РАБОТЫ по созданию оперативно-тактического противокорабельного комплекса четвертого поколения начались в нашей стране в конце 70-х - начале 80-х гг. в НПО Машиностроения под руководством генерального конструктора Герберта Ефремова. В отличие от предшествующих отечественных противокорабельных ракет (ПКР), имеющих относительно узкую "специализацию" по носителям, новый комплекс с самого начала задумывали как универсальный: его предполагалось размещать на подводных лодках, надводных кораблях и катерах, самолетах и береговых пусковых установках. По степени "универсальности" он должен был превзойти зарубежного "рекордсмена" в этой области - американскую ПКР "Гарпун". В неофициальной прессе сообщалось название новой ракеты - "Оникс".
Одним из первых носителей нового комплекса должна была стать многоцелевая атомная подводная лодка проекта 885 "Ясень", относящаяся к четвертому поколению субмарин. Закладка головного корабля в серии, получившего название "Северодвинск", состоялась 21 декабря 1993 г., вступление в строй намечалось на 2000 г. Лодка будет нести в наклонных пусковых шахтах 24 "Оникса".
Натурный макет новой противокорабельной ракеты в экспортном исполнении (вариант для подводного, надводного и берегового базирования), известный под названием "Яхонт", был впервые публично продемонстрирован на выставке МАКС-97. Экспонировался он и на МАКС-99.
Ракета "Яхонт" выполнена по нормальной аэродинамической схеме с трапециевидным складным крылом и оперением. Она имеет стартовую массу порядка 3 тыс. кг и длину 8,9 м. Аэродинамика планера в сочетании с высокой тяговооруженностью обеспечивает "Яхонту" высокую маневренность (максимальный угол атаки - до 150), позволяющую ракете выполнять эффективные маневры уклонения от средств ПРО противника.
Старт ПКР осуществляется из универсального транспортно-пускового контейнера (гарантийный срок хранения - три года), способного размещаться на различных носителях - подводных лодках, надводных кораблях и катерах, мобильных и возимых береговых установках. Кроме того, возможно размещение ПКР и в укрепленных шахтных пусковых установках, обладающих высокой живучестью.
Силовая установка ПКР включает маршевый сверхзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель (СПВРД) с интегральным стартовым твердотопливным ускорителем. СПВРД рассчитан на маршевый полет со скоростью 2,0-3,5 М в диапазоне высот от 0 до 20 тыс. м. Тяга двигателя - 4 тыс. кгс, сухая масса - 200 кг. Воздухозаборник СПВРД - носовой осесимметричный с центральным конусом, в котором размещена антенна радиолокационной станции самонаведения.
Ракета оснащена комбинированной системой наведения (инерциальной на маршевом участке траектории и активной радиолокационной - на заключительном этапе полета). Полетное задание формируется по данным от автономного источника целеуказания.
Радиолокационная станция (РЛС) головки самонаведения может захватывать надводную цель класса "крейсер" на дальности до 75 км. После первоначального захвата цели ракета выключает радиолокационную станцию и выполняет снижение на предельно малые высоты (порядка 5-10 м). В результате на среднем участке полет осуществляется под нижней границей зоны ПВО. В дальнейшем, после выхода ПКР из-за радиогоризонта, РЛС включается повторно, захватывает и сопровождает цель, на которую наводится ракета. На этом относительно коротком участке полета сверхзвуковая скорость "Яхонта" затрудняет его поражение средствами ПВО малой дальности, а также постановку помех его головке самонаведения.
Ракета, снабженная проникающей боевой частью массой 200 кг, способна поражать надводные цели на дальностях до 120-300 км (в зависимости от профиля полета). Маршевая скорость ракеты соответствует 2,0-2,5 М, а высота полета может меняться от 5 м до 14 тыс. м.
Одной из сенсаций авиакосмического салона МАКС-99 стала первая публичная демонстрация натурного макета модификации "Яхонта", предназначенной для размещения на борту летательных аппаратов. При сохранении или некотором улучшении основных тактико-технических характеристик "корабельно-наземного" варианта (максимальная дальность 300 км, диапазон крейсерских скоростей 2,0-2,6 М, максимальная высота полета до 15 км) авиационная ПКР имеет значительно меньшую стартовую массу (2550 кг).
Ракета имеет складывающиеся крыло и оперение. Воздухозаборник и сопло закрыты сбрасываемыми после старта обтекателями (кстати, внешне именно носовой обтекатель отличает авиационный вариант от корабельного). Все это уменьшает аэродинамическое сопротивление ПКР на внешней подвеске самолета и позволяет вооружать новыми ракетами летательные аппараты практически всех классов, в том числе и легкие истребители. В частности, самолет МиГ-29 может нести на подкрыльевых узлах подвески две ракеты "Яхонт". Боекомплект истребителя Су-27 увеличен до трех ракет. Дальний патрульный самолет Ту-142 может нести восемь ПКР. В последнем случае высокая плотность залпа позволяет наносить эффективные удары по корабельным группам, имеющим мощную ПВО.
Как утверждает заместитель генерального директора НПО Машиностроения Виктор Царев, "полная автономность боевого применения, высокая сверхзвуковая скорость, помехоустойчивость, унификация ракеты под любые носители позволили опередить соответствующие аналоги и сделать ее лидером среди ракет такого класса примерно на 10-15 лет".
В настоящее время "Яхонт" прошел стадию летных испытаний, подготовлена производственная база для его выпуска. По словам представителей НПО, уже ведутся активные переговоры о поставке новой ПКР на экспорт. Однако страна - потенциальный покупатель ракеты, а также сумма предполагаемого контракта не называются. Приподнять завесу секретности представители НПО Машиностроения обещают в конце года. Они же называют 2001 г. в качестве точки отсчета для начала развертывания новых ПКР.
"Яхонт" - не единственная противокорабельная ракета, над которой работают в НПО Машиностроения. По словам Виктора Царева, продолжается разработка ПКР следующего поколения - "Альфа". Однако в этот проект необходимо вкладывать довольно большие средства. Информация об "Альфе" была представлена на МАКС-97, но, поскольку работа над ней с тех пор продвинулась не очень сильно, перспективную ракету на нынешнем салоне решили не выставлять. Однако ее создание специалисты НПО по-прежнему считают важной задачей.
Помимо ПКР "Яхонт" и "Альфа", НПО машиностроения является разработчиком ракет оперативного назначения "Базальт" и "Гранит", которыми вооружены подводные лодки и крейсера отечественного ВМФ. Как представляется, эти системы также имеют высокий экспортный потенциал, однако их продажа за рубеж без существенной переделки исключена. Дело в том, что "Базальты" и "Граниты", имеющие дальность порядка 550 км, подпадают под ограничения (не более 300 км), установленные режимом нераспространения ракетных технологий.
Вместе с тем корабль с "Базальтами" скоро выйдет в море под флагом Украины. Это ракетный крейсер проекта 1164, который сейчас достраивается в Николаеве. Комментируя корреспонденту "НВО" эту ситуацию, начальник управления ракетно-артиллерийского вооружения ВМФ контр-адмирал Георгий Еремеев пояснил, что "Базальты" попали в украинские ВМС в соответствии с соглашением о разделе Черноморского флота.
Помимо противокорабельных ракет, НПО Машиностроения представило на авиасалоне МАКС-99 ряд весьма интересных конверсионных проектов, ориентированных прежде всего на космическую деятельность. В целом фирма прочно стоит на ногах и, более того, наращивает финансовые показатели. Достаточно сказать, что если в 1998 г. поступления по госзаказу составили 33% объема средств, полученных предприятием, то в текущем году этот показатель ожидается на уровне 12-13%, причем физические объемы работ по госзаказу не уменьшатся.
В настоящее время предприятие активно занимается диверсификацией своей деятельности, укрепляет отношения с зарубежными фирмами, в общем, осваивается в рыночной экономике. По словам Герберта Ефремова, на МАКС-2001 гостям выставки будет представлено полностью реформированное и реструктуризированное НПО.