0
1883
Газета Вооружения Интернет-версия

05.11.1999 00:00:00

Дилемма гонки вооружений: ответа нет


НЕДАВНИЙ отказ сената США от ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) стал неожиданностью, дающей хорошую пищу для размышлений. У проблемы запрета ядерных испытаний (ЯИ) есть три основных аспекта: исторический, военно-технический (профессиональный) и политический. Что касается одно время усиленно выпячиваемого экологического аспекта, то просто сошлемся на сообщение Бюллетеня МАГАТЭ (т. 40, #4, 1998 г., стр. 14) о ситуации на Семипалатинском ядерном полигоне: "Исследования дают достаточно оснований утверждать, что на большей части данной территории наблюдается очень малая остаточная радиоактивность, непосредственно связанная с ядерными испытаниями в Казахстане, или она вообще отсутствует".

Исторически проблема, по сути, возникла в марте 1958 г., когда СССР впервые объявил о введении одностороннего моратория на ЯИ. Однако США и Великобритания уже в апреле начали выполнять крупную испытательную программу. Этот период можно охарактеризовать как "зону принятия критических решений". Ведь если бы США поддержали тогда наш мораторий и взяли на себя обязательство в краткие сроки количественно сократить свое ядерное оружие (ЯО) до хотя бы двойного уровня ЯО СССР, то, скорее всего, гонки ядерных вооружений 60-70-х гг. просто не было. Вышло по-иному: сторонами были проведены сотни испытаний, и одним из результатов этого стало высокое совершенство ядерных зарядов.

Постепенно изменялся и характер натурных испытаний ЯО. Они все более обеспечивали такие важнейшие его качества, как надежность и эксплуатационная безопасность. Эти два понятия и составляют сегодня основу военно-технического аспекта проблемы. Без ядерных испытаний не может быть надежной уверенности в обеспечении (в течение всего гарантийного срока) не только тактико-технических, но и чисто эксплуатационных характеристик ядерного заряда. Полигонные натурные испытания встроены в технологическую цепь разработки, отработки и подтверждения работоспособности зарядов - как отечественных, так и американских. Без них просто невозможно надежно прогнозировать поведение заряда, особенно при задаче расширения гарантийных сроков. То есть для основных ядерных держав ЯИ это уже не столько инструмент совершенствования ЯО в рамках гонки вооружений, сколько способ эксплуатационной аттестации реального арсенала.

Хотя и законсервировать достигнутый, пусть и очень высокий научно-технический уровень ЯО значит обречь себя на серьезные проблемы в будущем. И политические, и чисто технические. Кроме того, неполноценность процесса совершенствования ЯО без ЯИ программирует и профессиональное несовершенство новых поколений разработчиков оружия, что тоже весьма общественно опасно.

Все эти обстоятельства профессионалы всех ядерных держав хорошо сознавали с самого начала инициирования Соединенными Штатами переговоров по ДВЗЯИ. Думаем, не в последнюю очередь поэтому США, Китай и Франция уже в ходе переговоров провели серии испытаний, в которых были решены основные современные проблемы разработки ЯО. И этим был создан "запас прочности" минимум на пять, а то и на десять лет вперед! В России же напротив - испытательная деятельность была прекращена практически десятилетие назад!

Не так все просто и с самим ДВЗЯИ. Режим нераспространения ЯО он не укрепил. Возможности основных ядерных держав (кроме одной) он не ослабил. А единственным крупным практическим результатом всей истории с ДВЗЯИ стал серьезный подрыв ядерного оружейного комплекса России. Сегодня в Париже сетуют по поводу решения американских сенаторов, но ведь Франция не столько затопила свои испытательные возможности в лагуне атоллов Муруроа и Франгатауфа, сколько увела их, так сказать, в "тихую гавань", в метрополию, поскольку основой уникальной французской технологии ЯИ является использование нескольких плавучих платформ. И это при том, что Франция вслед за США активно развивает неполигонную испытательную базу в рамках программы PALEN.

О Соединенных Штатах вообще говорить не приходится. В самый разгар пропагандистских кампаний за запрет ЯИ и подписание ДВЗЯИ средства, ранее выделявшиеся на полигонную деятельность, не урезались, а переориентировались на совершенствование математических методов расчета зарядов, повышение информативности и разработки новых методик неядерных взрывных опытов, развитие физической экспериментальной базы ядерного оружейного комплекса США и т.п. Соединенные Штаты имеют ряд масштабных - с финансированием в миллиарды долларов - научно-технических программ по обслуживанию и поддержанию ядерного арсенала.

Не будет преувеличением сказать, что сейчас у нас нет адекватной имитационной базы, способной хоть как-то заменить испытания. Ее надо создавать и тратить много средств. Проще и дешевле изредка проводить испытания на Северном полигоне.

Однако в силу чисто политических причин Россия не только пошла на подписание ДВЗЯИ, но еще до его ратификации полностью отказалась от ЯИ, что само по себе уже в ближайшее время может ощутимо сказаться на прочности нашего ядерного статуса.

Администрация США также настаивала на подписании ДВЗЯИ из чисто политических причин, "убивая" здесь как минимум "двух зайцев". Во-первых, играя на страхе американцев перед распространением ЯО и подавая ДВЗЯИ как гарантию для неядерных государств, администрация обеспечивала согласие нации (т.е. налогоплательщиков) на выделение огромных средств для модернизации неполигонной испытательной базы и создания новых физических установок с характеристиками близкими к параметрам ядерного взрыва.

Во-вторых, рискнем высказать догадку, что немалую роль играло также тайное желание окончательно подорвать ядерный оружейный комплекс России путем вовлечения ее в очередной невыгодный и губительный для РФ разоруженческий договор. Ведь и без этого Северный полигон на Новой Земле "дышал на ладан", а ДВЗЯИ в скорые сроки добивал его окончательно. Согласие американских оружейников на ДВЗЯИ при этом обеспечивалось щедрыми ассигнованиями на капитальное обновление материальной базы их работы и жесткими гарантиями сохранения испытательных возможностей США в полном объеме.

Можно лишь гадать, насколько такая линия была согласованной между сенатом и администрацией. Вот в сфере сокращения стратегических вооружений разнобоя не наблюдается. Подготовленный администрацией Договор СНВ-2 сенат ратифицировал 26 января 1996 г. с чуть ли не беспрецедентным единодушием при почти стопроцентной (!) явке: 87 голосами против 4-х.

Однако очень показательно, что тогда же "совет и согласие сената" на ратификацию были обусловлены в его резолюции рядом заявлений и, в частности, следующим: "При возникновении проблем конструкционных изъянов или старения, которые не могут быть разрешены с помощью надежной программы по поддержанию ядерного боезапаса, Соединенные Штаты резервируют за собой право <...> возобновить подземные ядерные испытания, если это необходимо для поддержания уверенности в запасах ядерных боеприпасов. Соединенные Штаты обязуются поддерживать испытательный полигон в Неваде на уровне, при котором Соединенные Штаты смогут возобновить испытания в течение года после принятия решения об этом на национальном уровне. Соединенные Штаты резервируют за собой право ссылки на высшие национальные интересы США для выхода из любой будущей договоренности в области контроля над вооружениями, предусматривающей ограничение подземных ядерных испытаний".

То есть уже четыре года назад сенаторы проявили подлинную государственную мудрость и похвальную осторожность. Именно такой подход и позволил Америке в считанные годы мощно нарастить материальный потенциал своих ядерных НИОКР.

Казалось бы, через четыре года после того, как многие проекты уже реализовались или завершаются, можно было бы и ратифицировать ДВЗЯИ, добиться за счет этого ратификации его Россией и тем самым ускорить процесс нашей деградации. Самим же отработать новые методики создания и аттестации ЯО в так называемых виртуальных испытаниях, а затем выйти из ДВЗЯИ и калибровать эти методики уже в натурных испытаниях. Однако сенат действовать по этой схеме не согласился. И резон здесь есть очевидный. Очень уж опасно всерьез - на уровне не игр с подписями, а на уровне высоких государственных международных обязательств, освященных авторитетом высшего законодательного органа державы, - давать "зеленый свет" процессам и тенденциям, крайне сомнительным с точки зрения коренных интересов национальной безопасности. Так что в данном случае здравомыслие и управленческий профессионализм, похоже, одержали верх над сиюминутным политическим расчетом. Заявление же президента Клинтона о том, что США будут и далее соблюдать мораторий на ЯИ, явно рассчитано на Россию. Мол, "делай как я". Однако США сейчас просто нет нужды проводить ЯИ - они "отстрелялись" в свое время на много лет вперед и вполне в состоянии взять "тайм-аут".

Но Россия же испытаний не проводила очень давно, Северный полигон находится в критическом состоянии, а отечественные программы поддержания надежности и безопасности ядерного арсенала в условиях отсутствия испытаний финансируются слабо. Поэтому разумным для нас было бы взять за пример для подражания не администрацию американского президента, а ее законодателей и энергично приняться за ликвидацию нашего затянувшегося "испытательного" кризиса.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1598
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1479
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1701
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1415

Другие новости