Е.Гольдингер.
«Портрет родителей». 1906 г.
«Галерея искусств Даев 33», существующая немногим более года, сразу заявила о себе как об активном участнике выставочного процесса. Первые две выставки были объединены заголовком «Неизвестное об известных» и представляли малоизученные стороны творчества известных русских художников XIX–XX вв. – Н.Дубовского и А.Рылова.
На этот раз объектом интереса директора галереи Александра Киселева стала малоизвестная художница первой половины XX столетия Екатерина Гольдингер. Между тем, как показала экспозиция, мастер она была очень сильный и запоминающийся.
Всего в экспозиции представлено 38 картин и этюдов Е.Гольдингер, созданных в 1900–1950 годы. Очень интересен архив документов художницы – ее письма известным деятелям культуры, расписки, ведомости тех лет. Екатерина родилась 11 ноября 1881 г. в Москве в семье дворника; в младенчестве ее усыновила семья известных русских врачей Окуньковых-Гольдингеров. Живописи обучалась сначала у К.Савицкого, затем у Л.Пастернака. С 1905 г. училась у Мерсона и Кармона в Париже. Была экспонентом множества российских и зарубежных выставок; членом многих художественных объединений 10–20-х годов.
Среди жанров, наиболее любимых Е.Гольдингер, – психологический портрет и пейзаж. Уже после революции она оформляла спектакли, пробовала работать в книжной иллюстрации. Училась на историко-филологическом факультете МГУ, позже работала в комиссии по описанию национализированных художественных коллекций, сотрудничала с такими известными деятелями русского и советского искусства, как И.Остроухов и И.Грабарь.
Позже работала как искусствовед в ГМИИ им. А.С. Пушкина – была признанным знатоком французской живописи, в музее-усадьбе «Кусково», преподавала в МГУ. Умерла Екатерина Васильевна в Москве в 1972 г. Последние годы жизни она постоянно писала свой родной Большой Ржевский переулок, в котором всю жизнь и прожила – один и тот же дом и двор при разном освещении и в разное время года. Несколько таких картин представлено и на этой выставке.
Кстати, почти все экспонаты выставляются впервые. Некоторые хотелось бы отметить особо: это полотна «Лесные струны» (1911), «Зеленая гостиная» (1920), этюды 1910-х гг., «Церковный сторож» (1917), «Портрет Л.О.Пастернака»(1911), многочисленные карандашные женские и детские портреты.