0
1417
Газета Античность Интернет-версия

29.11.2001 00:00:00

Лунный лик Эллады

Тэги: Доддс, Греки, иррациональное


Э.Р. Доддс. Греки и иррациональное. Перев. с англ. С.В. Пахомова. - СПб.: Алетейя, 2000, 507 с.

ПЕТЕРБУРГСКОЕ издательство "Алетейя" выпустило в русском переводе одну из лучших книг о древнегреческой цивилизации - "Греки и иррациональное" Эрика Робертсона Доддса. В свое время она произвела впечатление разорвавшейся бомбы и определила развитие целого ряда перспективных направлений в мировом антиковедении.

Доддс сконцентрировал внимание на тех сторонах их менталитета, которые ранее оставались в тени, - на иррациональных элементах греческого сознания и подсознания. Ученый руководствовался желанием сделать жителей античной Эллады более близкими и понятными для человека XX века, "освободить" их от холодноватого налета классичности, показать, какие бури страстей бушевали в их душах под покровом винкельмановских "благородной простоты и спокойного величия".

Новаторским для своего времени было и привлечение Доддсом для исследования античности данных аналитической психологии и социальной антропологии. Теперь это кажется вполне естественным, но совсем иначе обстояло дело еще не так уж и давно, когда классическая филология предпочитала вариться в собственном соку.

Архаический период греческой истории привлекает наибольшее внимание Доддса. В VII-VI веках до н.э. происходит переворот в системе этических ценностей - трансформация "культуры стыда", отразившейся у Гомера, в "культуру вины". Выдвигается на первый план целый ряд новых идеологем, таких, как божественное возмездие, родовое проклятие, скверна кровопролития, "зависть богов". Мир греческих полисов начинают обуревать религиозные страхи, неведомые Гомеру. Особенно подробно Доддс рассматривает два аспекта этой тематики. Один из них - отношение греков к безумию, которое считалось ниспосланным богами, как бы входившими в человека. Речь вполне естественно заходит о "пророческом безумии" Пифии - жрицы Аполлона при Дельфийском оракуле. Автор склонен принимать этот транс как историческую данность, имевшую чисто психологическое происхождение, и отказывается принимать его рационалистические трактовки (обманом жрецов или действием пресловутых дурманящих паров). Другой затрагиваемый Доддсом аспект иррационального в архаической Греции - отношение к сновидениям. Как выясняется, сны, которые видели греки, довольно существенно отличались от привычных нам. Очень часто они имели форму визита к спящему некоего призрака, приносящего весть или дающего совет. Естественно, такие сны воспринимались как объективный факт.

Одна из самых интересных и в то же время самых спорных глав книги Доддса посвящена греческому "шаманизму". Ученый считает большинство религиозных деятелей архаической Эллады, в том числе даже Пифагора и орфиков, обыкновенными шаманами, полностью тождественными по своей магической практике с шаманами Северной Евразии. По его мнению, сибирский шаманизм в эпоху Великой колонизации через посредство скифов и фракийцев был воспринят греками и привился у них. Отличие шаманского представления о трансе от ранее существовавшего в Греции заключается в том, что уже не бог входит в человека, а, напротив, сама человеческая душа на время покидает тело и странствует по "иным мирам". Эта "паншаманистская" концепция Доддса была впоследствии подвергнута во многом убедительной критике, но многие его меткие наблюдения и по сей день сохраняют свою силу.

Из-за отсутствия у переводчика стилистического чутья блестящая по живости и яркости изложения книга Доддса превратилась в нечто занудное, невразумительное, местами косноязычное, а недостаточная компетентность г-на Пахомова в предметах, о которых идет речь, привела его к грубым ошибкам, нередко искажающим смысл написанного. К недопустимым погрешностям перевода добавляются некоторые другие детали, может быть, и незначительные, но неприятно режущие глаз. Так, в конце книги находится указатель, но пользоваться им невозможно, потому что проставленные в нем номера страниц ни в одном случае (пришлось специально проверить) не соответствуют тексту. Ценность такого указателя нулевая. В качестве послесловия вместо ожидаемой читателем статьи, в которой рассказывалось бы о жизни и деятельности автора, об основных направлениях его научных изысканий, о других его важных работах, помещена... рецензия Ф.Х. Кессиди, перепечатанная из "Вопросов философии" почти тридцатилетней давности. Будем надеяться, что перед нами - досадное исключение, а не проявление новой тенденции, и что респектабельная "Алетейя" не пойдет по пути некоторых безответственных издательств, оперативно штампующих откровенную халтуру.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1542
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1743
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1853
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4207

Другие новости