0
736
Газета Архитектура Интернет-версия

24.10.2001 00:00:00

Конец музеефикции

Тэги: музей, архитектор, заказ


ПОСТРОИТЬ музей - это для любого архитектора не обыкновенный заказ, а мероприятие статусное. Это все равно что для обычного человека дерево посадить. В то же время всякий университетский городок считает делом чести возвести хоть маленький, но музей современного искусства. В результате музеев понатыкали, как палок.

Жанр этот для мировой архитектурной практики сравнительно новый: пинакотеки когда еще строили, а вот чтоб инсталляцию разместить - эта задача не так уж давно встала. Но, честно говоря, связь между архитектурой и актуальным процессом исчезла сразу после дадаистов, устраивавших входы на свои выставки через сортиры. Нежно полюбив авангард, западное общество его стерилизовало, пустив процесс музеефикации в обратку - превратив в музеефикцию.

Если разобраться, то западный музей современного искусства образца середины века, да и частная лофт-галерея девяностых выглядят одинаково - как сумасшедший дом. Пустое и ограниченное пространство для одаренных или бездарных психов. Белая неокультуренная зона, фиксирующая ВСЕ следы художественных отправлений, как бы скудны они ни были. Архитектуры - никакой, дизайна - тоже, пространство - условно-ждущее.

Кое-кто, конечно, и раньше добивался успехов. Как, например, Фрэнк Ллойд Райт, который использовал для структурирования пространства музея схему гаражного пандуса. Так ведь и ругали Нью-Йоркский Гуггенхайм лет двадцать после этого стиральной машинкой. Оскар Нимейер в 1989 году сделал свой музей в виде летающей тарелочки и тут же получил Притцкеровскую премию. Но оба музея были ориентированы все-таки на живопись, что сейчас не так актуально.

Прорыв осуществил в 1996 году Фрэнк Гери со своим сараем-скульптурой в Бильбао (тоже музей Гуггенхайма). Тут, конечно, и форма замечательна, и титан - инновационный материал, но внутри - тот же ангар, только кривой. В гериевские кожухи даже большие произведения вкладываются как матрешки, не работая вместе.

Далее последовала лондонская галерея Тейт - типичный "музей вдогонку" (коллекция уже существовала), но с большими экспозиционными возможностями. Основная коллекция живет в маленьких белых комнатках, а обалденный, чудно освещенный машинный зал используется для размещения масштабных проектов и временных экспозиций.

Венская зенитная Башня Питера Нойвера, куда предлагается вселиться работам современных художников, изначально энергетически доминирует над искусством. Здесь осуществляется агрессивный симбиоз искусства и архитектуры, как пожирающих друг друга крайностей. В результате реди-мейд башни превращается в монолит, залитый искусством, как бетоном, навечно, как консервная банка.

Итог в этом непростом диалоге архитектуры и искусства подводит двумя своими лас-вегасскими залами Гуггенхайма Рэм Коолхаас. Внешней репрезентативности или скульптурности там никакой (а ведь делал же он Кунстхалле в Роттердаме в виде супрематического натюрморта!). Внутри, кажется, голая функция, машина. Но - один музей классический (там шедевры - картины), другой - гедонистический, мультимедийный; один - экранированный от внешнего мира железом стен, другой - ему открытый и его слушающий. Архитектура Коолхааса провоцирует ситуацию битвы культур, причем в качестве бонуса европейской классике голландец предоставляет танк или бронежилет из кортена "Эрмитаж - Гуггенхайм", а из "Большой коробки" веет сквознячком глобализации и скачут железные кони-мотоциклы.

Можно бы праздновать победу - конец музеефикции, а значит, новый синтез искусств не за горами. Но Россия пока не может похвастаться даже новыми музеями, не говоря уж о тонких подходах к современному искусству. Есть Музей Маяковского Андрея Бокова, есть ресторан "Улица О.Г.И." Александра Бродского, по совместительству являющийся художественной галереей, но оба явления не более чем локальные. Единственное утешение в том, что галерея "Эрмитаж - Гуггенхайм" в Лас-Вегасе наполовину наша (холдинг "Интеррос" вложил со стороны Эрмитажа около миллиона долларов). Однако, при всем желании, извлечь ее из этой клоаки игорного бизнеса и разврата даже механически не представляется возможным. Что же до картин, то большей части населения страны придется ездить в Питер, когда выставки из Вегаса будут перемещаться туда. Но это все, как, впрочем, и Гуггенхайм в здании петербургского Главного штаба (архитекторы - Коолхаас и Гери), промоушном которого открытие Галереи в Лас-Вегасе является, - история будущая, а значит, пока фиктивная.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1226
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3248
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1839
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2164

Другие новости