Фото Марины Образковой
Слово фабрика всегда вызывало ассоциацию, что это некое огромное помещение, где тысячи людей в монотонном шуме производят разные полезные вещи. Такая картинка из учебников истории, иллюстрирующая рассказ о промышленной революции в 19 веке. И как бы за кадром звучали слова о безземельных крестьянах, которые перебираются в города, трудятся по 14 -16 часов в день, и мечтают о революции. Когда тайваньские бизнесмены предложили посмотреть на велосипедные фабрики, возникла ассоциация, что перед гостем предстанет подобная картинка.
Поэтому первым вопросом на тайваньской фабрике Pacific Cycles, возник: «а где люди?» Людей было не больше двух десятков. Мужчина свинчивал велосипед из частей, остальные упаковывали. В первых помещениях, где работников вовсе не было, только велосипедные рамы подвешенные на конвейере как безжизненные останки медленно продвигались в камеру покраски. Директор, пожилой тайванец Джорж Лиин с абсолютно белой шевелюрой по-хозяйски показывал свое любимое детище. Это чуть ли не первый завод в Тайване, где полвека назад начали производить велосипеды. Производство ни разу не останавливалось. Здесь же на фабрике он собрал грандиозную коллекцию двухколесного транспорта, который был популярен в разных странах и в разное время. На тех, что сделаны недавно можно кататься прямо по музею.
Слушая этот вдохновенный рассказ, казалось, что каждый тайванец должен обладать велосипедом. Однако на улицах городов острова совсем не видно было наездников верхом на этой технике. Тайваньцы не слишком увлечены велоспортом. Ездят они чаще на мотороллерах, погода хорошая, местность рельефная, крутить педали не очень удобно. В городах нет даже велодорожек, как например, в Германии. Больше всего велолюбителей удалось встретить в столице острова – Тайбее. Как так получилось в стране, которая обеспечивает двухколесным транспортом весь мир сразу сказать трудно.
Как рассказал директор другого производства Volando Кен Ли, велосипеды заинтересовали местных жителей совсем недавно, когда появилась мода на экологию. На волне этой моды он и сам начал их производить - сверхлегкие карбоновые, хотя раньше из этого материала он делал только клюшки для гольфа и снабжал ими аристократов со всего света. Но экология понадобилась для выживания, регион стал не слишком благополучный и вот результат политики. Государство и компании стали пропагандировать здоровый образ жизни, появились арт-фестивали, где объекты производятся из мусора. В этом году в крупный портовый тайваньский город Гуандун на подобное мероприятие ездил наш российский художник – Николай Полисский. Строил скульптуры из бывшего в употреблении металла. Как следствие таких мероприятий, потихоньку появилась любовь к экологии. Представитель бизнес-кластера Cashido вблизи от Тайбея, показывает множество приспособлений экологического толка и уверяет, что в стране они популярны, однако партнеров они ищут за рубежом, видимо иностранцы экологией все таки больше взволнованны. И именно иностранцы главные потребители подобных вещей.
В России тайваньские велосипеды любят, как впрочем и японские и китайские. Просто любят велосипеды. Но китайские любят немножко больше, потому что цена у них ниже, а сверхкачество волнует только спортсменов и увлекающихся ездой по пересеченной местности. В остальном цена играет главную роль. Но при любом случае велосипедистов на московских улицах в десятки раз больше, чем в том же Тайване. Это удивительно, как можно не пользоваться велосипедами круглый год, особенно когда это возможно. Но восток остается загадкой. Хотя тайваньцы и представляют собой некую смесь востока и запада. Понять с помощью европейского рационализма практически невозможно.