» помещениях.
Украинские театральные художники
Украинская сценография начала века ≈ явление неповторимое. Нигде в мире театральные художники не делали станковых работ. Западные мастера, как правило, готовили рабочие эскизы для нужд театра (в свое время этим занимались Пикассо, Брак, Шагал). У нас же художники, начиная с Бакста, делали два варианта, первый – рабочий, собственно для сцены, и второй – это уже независимая, полноценная станковая работа. То есть наши художники делали не только вещь на заказ, но еще и вариант «для себя», искусства ради.
Судьбы украинского авангарда
О нелегкой судьбе украинского авангарда в советское время рассказывает один из организаторов выставки Дмитрий Горбачев.
– Как известно, подавляющее большинство картин украинских представителей авангарда и модерна были уничтожены. А что стало с их авторами? В сохранившихся инвентарных списках напротив названий работ читаем: «Автора розстрЁляно, картину знищено».
В 30–40-х годах все произведения формалистического толка – так называемые антисоветские картины– были списаны. В музее существовало специальное помещение, куда снесли все картины, снятые с подрамников и смотанные в рулоны. Их должны были сжечь. Но так как картины были разноформатные (большие и маленькие), то для них нужны были специальные фургоны. Картины свалили и ждали оказии уничтожить, а потом, видимо, забыли. Так они и дошли до наших дней┘
Александр Богомазов
В 60-е годы, заинтересовавшись киевской школой начала XX века, - продолжает свой рассказ Дмитрий Горбачев - я открыл для себя Александра Богомазова. У его вдовы мы увидели потрясающие работы, сейчас они разошлись по всему миру и стоят сумасшедших денег. В архиве произведений Богомазова я нашел очень своеобразную работу – портрет Карла Маркса. Я принес эту гравюру директору нашего музея, но он воспротивился ее экспонировать, так как Богомазов – формалист. Пришлось пойти на хитрость. Приближалась юбилейная дата: 100-летие Интернационала. Музей готовил тематическую выставку. А в нашей экспозиции не нашлось ни одного портрета Маркса, и я убедил начальство выставить портрет, написанный Богомазовым. Картину большими буквами подписали «Карл Маркс», и мелким шрифтом имя автора. Так мы впервые официально вывесили в экспозиции «формалиста». О выставке написали в СМИ – так после долгого молчания в прессе появилась фамилия Богомазова. Постепенно любители живописи стали открывать его творчество для себя. В 1966 году Павло Загребельный помог нам провести выставку его работ в Доме писателей, хотя пришлось выслушать немало упреков «группы возмущенных мастеров из Союза художников Украины»┘ Как бы там ни было, наперекор разным запретам выставка состоялась, затем появились статьи в газетах, журналах. В 1970 году в Киев приехал Никита Лобанов, который купил и вывез работы Богомазова за границу, подарив их в Музей Гуггенхайма и Музей современного искусства в Нью-Йорке (МОМА).
Авангард на Западе и в Киеве
Позже некоторые работы смогли попасть за рубеж при помощи Сергея Григорьянца – по дипломатической почте (за что Григорьянца посадили, обвинив его в валютных операциях). Но, несмотря на препоны, произведения наших художников были показаны Западу, и, как рассказывал известный парижский искусствовед Андрей Наков, реакцией на выставки был настоящий ливень восторженных рецензий. Писали преимущественно про открытие новых имен мирового уровня. Анализируя свои открытия на Украине, доктор Наков отмечал, что здесь чрезвычайно много авангардистов – Малевич, Экстер, Тышлер, Архипенко, Богомазов. Это означает, что за таким количеством имен, безусловно, стоит школа!
В 60–70-х годах в подвалы музейного запасника, где я развешивал Пальмова, Богомазова и других художников, стали приходить украинские интеллигенты. Новость об этих «вернисажах из запасников» долетела до Москвы. Потом в музей стали приходить иностранцы, и меня выгнали из музея. Поводом послужило то, что в фондовых запасниках я показывал работы официально запрещенных украинских авангардистов известному французскому искусствоведу Жану Клоду Маркадэ.
Организаторы и вдохновители выставки
Идейный вдохновитель проекта Никита Лобанов-Ростовский рассказывает:
– Множество интереснейших работ украинского авангарда находится за рубежом – во Франции, Англии, Германии, США и в других странах, и такую выставку было бы легче и лучше сделать, собрав экспонаты вне Украины. Но идея выставки заключалась в том, чтобы на ней были представлены работы только из украинских частных коллекций и украинских музеев. Нам кажется, что именно этими работами, которые мы с Дмитрием Горбачевым отобрали, украинская культура входит в мировой контекст. Во многом все, что здесь представлено, отражает наш вкус, наш выбор.
С точки зрения живописной техники на выставке представлены как бы два направления. Ретроспективное, например, как у Максимовича, колорит работ которого напоминает расцветку старинных ковров. И второе, которое восходит к украинскому народному творчеству: красочное, сочное, с преобладанием ярких локальных цветов и их сочетаний. Кстати, большинство из этих художников подчеркивали, что они – украинцы.
Основной критерий этой выставки, по словам Дмитрия Горбачева, – высочайший художественный уровень представленных работ. «Думаю, что мы открываем миру не только Максимовича, но и Богомазова, Ермилова, Пальмова, Петрицкого и других. А значение для Украины только такого мастера, как Всеволод Максимович, видится в мировом искусстве не меньшим, чем, скажем, значение Густава Климта для Австрии».