0
1284
Газета Антиквариат Интернет-версия

19.02.2010 00:00:00

Начать с нуля

Тэги: лондон, торги, современное искусство


лондон, торги, современное искусство Золотое современное искусство. Самый дорогой лот торгов в Лондоне – RE 47 II Ива Кляйна. 5,8 млн. фунтов.
Фото Reuters

В Лондоне прошли торги современным искусством Sotheby's и Christie's. В отличие от импрессионистов, самого стабильного раздела арт-рынка, сегмент рынка contemporary art в результате кризиса пострадал больше всего. Искусственно раздутый рынок современного искусства эксперты называли мыльным пузырем – он сдулся так же стремительно, как и вырос. Для сравнения: в 2006 году крупнейший в мире аукционный дом Christie's продал современного искусства на сумму 442 млн. фунтов. В 2007 году, который считают пиком докризисного рынка искусства, – 772 млн. фунтов. В кризисный 2009 год оборот в разделе современного искусства дома Christie's упал более чем на 50% (по сравнению с 2008 годом) и составил только 244 млн. фунтов.

Нынешние торги современным искусством вызвали еще больше удивления, чем прошедшие в начале месяца неожиданно успешные аукционы импрессионистов и модернистов («НГ» писала об этом в номере от 05.02.10). Первым свои вечерние торги contemporary art провел аукционный дом Sotheby's, продав 98% лотов за 54 млн. фунтов. Для докризисного рынка результат невыдающийся, но для сегодняшнего – поразительный. Напомним, что год назад на таких же торгах в Лондоне Sotheby's удалось заработать только 17 млн. фунтов.

Успех Sotheby's во многом объясняется уникальной коллекцией, которую дом выставил на торги. Около полусотни работ происходит из собрания немецких коллекционеров Анны и Герхарда Ленц, которые покупали почти исключительно работы художников группы ZERO – сообщества, возникшего в Дюссельдорфе в 1957 году. Через эту группу прошло около двух десятков художников, каждый из которых имеет свою творческую и рыночную историю, поэтому цены на торгах имели значительный разброс.

По словам очевидцев, с самого начала аукциона покупатели проявляли давно не виданные решительность и настойчивость. Первые три лота – работы трех друзей, основателей группы, – были оценены сравнительно недорого, но быстро выросли в цене. Первым был продан алюминиевый объект Хайнца Мака за 205 тыс. фунтов (эстимейт 25–35 тыс.), затем холст под названием «Шероховатая картина» Отто Пине за 223 тыс. фунтов (эстимейт 35–45 тыс.), следом – композиция из гвоздей Гюнтера Юккера за 825 тыс. фунтов (эстимейт 100–150 тыс.). Три ценовых рекорда подряд – и редкое воодушевление в зале.

Затем последовало еще 45 лотов, в том числе трехметровое творение F88 Ива Кляйна, также входившего в группу на определенном этапе своего творчества. Созданное на бумаге с помощью огня, воды и резины произведение было продано за 3,2 млн. фунтов в рамках эстимейта. Еще одна работа Кляйна – сусальное золото на доске – было куплено за 1,6 млн. фунтов. Другой не менее известный участник ZERO Лучио Фонтана был представлен также несколькими работами, а объект из искривленной меди из серии «Специальный концерт» был куплен за 3 млн. фунтов при эстимейте 1,5–2 млн.

Все, кроме одной, работы из коллекции Ленцев были проданы со значительным превышением эстимейтов. Вместо оценочных 12 млн. фунтов коллекция принесла 23 млн., было установлено 19 ценовых рекордов. Говорить о какой-либо спекуляции в данном случае нет ни малейших оснований. Коллекция Ленцев огромна, эти вещи продаются в связи с нехваткой места и желанием немолодых владельцев собрать средства на свой будущий фонд: они страстно желают, чтобы ZERO заняло достойное место на международной арт-сцене.

После коллекции Ленцев последовала вторая часть вечерних торгов, которая состояла из работ из разных коллекций, но также в основном опиралась на проверенных временем художников 1960–1980-х. Покупательский ажиотаж ничуть не уменьшился, и уже в начале сессии были установлены два ценовых рекорда: кусок синей ткани от Блинки Палермо ушел за 1,1 млн. фунтов, а украшенный слоновьими фекалиями розовый акрил Криса Офили (одного из немногих на торгах представителей молодого поколения) – за 802 тыс. фунтов.

В топ-лист вошли полотно без названия Вильяма де Кунинга (3,9 млн. фунтов), холст, обмазанный глиной, Пьетро Манцони (2,8 млн. фунтов), один из всегда дорогостоящих пейзажей Питера Дойга (2,8 млн. фунтов), абстракция Герхарда Рихтера 1988 года (2,5 млн. фунтов). А также прекрасный «Автопортрет с подбитым глазом» Люсьена Фрейда, за который, впрочем, заплатили меньше, чем рассчитывал аукционный дом, – 2,8 млн. фунтов при эстимейте в 3–4 млн. Обожавший колоритную натуру Фрейд написал свое же оплывшее лицо и фиолетовый глаз сразу после драки с таксистом. Но хотя реалист Фрейд – самый дорогой из ныне живущих художников, наиболее феноменальный результат на торгах показал другой портрет – угольный рисунок Фрэнка Ауэрбаха: он подорожал с 60–80 тыс. до 1 млн. фунтов.

Следующим вечером на торгах Christie's покупатели подтвердили свое ничем не объяснимое на первый взгляд намерение тратить деньги. Это стало очевидно сразу после первого лота – рисунок молодого американского художника Мэттью Дэй Джексона подорожал с 30–40 тыс. фунтов до 600 тыс. Это, конечно, новый ценовой рекорд. Помимо Джексона до рекорда также взлетели трехметровые стальные туфельки португальского художника-дизайнера Джоаны Васконселос (505 тыс. фунтов), полотно 1963 года Антонии Тапиеса (993 тыс. фунтов) и работа Ononimo итальянского концептуалиста Алигьеро Боэтти (1 млн. фунтов).

В топ-листе же оказались RE 47 II Ива Кляйна – сделанный из натуральной губки и покрытый золотом рельеф, проданный за ожидаемые 5,8 млн. фунтов, и его же «Антропометрия» в виде отпечатка человеческого тела (4,1 млн. фунтов при эстимейте 1,5–2 млн.). А также ранний «Летающий Танга» Мартина Киппенбергера, представляющий собой пять холстов, созданных в разных стилях (2,5 млн. фунтов), вездесущий Энди Уорхол (2,2 млн. фунтов) и тот же Питер Дойг (2 млн. фунтов). В итоге более скромные по предложению, чем у Sotheby's, торги были пропорционально не менее успешны: при 90-процентной продаже получены 39 млн. фунтов.

Лондонские аукционы ясно показали, что рынок современного искусства сделал крутой поворот и покупатели снова готовы финансировать самый провокационный и неоднозначный раздел искусства. Пока рано делать выводы о том, что стоит за этим внезапным приступом покупательского энтузиазма – случайность или вновь возвращающееся доверие к арт-рынку, о котором эксперты заговорили после торгов импрессионистов. Теперь эксперты получили новую непростую головоломку из серии «что же случится дальше с рынком современного искусства», столь же непредсказуемым, как и само contemporary art.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Данила Моисеев

Аун Сан Су Чжи изменена мера пресечения

0
961
Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Владимир Скосырев

Мониторинг КНДР будут вести без России и, возможно, Китая

0
1469
Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Михаил Сергеев

К 2030 году на отечественный софт перейдут до 80% организаций

0
1100
"Яблоко" занялось антитеррором

"Яблоко" занялось антитеррором

Дарья Гармоненко

Инициатива поможет набрать партии очки на региональном уровне

0
1070

Другие новости